Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы над изложением и сочинением




Методика обучения пересказу и изложению. Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие видовпересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень речевого развития детей. Назовем главные требования к пересказу.

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.

2. Ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.

3. В создаваемом тексте должен сохраняться стиль образца.

4. Должны быть соблюдены последовательности оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.

5. В пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы.

предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление плана текста;

— пересказ фрагментов;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

3) выборочный;

4) с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями.

Иными словами, пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы (что подробно рассматривается в методике обучения чтению).

Изложение это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще. В начальных классах проводятся изложения:

1) близкие к тексту;

2) сжатые; /

3) выборочные;

4) творческие.

Программой предусматривается проведение следующих изложений:

— в Iклассе изложение под руководством учителя небольших текстов (30—40 слов) по вопросам или данному плану из 2—3 пунктов;

— во IIклассе изложение текстов (40—60 слов) по плану из 3—5 пунктов, составленному коллективно;

— в IIIклассе подробное и сжатое изложение текстов (70—90 слов) по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с творческими изменениями и дополнениями.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь. Все это определяет требования к текстам, выбираемым для изложения.

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отражающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, культуры. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношений, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами, оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.

3. Текст должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся.

Изложения бывают разные по объему: от 10—15-минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1—2-часовых обучающих и проверочных изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение — самый простой вид изложения. Такие работы проводятся во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первоклассники пишут предложения и небольшие связные тексты из 2—3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В I классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на последовательность изложения. В начале записываются по памяти отдельные предложения из прочитанного. Предложения составляются коллективно.

Затем проводится изложение с более свободной передачей содержания. Методика работы над изложением в I классе предусматривает следующие этапы.

1. Чтение текста учащимися (по книге или с доски) 2 раза.

2. Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны исключать повторение предложений из образца.

3. Словарная работа: объяснение значения новых и трудных слов.

4. Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения-ответа.

5. Пересказ всего текста.

6. Орфографическая подготовка: объяснение написаний, запись на доске трудных слов и словосочетаний.

7. Письмо изложения. Самостоятельная работа учащихся.

8. Самопроверка работ.

Во II классе работа над подробным изложением усложняется: тексты следует подбирать так, чтобы знакомить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, описанием. В III классе возрастают объем и трудность текстов. Методика работы над изложением во II-III классах предусматривает такие этапы.

1. Чтение текста 1 раз.

2. Беседа по содержанию.

3. Коллективное составление плана. План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений.

4. Устный пересказ текста по плану.

5. Орфографическая работа. Иногда эта подготовка проводится на предыдущем уроке.

6. Письмо изложения.

7. Самопроверка написанного.

Сжатое изложение проводится во II и III классах. Подготовка к нему состоит в следующем:

— учитель или дети прочитывают текст 1—2 раза;

— в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что обязательно надо отметить в пересказе;

— составляется план изложения;

— ведется работа над языком: над словами, изобразительными средствами;

— подробно пересказываются 1—2 фрагмента (для сравнения со сжатой передачей этих же частей);

— сжато пересказывается текст по пунктам плана;

— самостоятельно записывается сжатый текст;

— организуется самопроверка.

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, часто изложение превращается в сухое перечисление фактов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение.

Творческое изложение — это изложение с творческими изменениями и дополнениями. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика и от лица одного из персонажей. Изложения с творческими дополнениями в III классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Средства языка, усвоенные по образцам, т.е. путем подражания, становятся инструментом творческой деятельности школьника в речи, диалоге, рассказе, сочинении. Изложения в школе нередко пишутся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежать этого, во II и III классах не допускается предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. Это возможно лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через предложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксического строя, а самостоятельность изложений возрастет.

Методика работы над сочинением. Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Они возбуждают эмоции, приучают детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивают наблюдательность, учат находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретают смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

— по личным наблюдениям (о пережитом, виденном, слышанном самими учениками);

— по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

— по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т.п.).

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные. По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания, рассуждения и сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые.

По темам сочинения можно классифицировать следующим об-разом: о природе, о труде, об истории и т.д.

Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведения сочинений'.

устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

— письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;

— в течение года проводится 12—15 письменных сочинений;

— помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Работа над сочинением начинается в {классе. Дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.

Для проведения сочинений в I классе не требуется специальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

1) составление предложений, объединенных темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;

4) составление предложений по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному.

Во IIклассе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше места занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно; учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:

1) постановка цели работы;

2) рассматривание картинок и уяснение сюжета;

3) озаглавливание картинок;

4) устные рассказы по получившемуся плану.

Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы во II классе составляются и по демонстрационным картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), который учащиеся должны развернуть в сюжет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художественных произведений, близких по теме к изображенному на картине. Рассказы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

1) рассматривание картины;

2) высказывания детей о том, что они видят на картине;

3) беседа по выяснению содержания, в процессе которой не только уясняются факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями;

4) чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах;

5) полный устный рассказ по картине.

В IIIклассе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.

Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чем говорится в нем. От того, как сформулирована тема учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие  “тема” всегда неразрывно связывается с идейным замыслом произведения. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами.

Не следует предлагать учащимся слишком широкую тему, так как в этом случае они теряются перед нею, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. В начальных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой — это ее обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, и отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Связной речи не может быть без плана. План —  “проект” предстоящего высказывания, его  “скелет”, каркас. В начальных классах план необходим при подготовке всех рассказов и сочинений. Предварительное составление планов необязательно лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. В I классе роль плана выполняют вопросы учителя; во II классе план составляется коллективно; в III классе — самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3—5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений. Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения (например, к сочинению по картине). Но иногда целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (например, по материалам экскурсии или длительных наблюдений).

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в I классе отводится обычно один урок, во II — до полутора уроков, в III — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводятся анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель — формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

1) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, деятельность учащихся, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;

2) отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;

3) словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока, на котором пишется сочинение. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения. Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Эти критерии должны учитывать основные требования к сочинению.

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта). Соответствует ли содержание действительности?

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы

3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, вы держано ли единство стиля, оправдывается ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, наличие слов, обладающих оттенками значений, — использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размер предложений, разнообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций и т.д.).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок.

8. Каллиграфия, внешнее оформление.

Одним из приемов анализа сочинений является выделение микротем. Микротемой называют компонент текста, посвященный минимальной теме в рамках общей темы сочинения. Так, если тема сочинения — “Наступление весны, то микротемами могут быть:  “Все, связанное с солнцем,  “То, что связано со снегом, льдом,  “Животный мир,  “Человек” и т.д. Выделение микротем помогает учителю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия содержания.

Большое внимание уделяется исследованию ошибок, которые можно классифицировать как стилистические и которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые.

Речевые ошибки — это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма.

Речевые ошибки делятся:

— на лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление слов без учета их оценочной или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний);

— морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование диалектных и просторечных форм, пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном);

— синтаксико-стилистические (нарушение управления, согласования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, несоотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений).

Неречевые ошибки — это композиционные, логические, фактические ошибки. Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в недостаточной подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся:

— пропуск необходимых слов;

— нарушение логической последовательности и обоснованности;

— употребление в одном ряду понятий разных уровней;

— нелепые, парадоксальные суждения.

От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации и изучения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов:

1) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

2) коллективная работа над общими, типичными ошибками на уроке;

3) индивидуальная и групповая внеурочная работа по обнаружению, уяснению и исправлению ошибок;

4) система стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

5) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением;

6) стилистические акценты при изучении грамматических тем;

7) обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения.

Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвященном анализу сочинения или изложения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами.

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности дает изучаемая грамматическая тема для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения речевых шибок.

Самопроверке, редактированию обучают в процессе коллективной, общеклассной работы. Учитель предлагает прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Вносятся поправки, и текст прочитывается вновь. Редактирование текста — один из наиболее активных методических приемов. Самопроверка и редактирование проводятся на последнем этапе урока, когда закончено написание текста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...