Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Тема и содержание задания
| Часы
| Тема 1. Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
1.1. Выявить особенности преподавания цикла Русский язык в специальной (коррекционной) школе 5 вида на основе сравнения с обучающим материалом, представленным для изучения в общеобразовательной школе. (Сравнительный анализ Программ обучения).
| 4
| Тема 2. Коррекционные возможности обучения русскому языку.
2.1. Определить, каким образом на уроках цикла Русский язык у учащихся специальной (коррекционной) школы 5 вида корригируются внимание, память, мышление, восприятие, речь.
2.2.Определить взаимосвязь уроков цикла Русский язык с другими предметами, изучаемыми в специальной (коррекционной) школе 5 вида.
| 4
| Тема 3. Обучение произношению:формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова.
3.1. Составить план обследования состояния речевого развития учащихся.
3.2. Составить план-конспект модели урока произношения на выбранную тему
| 6
| Тема 4. Обучение грамоте: добукварные занятия (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период.
4.1. Конспектирование: Чиркина Г.В. “К методике обучения грамоте детей с речедвигательными нарушениями” //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. “Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи” //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
4.2. Разработка календарно-тематического плана работы для 1 класса специальной (коррекционной) школы 5 вида по обучению грамоте.
4.3. Разработка плана-конспекта модели урока обучения грамоте.
4.4. Подготовка дидактического материала по обучению грамоте.
| 8
| Тема 5. Уроки чтения.
5.1. Конспектирование: Чебыкина Т. А. “Организация уроков внеклассного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы” // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006., №6; Спирова Л.Ф. “К вопросу обучения чтению в 1-3 классах” //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011. Крылова Н.Л. “Чтение в послебукварный период” //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
5.2. Разработка плана-конспекта модели урока чтения по формированию навыков чтения: беглого, осознанного, выразительного, правильного.
5.3. Разработка дидактической игры с целью формирования навыков чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи в послебукварный период.
| 14
| Тема 6. Формирование навыков чтения произведений различных жанров.
6.1. Конспектирование: Абрамова И. В. “Система работы над стихотворными произведениямив старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида” //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007., №2; Никифорова Е. С. “Фольклор как средство расширения социокультурного опыта воспитанников с интеллектуальной недостаточностью” //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006., №3.
6.2. Разработка плана-конспекта модели урока чтения по теме изучения сказки.
6.3. Разработка плана-конспекта модели урока чтения по теме изучения стихотворения.
6.4. Разработка плана-конспекта модели урока чтения по теме изучения рассказа.
6.5. Разработка плана-конспекта модели урока чтения по теме изучения басни.
| 8
| Тема 7. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации.
7.1. Анализ программы обучения грамматике и правописанию в специальной (коррекционной) школе 5 вида.
7.2. Жаренкова Г.И. “Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи” // //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
Кроткова Л.А., Юсимова Г.А. Формирование грамматических обобщений при усвоении множественного числа имен существительных в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
Давидович Л.Р. Развитие лексики учащихся с моторной алалией в процессе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
7.3. Разработка календарно-тематического плана по грамматике и правописаию для начальной школы.
| 18
| Тема 8. Развитие речи в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
8.1. Конспектирование: Чевелёва Н.А. “Развитие речи детей в процессе ручной деятельности”//Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.Бессонова Т.П. “Приёмы работы по совершенствованию навыка грамматического оформления связных высказываний” //Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи /под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селивёрстова, М. 2011.
8.2. Разработка перспективного плана на учебный год по развитию речи.
8.3. Подготовка наглядно-дидактического материала по развитию речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальный школьный период.
| 8
| Тема 9. Моделирование уроков по разделам русского языка.
9.1. Разработка планов-конспектов моделей уроков грамматики и правописания.
9.2. Разработка планов-конспектов моделей уроков чтения для различных классов школы 5 вида.
9.3. Разработка планов-конспектов моделей уроков по формированию произношения в начальный школьный период.
9.4. Подбор дидактического материала по различным разделам изучения цикла Русский язык в специальной (коррекционной) школе 5 вида.
| 20
| Подготовка к экзамену
| 36
| Итого
| 126
|
Аудиторная самостоятельная работа студентов
Тема 1. Общие вопросы “Методики обучения русскому языку (специальной)”.
Задание 1.Сравните программу по обучению грамоте в общеобразовательной и специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Схема анализа программы.
а) Структура программы.
б) Содержание программы (добукварный и букварный период).
в) Количество учебных часов (недельных и годовых).
№№п/п
| Общеобразовательная школа
| Специальная школа 5 вида
| Этапы изучения букваря
| Содержание
| Содержание
| 1
| | | 2
| | | 3
| | | 4
| | |
Задание 2.Сделайте анализ учебника (по выбору студентов) для специальной школы 5 вида.
Примерная схема анализа.
1.Выходные данные.
2.Внешний вид, оформление.
3.Содержание, тематика.
4.Учебно-методический аппарат учебника.
Тема 2. Методика обучения грамоте.
Задание 1.Сравните буквари общеобразовательной и специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Примерная схема анализа.
а) Авторы, выходные данные.
б) Внешний вид, оформление.
в) Содержание добукварного периода.
г) Содержание букварного периода (порядок изучение звуков и букв, слоговых структур, последовательность введения разных по сложности слов, предложений, текстов).
д) Система работы по изучению нового звука и буквы (по страничке букваря).
е) Анализ одного из текстов (количество предложений, структура предложений, выделите разные по слоговой структуре слова).
"Сравнительный анализ букварей общеобразовательной и специальной школы 5 вида"
| Общеобразовательная школа
| Специальная школа 5 вида
| 1.Авторы
|
|
| 2.Последовательность изучения алфавита
|
|
| 3.Введение слоговых структур
|
|
| 4.Виды предложений
|
|
| 5.Тексты
|
|
|
Задание 2.Анализ предложенных конспектов уроков
Примерная схема:
1.Тема урока, задачи, их реализация.
2.Тип урока.
3.Структура урока, содержание каждого из этапов урока, его соответствие теме, целям, задачам.
4.Наглядный и раздаточный материал.
5.Методы и приемы работы, эффективность их использования.
6.Коррекционно-практическая направленность работы.
7.Организация дифференцированного и индивидуального подхода на уроке.
8.Активизация познавательной деятельности детей.
9.Соответствие конспекта общедидактическим и методическим требованиям.
10.Оценка деятельности учителя на уроке.
11. Общая оценка урока.
|