Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специальность 080801 «Прикладная информатика в экономике».




Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью курса «Менеджмент» является формирование и закрепление у студентов устойчивого, целостного представления о сущности и специфике управленческой деятельности, конкретных методах ее осуществления, необходимых навыках менеджера для реализации поставленных перед организацией задач.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- формирование представления об управлении, как науке, практической деятельности и искусстве;

- формирование представления об организации как социотехнической системе, о протекающих в ней процессах;

- ознакомление с особенностями менеджмента в области профессиональной деятельности;

- освоение практических навыков принятия управленческих решений;

- рассмотрение социальной ответственности и этики управления, основных приемов самоменеджмента.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения предмета студенты должны знать:

сущность понятия "менеджмент"; основные принципы, методы и функции менеджмента; историю возникновения и развития менеджмента; элементы внутренней и внешней среды организации; элементы системы управления; сущность и виды планов; основные типы стратегий; сущность и виды контроля; основные типы организационных структур; основные виды конфликтов в организации, их причины и методы разрешения; сущность проблемы принятия решений, основные элементы принятия решений; сущность и виды коммуникаций; сущность и виды власти; сущность и основные элементы мотивации; концепции власти и лидерства.

В результате приобретения знаний студенты должны уметь:

выявлять и анализировать воздействие на организацию факторов внутренней и внешней среды; планировать свою деятельность и деятельность организации; проектировать организацию; принимать предварительно обоснованные управленческие решения; управлять конфликтами; эффективно мотивировать работников к трудовой деятельности.

В результате занятий студенты должны владеть:

терминологией менеджмента; навыками принятия управленческих решений; методами исследования организационных систем; методами определения эффективности управленческой деятельности.


 

1.4. Содержание дисциплины

Программой курса предусматривается чтение лекций, проведение практических занятий и семинаров, а также самостоятельная работа студентов.

Очное обучение предполагает занятия во втором и третьем триместрах второго года обучения.

По окончании изучения дисциплины предусматривается зачет.

Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах для различных форм обучения, приводится в Таблице 1.

 

Таблица 1

Содержание дисциплины

 

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

Экономическая теория Прикладная информатика в экономике Экономика труда Коммерция Мировая экономика
Аудиторные занятия 60 60 60 60 60
Лекции 30 30 30 30 30
Практические и семинарские занятия 30 30 30 30 30
Самостоятельная работа 40 90 10 60 37
ВСЕГО ЧАСОВ 100 150 70 120 97
Итоговый контроль (с указанием триместра обучения)

Зачет 2.3

В следующих таблицах (Таблицы 2-4) приводится распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов всех форм обучения.


Таблица 2

Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов очного отделения

№ п/п

Названия

тем и разделов

Лекции

Семинарские занятия / Самостоятельная работа

Экон. теория Прикл. информатика Экономика труда Мировая экономика Коммерция
1 Введение в дисциплину. Основные понятия. 2 2 / 1 2 / 4 2 / 1 2 / 1 2 / 3
2 Эволюция управленческой мысли. - 2 / 2 2 / 5 2 / 1 2 / 2 2 / 3
3 Организация как объект управления. 2 2 / 2 2 / 5 2 / 0 2 / 2 2 / 4
4 Характеристика системы управления. 2 0 / 2 0 / 4 0 / 0 0 / 2 0 / 2
5 Организационные структуры управления. 4 0 / 3 0 / 6 0 / 1 0 / 2 0 / 4
6 Ресурсное обеспечение менеджмента: роль информации в управлении. - 2 / 2 2 / 6 2 / 1 3 / 2 3 / 3
7 Ресурсное обеспечение менеджмента: кадровые ресурсы. - 2 / 2 2 / 5 4 / 1 3 / 2 3 / 3
8 Технологии в системе управления. - 0 / 2 0 / 3 0 / 1 0 / 2 0 / 3
9 Мотивация в менеджменте. - 2 / 2 2 / 4 2 / 1 2 / 2 2 / 4
10 Лидерство и власть в менеджменте. 2 2 / 2 2 / 4 2 / 0 2 / 2 2 / 4
11 Процессы и методы принятия решений. 4 4 / 3 6 / 2 4 / 1 4 / 3 4 / 5
12 Управление конфликтами. - 2 / 2 2 / 4 2 / 1 2 / 2 2 / 2
13 Контроль в менеджменте 2 0 / 0 0 / 3 0 / 0 0 / 0 0 / 2
14 Основные понятия стратегического менеджмента. 4 2 / 3 2 / 6 0 / 0 2 / 2 2 / 5
15 Оценка эффективности управления 2 0 / 2 2 / 6 2 / 0 0 / 2 0 / 3
16 Основные понятия инновационного менеджмента 4 0 / 0 0 / 3 0 / 0 0 / 0 0 / 2
17 Групповая динамика - 2 / 2 2 / 4 2 / 0 0 / 0 2 / 2
18 Основные приемы самоменеджмента - 0 / 0 2 / 5 4 / 0 2 / 2 4 / 4
19 Организационная культура - 0 / 2 0 / 5 0 / 1 0 / 2 0 / 2
20 Особенности международного менеджмента - 0 / 0 0 / 0 0 / 0 4 / 3 0 / 0
21 Особенности менеджмента отдельных видов деятельности - 6 / 4 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0
22 Социальная ответственность и этика в менеджменте 2 0 / 2 0 / 0 0 / 0 0 / 2 0 / 0
  ИТОГО: 30 30/70 30/120 30/40 30/67 30/90

Содержание разделов и тем занятий




Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия

Потребность и необходимость управления в деятельности человека.Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Позиция управления внутри организации. Специфика управленческого труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определению понятию «менеджмент».

2. Как соотносятся между собой понятия «управление» и «менеджмент»?

3. Какие группы процессов в организации являются объектами управления со стороны менеджмента?

4. Какова главная цель менеджмента?

5. Каковы специфика и параметры управленческого труда?

6. Почему термин «менеджмент» применим не только к коммерческим организациям?

 

Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы менеджмента. Принципы А.Файоля. Опыт менеджмента за рубежом. История и особенности российского менеджмента. Современные концепции менеджмента.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите основные школы менеджмента и их представителей.

2. Каков вклад каждой из школ в развитие науки управления?

3. В чем заключается смысл системного подхода к управлению?

4. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению?

5. Каковы основные положения ситуационного подхода?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...