Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫСтр 1 из 29Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» Для студентов специальностей Экономическая теория» Прикладная информатика в экономике» Экономика труда (управление персоналом)» Коммерция (торговое дело)» Мировая экономика» Очной формы обучения
Чита, 2010.
УДК ББК Авторский знак
Печатается по решению редакционно-издательского совета Байкальского государственного университета экономики и права
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры ____________________________________________________________________ (протокол № от «____» _____________ 200 г.)
Рецензент ______________________________
СОГЛАСОВАНО Декан факультета ²____² _____________ 200 г. ______________________________ Начальник учебно-методического управления ²____² _____________ 200 г. ______________________________
ФИО автора Учебно-методический комплекс по дисциплине ……..: Учеб. пособие – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – ___ с. ISBN
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности _______ _______________, утвержденного _______ (код) (наименование) (дата) Содержит учебную программу курса, методические указания по изучению курса, курс лекций, практикум…… Предназначен …
ББК
ISBN © ФИО, 2009 © Издательство БГУЭП, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Пояснительная записка Курс «Менеджмент» предназначен для формирования у студентов необходимого объема знаний, представлений о сущности и особенностях управления социально-экономическими системами в условиях рыночных отношений. Особенностью курса является то, что он ориентирован на понимание необходимости комбинирования типов и методов управления в связи с увеличившимся разнообразием организационных форм осуществления деятельности. Это требует творческого, инновационного и стратегического подходов к управлению, что и отражено в структуре курса. Программа рассчитана на студентов 2 курса, которые имеют подготовку по дисциплинам: введение в специальность, экономическая теория, информатика и т.д. Менеджмент – это, прежде всего, наука об управлении организацией в рыночных условиях, о том как добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом. Поэтому изучение основ менеджмента обеспечивает повышение эффективности управленческой деятельности специалистов и руководителей, которые по окончанию ВУЗа будут работать в организациях, на предприятиях, в учреждениях различных отраслей и сфер рыночного хозяйства. В зависимости от сферы применения и функциональной направленности широкое распространение получили специальные формы менеджмента, такие как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, инвестиционный менеджмент и другие. Но независимо от уровня, формы и области применения менеджмент имеет общие, фундаментальные основы, которые необходимо знать любому специалисту. В соответствии с вышеизложенным и построен курс «Менеджмент». Программа курса построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Менеджмент» для указанных выше специальностей и содержит следующие обязательные единицы: Специальность 080101 «Экономическая теория». Методологические основы менеджмента: предмет и методы законы, закономерности и принципы в менеджменте; менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента; школы менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия. Организационные структуры: типы орг. структур; проектирование орг. структур. Функции менеджмента: планирование (стратегические и тактические планы); организация; мотивация; контроль, учет и анализ. Теория принятия решений: процесс принятия решений, методы принятия управленческих решений; эффективность управленческих решений. Коммуникации в менеджменте: этапы и стадии коммуникационного процесса; способы сбора, обработки, передачи и получения информации; преграды и причины неэффективной коммуникации. Руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента; управление конфликтами. Коллектив: формальные и неформальные организации; методы формирования высокоэффективного коллектива. Ресурсное обеспечение менеджмента: материальная база менеджмента; кадровый потенциал; информационный потенциал. Особенности менеджмента отдельных видов деятельности: Производственный и сервисный менеджмент; инновационный менеджмент; финансовый менеджмент; менеджмент на рынке недвижимости; управление проектами; управление персоналом; особенности отраслевого менеджмента. Специальность 080301 «Коммерция». Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций, стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния. Основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления. Специальность 080102 «Мировая экономика». Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России; специфика менеджмента в России; цели и задачи управления предприятием; методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений; внутренняя и внешняя среда предприятия; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; система коммуникаций; стратегический менеджмент; разработка и реализация перспективных и текущих планов; основные качества менеджера; работа менеджера; создание системы мотивации труда: организация контроля за деятельностью подчиненных; контроллинг; инновационная программа менеджера; управление рисками; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации; этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия; особенности международного менеджмента. Специальность 080109 «Экономика труда». Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |