Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уроки чтения произведений разных жанров




Кроме общих методических позиций, которые характерны для изучения любого художественного произведения, методика рас­полагает специальными рекомендациями, относящимися к каждому из жанров литературного творчества.

Чтение сказок. В книгах для чтения в специальной школе представлены все виды сказок: бытовые ( “Чья помощь лучше” — 2-й класс,  “Мужик и царь” — 7-й класс), волшебные ( “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина — 4-й класс,  “Снежная королева” Х.К. Андерсена — 6-й класс), сказки о животных ( “Лиса и Журавль” — 3-й класс,  “Жу­равль и Цапля” — 7-й класс).

К работе над сказкой предлагаются следующие рекомендации.

1. При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деятельность детей (в младших классах) < или проводить соответствующую беседу (в старших классах),! так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев1' и их действия. Например, перед чтением сказки  “Колобок” целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели, из чего он испечен, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки. Показывать предметы, описанные в этой сказке, нецелесообразно. Во-первых, потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ уведет в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне контекста.

Та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и в старших классах. При чтении сказки Х.К. Андерсена  “Снежная королева” кроме кратких сведений об авторе уместно показать учащимся изображения злого тролля с зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен создать образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.

2. Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

3. Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу.

4. Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то — правдой жизни. Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле. Например, к сказке  “Лиса и Журавль” (3-й класс) можно предложить детям следующие вопросы:

Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?

Сумел ли Журавль попробовать угощение Лисы? Почему не
сумел?

Какой оказалась Лиса?

Как угощал Лису Журавль? Для чего он это сделал?

Могли ли они после такого угощения дружить дальше? По­
чему?

Кто виноват в том, что дружба кончилась?

За что Журавль проучил Лису?

И только в конце работы над сказкой возможны перенос ос­новной идеи на сходные ситуации из реальной жизни и обсуждение того, как должны поступать настоящие друзья.

5. Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях.

Перед чтением по ролям сказки  “Лиса и Журавль” можно предложить детям следующие задания:

 “Прочитайте слова Лисы: как она зовет в гости Журавля, как угощает его, как извиняется. Постарайтесь передать голосом, что Лиса говорит одно, а думает совсем другое”. Если не получается у детей, учитель дает образец чтения.

Затем таким же образом разбирается, как надо читать слова Журавля:  “Прочитайте про себя слова Журавля, которые он го­ворит Лисе. Есть ли за что ему благодарить Лису? Почему же он говорит  “спасибо”? Как он должен произнести это слово? Ду­мает ли Журавль хорошо угостить Лису? Почему же он зовет ее в гости? Как нужно прочитать слова-приглашения?”

6. Школьники должны быть хорошо' подготовлены к пере­сказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выра­жений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроиз­водится полностью, длинная — отдельными частями по зада­нию учителя или по выбору самих детей.

При обучении пересказу в младших классах эффективно ис­пользовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа­фильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Не­желательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет де­тей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров диафильма.

Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

Чтение рассказов

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекци-онной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведе­ний других жанров.

Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, собы­тия из жизни героев. При этом описываемое событие может про­текать одномоментно, а может быть протяженным во времени. Но в том и другом случаях повествование представляется в неболь­шом объеме с ограниченным числом действующих лиц.

В книгах для чтения для каждого класса специальной школы представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них — это простые по структуре тексты. Информация, заключенная в таких рассказах, как правило, воспринимается детьми с ТНР без особых затруднений. Хотя и тут школьники могут не осмысливать содержание рассказа в це­лом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными информационными единицами текста, затрудняться в выделении главной мысли.

Основное направление в работе по таким рассказам — это помощь школьникам в установлении смысловых связей между отдельными событиями и поступками героев, в выявлении главного замысла.

Чтение басен

Работа с басней имеет большое значение для нравственного воспитания школьников, так как неблаговидность некоторых поступков человека раскрыта не в речевых сентенциях на тему мо­рали, а в ярких художественных образах. Выразительность языка басни, краткость ее содержания, легкость для заучивания создают благоприятные условия и для развития речи детей.

В специальной (коррекционной) школе изучение басен на­чинают только с 4-го класса. Аллегоричность басен создает зна­чительные трудности для понимания их смысла детьми с ТНР.

Специфика этого жанра предполагает и некоторое своеобра­зие методической работы.

1. Сложность смысловой и идейной сторон басни требует такой подготовительной работы, в которой должны быть выяв­лены основные линии поведения персонажей.

Так, перед изучением басни  “Стрекоза и Муравей” (4-й класс) надо спросить школьников, кто видел стрекозу, чем она за­нята летом; в процессе беседы подвести детей к употреблению таких слов и словосочетаний, как порхает, садится на листок, ловит и ест мошек, комаров, отдыхает в траве-мураве (объяс­нить значения этих слов). Устанавливается мнение о стрекозе:

веселая, резвая. Такая же беседа проводится и по поводу муравья. Обоих насекомых дети рассматривают либо на картинках, либо в коллекции.

2. Учитывая сложность языка басни и не всегда понятный
для детей смысл (даже на уровне информации), можно прово­
дить чтение басни по частям с одновременным разбором каж­
дой. Особенно значим этот подход в работе с учащимися млад­
ших классов. Поскольку произведение читается по частям, книги
у школьников могут быть открыты. После такого разбора учитель
прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразитель­
ного чтения.

В 6—9-м классах басню можно прочитать сразу, но при за­крытых книгах, так как школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально пра­вильно воспринять информационный план басни.

3. Несмотря на нравоучительный характер басни, анализу
подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Это положе­
ние действует и в том случае, если басня начинается с морали.
Последовательность и дробность вопросов при анализе поступ­
ков персонажей помогут подвести детей к пониманию основной
идеи басни, а через нее и к восприятию морали. Например, для
работы над басней  “Зеркало и Обезьяна” (6-й класс) вопросы
ученикам можно задать в такой последовательности:

Кого Мартышка увидела в зеркале? Поняла ли она, что это ее
собственный образ, что это она сама?

Можно ли сказать, что Обезьяна умная? Почему?

Как Мартышка характеризует тот образ, который она увидела
в Зеркале? (Рожа, ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки пояс­
няется.) Кому на самом деле она дает такую характеристику?

Докажите, что Обезьяна была к тому же еще и сплетница. ( “А
ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-
шесть”.)

Прочитайте строчки басни, в которых Обезьяна говорит о
своем превосходстве над другими. ( “Я удавилась бы с тоски...”)

Какой же изобразил Крылов Мартышку?

Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Какой совет он
дал Обезьяне? Что означает сочетание слов попусту пропал!

Приняла ли Обезьяна совет Мишки? Почему?

За что автор осуждает Мартышку?

В каких же словах заключена главная мысль басни? Прочи­
тайте их. ( “Чем кумушек считать трудиться...”)

Только после такого детального разбора можно задать уча­щимся вопрос, в ответе на который и будет заключена мораль

басни. Этот вопрос может быть предложен в разных вариантах: чему учит басня? Что хотел сказать нам И.А. Крылов своей бас­ней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки то­варищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией. Аллегория как понятие не раскрывается в коррек-ционной школе. Но для более глубокого понимания идеи и морали басни уже в 4-м классе объясняется ее подтекст: действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. Для конкретизации данного тезиса в процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из сегод­няшней жизни.

4. Пересказывать басню не следует, так как ее язык непов­торим, использовать его при пересказе учащиеся не смогут: исчез­нут сатирические краски в описании событий. Рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить наизусть, драма­тизировать.

Чтение стихотворений

Стихотворение — это небольшое лирическое или лирико-эпи­ческое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и стро­фическую структуру.

Ритмическая структура стихотворения в русском языке со­здается прежде всего благодаря повторению ударных и безудар­ных слогов. Ритмичность стиха, обязательные паузы в конце строки, несколько замедленный темп произнесения придают поэтической речи особую звуковую выразительность. Большую роль в общей завершенности стихотворения играет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию. Сущес­твенную роль играет также строфическое единство стихотворе­ния. Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихо­творения становятся ритмическим и синтаксическим целым.

Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональ­ностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора.

В литературоведении различают лирико-эпические и лири­ческие стихотворения. Для стихотворения эпического, или по­вествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом. В качестве примеров из книг для чтения для специ альной школы можно'привести стихотворения К.И. Чуковского  “Мойдодыр” (3-й класс), Н.А. Некрасова  “Дедушка Мазай и зай­цы” (4-й класс), В. В. Маяковского  “История Власа — лентяя и ло­ботряса” (6-й класс) и др.-Наличие сюжета в стихотворениях подобного рода не исключает присутствия в них лирического элемента. Это описание природы,.на фоне которого разверты­ваются события ( “Весна, весна на улице, весенние деньки”); от­ношение автора к своему' герою.

Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов. Она направлена на выяснение сю­жета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведе­ния. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнес­ти строчки стихотворения с картинками или кадрами диафиль­ма.

Вместе с тем особенности стихотворной формы предполагают и некоторую специфику в работе. Она связана прежде всего с под­готовкой учителя к выразительному чтению стихотворения, фор­мированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка.

В статье З.Н. Смирновой1 приводятся данные о понимании стихотворений эпического плана в разных условиях их презен­тации. Так, в 7-м классе специальной школы чтение учителя с од­новременным показом кадров диафильма дало 100% понимание учениками стихотворения  “Бородино”, а только при чтении учи­телем результаты снизились до 90%. Чтение в грамзаписи, сопро­вождающееся демонстрацией диафильма, уменьшило число усво­ивших содержание стихотворения до 70%. Первичное восприятие текста в грамзаписи без всякого сопровождения дало возможность понять текст только 30% учеников. Эти показатели свидетельству­ют, что работа со стихотворением должна проходить в наиболее оп­тимальных условиях, которые требуют в любом классе специальной школы первичного чтения текста учителем с непременным исполь­зованием наглядных средств в любых видах: диафильмов, серий сюжетных картин, апплйкационно-меловых рисунков, зарисовок, выполненных детьми, словесных картин, драматизации.

Большое место в книгах по чтению для специальной школы занимают лирические стихотворения. К ним относятся такие

произведения, как  “Осень! обсыпается весь наш бедный сад...” А.К. Толстого (4-й класс),  “Вот север, тучи нагоняя...” А.С. Пушки­на (5-й класс),  “Лес, точно терем расписной...” И.А. Бунина (6-й класс),  “Несжатая полоса” Н.А. Некрасова (7-й класс) и др. В этих стихотворенийх нет развернутого сюжета, законченных характе­ров, поступков. В них описываются чувства и переживания чело­века, его настроения и мысли. Лирические стихотворения харак­теризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразитель­ной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагруз­ку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.

Затруднения, которые испытывают дети с ТНР при изучении стихотворений этого типа, связаны не только с необычной поэтической речью, но и с кажущейся статичнос­тью, с обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Особенно сложны для восприятия стихотворения русских классиков, отражающие закономерности той далекой жизни, которая окружала поэта и определяла характер его внут­реннего мира.

Поскольку лирическое стихотворение всегда образ, в основе которого лежат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ассоциации, то *и методика работы должна быть нацелена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на про­никновение в чувства поэта. Этой цели будет способствовать прежде всего правильно организованная подготовительная ра­бота, благодаря которой у учащихся воссоздаются представления, которые имеются в их опыте. Представления могут актуализиро­ваться в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассмат­ривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Следует заметить, что используемая картина должна как можно полнее отражать содержание стихотворения. Иначе иллю­стративный материал не только не поможет ребенку представить описываемое состояние природы, но и будет препятствовать по­явлению у учеников ее точного образа. Это связано с тем, что кар­тина, воспринимаемая зрительно, всегда ярче отпечатывается в памяти, чем словесная.

Несомненно, что необходим творческий подход со стороны учителя к проведению любого урока, в том числе и подготови­тельной его части. Главное, чтобы была реализована основная цель этой работы.

Приведем пример подготовки учащихся к чтению стихотворе­ния А.С. Пушкина  “Вот север, тучи нагоняя...” (5-й класс).

Перед тем как сообщить тему, педагог уточняет, какое время года наступило, что для него характерно. Вывешивает картину, например, работу Н. Ромазина  “Зима” из серии  “Времена года”. Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. За­тем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем.

Учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину:

 “Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, дале­кое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин.

Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приво­дит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили ог­ромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на вет­ках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу”.

Рассказ учителя, хотя и подготовленный заранее, должен быть живым, ярким и выразительным. Главное, чтобы педагог сам ви­дел за своими словами то, о чем рассказывает. Именно живое, за­интересованное слово учителя в сочетании со зрительным обра­зом в той или иной степени поможет снять некоторые трудности в понимании текста, которые связаны со сложными синтаксичес­кими структурами стихотворения, славянизмами, непонятными словами. Школьники проникнутся чувством радостного восхище­ния, которое отражено поэтом в стихотворении. Если в рассказе педагога будут названы только те признаки зимы, которые детям уже известны, подготовительная работа не достигнет цели и будет методически не обоснованной.

После психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения оно выразительно прочитывается. В том же ис­следовании З.Н. Смирновой первичное чтение лирического стихотворения учителем позволило большинству учащихся пра­вильно осмыслить текст. Только 25% пятиклассников и 10% уче­ников 6-го класса в этих условиях не совсем точно, фрагмен­тарно усвоили содержание прочитанного. Значительно ухудше­ние результатов наблюдалось при самостоятельном чтении уча­щимися вслух (неточное понимание в 5-м классе — 36%, в 6-м — 20%). Еще более низкие результаты учащиеся показали при пер­вичном чтении стихотворений про себя: в 5-м классе — 47%.

Однако высокий эффект от чтения педагога может быть до­стигнут только тогда, когда оно по выразительности будет при­ближаться к чтению профессионала. К такому чтению надо гото­виться заранее и помнить, что выразительное чтение является как бы объяснением эмоционального содержания стихотворения.

Покажем это на примере подготовки к чтению вышеназван­ного стихотворения А.С. Пушкина о зиме. Ориентируясь на смысл и эмоциональный настрой стихотворения, опираясь на имеющиеся в методике декламации правила, разметим текст (прокотируем его):

Вот север, тучи нагоняя, | (неторопливо)

Дохнул, | завыл, || и вот сама х

Идет | волшебница зима! (оживляясь)

Пришла, | рассыпалась; | клоками х

Повисла на суках дубов, |

Легла волнистыми коврами | (восхищенно)

Среди полей, | вокруг холмов, ||

Брега с недвижною рекою |

Сровняла пухлой пеленою. ||

Блеснул мороз. || И рады мы | (радостно)

Проказам матушки зимы.

Первые две строчки стихотворения читаются медленно, с выделением звуков, формирующих образ северного ветра (тУчи, дохнУл, завЫл). Далее идет большая пауза, после которой меня­ется тон голоса. Он становится более оживленным. Оживление вызвано красотой зимней природы. Психологическая пауза после слова идет подчеркивает смысловую нагрузку, которую несут слова волшебница зима. Смена каждой картины в чтении всего последующего текста отмечается большой паузой, для того чтобы учащиеся успели представить себе все изменения в природе. Слова клоками и повисла читаются слитно. Эта слитность дости­гается за счет восходящей мелодики речи, но не исключает стихотворной паузы между строками, что могло бы привести к нарушению ритма. Слово клоками выделяется как пояснение при глаголе, так же как и последующие слова недвижною рекою и пухлой пеленою.

Перед чтением слов Блеснул мороз — снова большая пауза и из­менение тона: представляется первый мороз, и вновь пауза для смены интонации и перехода на радостный, веселый тон, вызванный ожиданием зимних забав и праздников.

Конец чтения сопровождается большой психологической паузой, когда дети остаются один на один со своими впечатлениями

от прочитанного. Выясняется эмоциональный уровень первично­го восприятия: какую картину они представили, когда слушали стихотворение А.С. Пушкина? Проведенная экскурсия, целе­направленная предварительная беседа, точно передающий со­стояние природы показ иллюстрационного материала, яркий рассказ учителя, его выразительное чтение должны помочь детям с ТНР воссоздать хотя бы в элементарном виде эту картину. Далее школьники могут чжтать текст по час­тям, анализируя его и одновременно готовясь к выразительному чтению.

Последующие вопросы и задания могут быть такими:

• О чем говорится в первых двух строчках стихотворения? (О севере.)

• Что имеет в виду автор под словом север! (Ветер.) Докажите, что именно о ветре говорит поэт. (ДохнУл, завЫл.) Как я читала эти слова? (Растягивая у и ы). Почему? Прочитайте эти строчки. (Если надо, учитель вновь дает образец.)

• Как назвал Пушкин зиму? За что он назвал ее так? Какое чувство испытывал поэт перед зимой-волшебницей? (Радость, восхищение.)

• Прочитаем о том, что сделала зима. Но при этом будем помнить о восхищении автора ее действиями.

• Как вы понимаете слово рассыпалась! Кто рассыпался и как? (Зима рассыпалась снегом.)

Что дальше сделала зима? Послушайте, как я читаю эти строчки: Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов. Ка кие слова я выделила голосом? Где я сделала паузы? Как вы пред ставляете себе картину:  “Клоками повисла на суках дубов”?

Прочитаем еще раз о том, что изменила зима в природе. (Читается текст до слова блеснул.)

Послушайте, как я читаю последние две строчки. Подчеркните карандашом слова, которые я выделила голосом. (Проверяется выполнение задания.)

Прочитайте эти строчки сами. (Идет уточнение интонации.)

Скажите, разве может мороз блестеть? Что же имеет в виду Пушкин? (Блестит на морозе снег.)

Кто мне скажет, описывает поэт один день или результат многих дней? (Многих дней.) Докажите. Что делает волшебница зима, когда подул ветер с севера? (Она идет.) А что говорит поэт о ней потом? (Она уже пришла.)

Стихотворение читается отдельными учениками по частям. Класс выставляет оценки за выразительность чтения Пересказывать содержание лирических стихотворений не ре­комендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, посте­пенно стирают отдельные слова. Дети восстанавливают их по па­мяти при повторном чтении. К концу такой работы на доске оста­ются лишь начальные слова каждой строчки, что и служит ориен­тиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа.

























Уроки обучения грамоте

Обучение грамоте — важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Структура урока в подготовительный период обучения грамоте.

1. Актуализация опорных знаний (повторение). Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в  “Прописи” осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.

Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).

2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв. На этом этапе можно проводить:

упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,

упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания  “новой” буквы (элемента). На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только,  “что он должен сделать”, но и  “как это сделать правильно” в соответствии с требованиями (или  “задачей действия”). Важно сформировать осознанный  “образ действия” - зрительно-двигательный образ буквы.

4. Письмо  “новой” буквы (элемента) учащимися. Нельзя писать сразу всю строку. Детей нельзя торопить!

5. Работа по отработке правильного соединения букв.

6. Обучение чтению письменного шрифта.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Подготовка к перерыву.

10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.

Структура урока в букварный период обучения грамоте.

1. Мотивация. Организационное начало урока.

2. Подготовка к письму.

3. Фонетический разбор слова.

4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.

5. Письмо слов с  “новой” буквой.

6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Подготовка к перерыву.

Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии. Письмо в  “Прописи” должно быть строго дозированным. В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит  “всего 5 минут”; это значит, что мы пишем на уроке небольшими  “порциями”, осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки). Во 2 классе – 8 минут. В 3 классе – 12 минут. В 4 классе – 15 минут. Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы. Педагогу важно помнить, что не вся страница  “Прописи” обязательна к выполнению. В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения. Письмом нельзя наказывать! Детей нельзя торопить в процессе письма.

Тема:  “Звуки [д], [д,]. Согласные буквы Дд”

Задачи урока:

Образовательные - познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнезд однокоренных слов.

Развивающие – развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня его подготовки.

Воспитательные – формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.

Оборудование:

Картинка с изображением кота Леопольда, карточки для работы в парах постоянного и сменного состава, аудиозапись песни кота Леопольда, музыкальный центр, текст и маски для инсценировки сказки.

Ход урока

Организационный момент:

Дети усаживаются за парты, на партах карточки для выполнения заданий.

Постановка темы и задач урока:

- Мы начинаем урок литературного чтения, и сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, будем совершенствовать наши умения читать, работать с текстом, делать звуковой анализ слов.

Повторение

1. Индивидуальное задание

К доске вызываются 3 ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – твердые согласные звуки, третьему – мягкие согласные звуки.
Пример слов:

Молоко Стакан Сапоги Капуста Сорока Пират Рапира Шишка Школа Машинист Нитки Максим

Примечание: дифференциация задания по сложности

2. Фронтальная работа

- К нам на урок пришел гость, а кто он вы отгадаете сами. Назовите имя героя, который поет эту песню. (Звучит аудиозапись песни кота Леопольда)
- Какие слова всегда повторял кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)
- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. А что значит жить дружно?

Учитель открывает спрятанное до сих пор от глаз детей изображение героя, надписи на портрете закрыты цветными кружками.

- Кот Леопольд прислал нам в подарок свой портрет и свои правила дружбы, если мы хорошо сегодня поработаем, то сможем все их открыть.

Учитель открывает первое правило.

- И первое из правил: помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти. Давайте проверим, как справились со своими заданиями ученики у доски и поможем.

Физиминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к себе прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Работа с новыми звуками и буквой

1. Выделение нового звука

- В нашем классе много ребят, мы каждый день все лучше узнаем друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.

- С какого звука начинается имя Даши? [д]

- Имя Димы? [д,]

- Охарактеризуйте звуки [д], [д,].

Дети уже имеют определенный опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твердости и мягкости.

- Давайте раскрасим звукового человечка в азбуке.

Дети рисуют человечку шляпку в виде колокольчика, раскрашивают один башмачок в синий цвет, а другой в зеленый.

2. Звуковой анализ слов  “Даша”,  “Дима”

Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, мягкие – зеленым. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задание на доске, остальные дети индивидуально на партах.

Учитель открывает второе правило дружбы.

- Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.

3. Упражнение в различении новых звуков

работа в парах постоянного состава

- Перед вами карточки. Работая в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д,].

Учитель открывает третье правило дружбы.

- Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что-то плохое.

работа в парах сменного состава

- Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдите на парте и поднимите карточку с нужным словом.

Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед), а второго варианта – остаются на своем месте).

Учитель открывает четвертое правило дружбы.

- Четвертое правило дружбы: умей с другом разделить радость.

4. Знакомство с буквами Дд.

- Пара звуков [д], [д,] на письме обозначается буквами Дд. Почему букв 2?

На что похожа буква д?

Мой теленок встал на ножки,

Вышла буква по дорожке.

Физиминутка

Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.

5. Чтение слогов с новой буквой

На доске:

ДА ДО ДИ ДУ ДЫ ДОС КУД ДИК ДЫР ДУЛ ДЫН ДИМ РАД СОД ДУБ

Нечитающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова. Например, да- дача, до – доска, ди – диван и т.д.

Примечание: дифференциация задания по сложности

Учитель открывает пятое правило дружбы

- Пятое правило дружбы: не обманывай друга, будь с ним честен.

6. Чтение слов, работа с однокоренными словами

 - Ребята, даже слова умеют дружить, давайте поработаем с ними.

Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.

Дым Дымок Дыра Дырка Дар Дарит Подарит Подарок Ладони Ладошки Ладушки Оладушки Дом …ик …ишко …овой

- Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.

- Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова  “подарит, подарок”?

- Выделите корень в словах третьего столбика?

Продолжите четвертый столбик однокоренными словами.

Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)

7. Работа с текстом

- Откройте азбуку на стр. 94. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.

- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)

- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?

- В каких словах встретились звуки [д], [д,]?

- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?

Учитель открывает шестое правило дружбы

- Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и помириться с ним.

Инсценировка сказки  “Теремок”

- Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте ее название: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, косолапый мишка.

- Давайте немного отдохнем и инсценируем сказку  “Теремок”.

- Почему героев сказки  “Теремок” можно назвать друзьями?

Итог урока.

- С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Какие правила дружбы мы узнали?

Рефлексия

Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.

… был очень внимателен.

… испытывал затруднения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...