Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

Для студентов специальностей

Экономическая теория»

Прикладная информатика в экономике»

Экономика труда (управление персоналом)»

Коммерция (торговое дело)»

Мировая экономика»

Очной формы обучения

 

 

 

Чита, 2010.


 

УДК

ББК

Авторский знак

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры ____________________________________________________________________

 (протокол № от «____» _____________ 200 г.)

                                                                  

 

Рецензент ______________________________

 

 

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

²____² _____________ 200 г. ______________________________

Начальник учебно-методического управления

²____² _____________ 200 г. ______________________________

 

ФИО автора

Учебно-методический комплекс по дисциплине ……..: Учеб. пособие – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – ___ с.

ISBN

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности _______ _______________, утвержденного _______

                                                          (код)                (наименование)                                            (дата)

Содержит учебную программу курса, методические указания по изучению курса, курс лекций, практикум……

Предназначен …

 

ББК

 

ISBN                                                       © ФИО, 2009

© Издательство БГУЭП, 2009


 



СОДЕРЖАНИЕ

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………. 4
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………. 4
1.2. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………….. 6
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины…………………………….. 6
1.4. Содержание дисциплины………………………………………………….. 7
1.5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний………………………………………………………………………..   14
1.5.1. Система формирования 100-балльной оценки для студентов очного обучения……………………………………………………………………..   14
1.5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий…………………………….… 16
1.5.3. Форма итогового контроля………………………………………………... 28
1.5.4. Перечень вопросов к экзамену……………………………………………. 28
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………... 30
2.1. Методические указания по организации самостоятельной работы…….. 30
2.2. Список рекомендуемой литературы………………………………………. 30
2.3. Практикум по дисциплине………………………………………………… 32
3. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………… 55
3.1. Глоссарий…………………………………………………………………… 55
3.2. Конспект лекций по дисциплине………………………………………….. 65
     
     
     


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Пояснительная записка

Курс «Менеджмент» предназначен для формирования у студентов необходимого объема знаний, представлений о сущности и особенностях управления социально-экономическими системами в условиях рыночных отношений. Особенностью курса является то, что он ориентирован на понимание необходимости комбинирования типов и методов управления в связи с увеличившимся разнообразием организационных форм осуществления деятельности. Это требует творческого, инновационного и стратегического подходов к управлению, что и отражено в структуре курса. Программа рассчитана на студентов 2 курса, которые имеют подготовку по дисциплинам: введение в специальность, экономическая теория, информатика и т.д.

Менеджмент – это, прежде всего, наука об управлении организацией в рыночных условиях, о том как добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом. Поэтому изучение основ менеджмента обеспечивает повышение эффективности управленческой деятельности специалистов и руководителей, которые по окончанию ВУЗа будут работать в организациях, на предприятиях, в учреждениях различных отраслей и сфер рыночного хозяйства. В зависимости от сферы применения и функциональной направленности широкое распространение получили специальные формы менеджмента, такие как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, инвестиционный менеджмент и другие. Но независимо от уровня, формы и области применения менеджмент имеет общие, фундаментальные основы, которые необходимо знать любому специалисту. В соответствии с вышеизложенным и построен курс «Менеджмент».

Программа курса построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Менеджмент» для указанных выше специальностей и содержит следующие обязательные единицы:

Специальность 080101 «Экономическая теория». Методологические основы менеджмента: предмет и методы законы, закономерности и принципы в менеджменте; менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента; школы менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия. Организационные структуры: типы орг. структур; проектирование орг. структур. Функции менеджмента: планирование (стратегические и тактические планы); организация; мотивация; контроль, учет и анализ. Теория принятия решений: процесс принятия решений, методы принятия управленческих решений; эффективность управленческих решений. Коммуникации в менеджменте: этапы и стадии коммуникационного процесса; способы сбора, обработки, передачи и получения информации; преграды и причины неэффективной коммуникации. Руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента; управление конфликтами. Коллектив: формальные и неформальные организации; методы формирования высокоэффективного коллектива. Ресурсное обеспечение менеджмента: материальная база менеджмента; кадровый потенциал; информационный потенциал. Особенности менеджмента отдельных видов деятельности: Производственный и сервисный менеджмент; инновационный менеджмент; финансовый менеджмент; менеджмент на рынке недвижимости; управление проектами; управление персоналом; особенности отраслевого менеджмента.

Специальность 080301 «Коммерция». Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций, стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния. Основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

Специальность 080102 «Мировая экономика». Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России; специфика менеджмента в России; цели и задачи управления предприятием; методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений; внутренняя и внешняя среда предприятия; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; система коммуникаций; стратегический менеджмент; разработка и реализация перспективных и текущих планов; основные качества менеджера; работа менеджера; создание системы мотивации труда: организация контроля за деятельностью подчиненных; контроллинг; инновационная программа менеджера; управление рисками; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации; этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия; особенности международного менеджмента.

Специальность 080109 «Экономика труда». Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...