Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеалистическое направление в ассоциативной психологии 18 века (Дж. Беркли, Д. Юм)




Джордж Беркли (1684-1753) – английский философ-идеалист. Оказал огромное влияние на развитие многих школ идеализма: эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма и т.д. Все его научное построение было направлено на опровержение материализма (обоснование “имматериализма”) и апологетику религии. И лишь 19 век принес признание Беркли как ученому с мировым именем.

К основным сочинениям ученого относятся “Опыт новой теории зрения” (1709), “Тракт о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Галисом и Филанусом” (1713), “Алфисон, или мелкий философ” (1732), “Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований” (1744).

Согласно Дж. Беркли, пространство – продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, поэтому “быть – значит быть в восприятии”. Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения): “Все, что существует, единично”; б) существование вещей состоит из воспринимаемости. Отсюда: существовать – значит быть воспринимаемым; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой): у человека существует лишь способность “воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых … вещей и разнообразно сочетать и делить их”; г) душа обладает: разумом – способностью воспринимать идеи и волей – способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.

Эти выводы неотвратимо склоняли к солипсизму (от лат. “solus” - единственный и “ipse” - сам) – к отрицанию любого бытия кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой ловушки и объяснить, почему у различных субъектов возникают восприятия одних и тех же внешних объектов, Беркли апеллировал к особому божественному сознанию, которым наделаны все люди.

“Богословское новаторство” Беркли заключалось в том, что он нашел от чувственных вещей и индивидуального сознания к Богу, а не наоборот: “Чувственные вещи реально существуют; а если они существуют реально, они необходимо воспринимаются конечным духом; поэтому бесконечный дух или Бог существует”.

Отсюда следует, что идеи потенциально вечно существуют в божественном уме, а актуально – в человеческом разуме. Поэтому познание чувственное недостаточно, чтобы “узреть иной мир, стоящий выше чувственного”, “только интеллект и разум – единственно подлинные руководители на пути к истине”.

В своей теории зрительного восприятия пространства Дж. Беркли высказал несколько ценных идей, сформулировал ее основные положения: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься и зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека – пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. Зрительные ощущения – комбинация зрительных и осязаемых ощущений. Восприятие пространства – знание ранее приобретенных через осязание идей; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта. В сравнении зрительных идей с языком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа.

Дэвид Юм (1711-1776) – английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал принципы новоевропейского агностицизма. Предшественник позитивизма 19-20 веков. Учение Д. Юма завершает развитие эмпирической традиции в британской научной мысли 18 века. Он оказался создателем оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются радикальный феноменализм – субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, агностицизма и как их важнейшая основа – психологизм теории познания.

Основные сочинения Д. Юма: “Трактат о человеческой природе” (1739), “Исследование о человеческом познании” (1748), “История Англии” “1762), “Эссе” (1741), “Естественная история религии” (1755).

В совей теоретической концепции Д. Юм провозглашает, что вопрос о реальности физического мира теоретически неразрешим, хотя на практике в этом сомневаться не приходится. Люди полагают, что эти объекты являются причиной возникающих у них впечатлений и идей. Следуя чисто психологическому – интроспективному способу исследования, субстанция есть удобная фикция воображения. Отсюда субъект и его душа – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. “Духовной субстанции” не существует, т.к. ее невозможно обнаружить с помощью впечатлений.

Задача знания, по Д. Юму, - руководство для практической жизни. Единственный предмет знания – объекты математики. Остальные факты не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта: действительность – лишь поток впечатлений, которые неизвестны и непостижимы.

Познавательный опыт складывается из восприятий и построен: 1) из “впечатлений” (ощущения, эмоции-страсти); 2) из “идей” – копий впечатлений (следование “психологическому атомизму”). “Идея ощущения” имеет двойную природу и выступает как отнесенность к внешнему объекту и как содержание сознания. Д. Юм выделяет классы феноменов внутри сознания по субъективным признакам (без соответствия образа внешнему предмету): а) впечатления (разграничиваются по живости, силе и другим качествам, о которых сообщает только интроспекция); б) идеи (зависят от других факторов сознания по правилам). Вера в необходимость является результатом привычки, которая учит нас, что за одним феноменом появляется другой.

Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяются типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Д. Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), по причины “притяжения” в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы.

Учения об аффектах Д. Юма включает ряд положений: волей человека руководят лишь аффекты; аффект может быть преодолен не разумом, а лишь другим аффектом; разум является “рабом аффекта”. Под аффектом ученый понимал “сильную и ощутимую эмоцию нашего духа, возникающую, когда перед нами предстает некоторое благо, или зло, или какой-нибудь объект, который в силу изначального строения наших способностей в состоянии вызвать в нас стремление к себе”. Существуют следующие виды аффектов: спокойные (чувство прекрасного или безобразного); бурные (любовь, ненависть, печаль, радость); особый вид - аффект “симпатии” (человеческие существа по природе сходны).

Мыслителем высказана идея социальной обусловленности аффектов: “Мы не можем испытывать ни одного желания, не имеющего отношение к обществу… Всякое удовольствие ослабевает, если наслаждаться им в одиночестве, а всякое страдание становится жестоким и невыносимым”.

Таким образом, познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия. Этот вывод основан на принципе ассоциации или привычке.

В психологической картине Д. Юма игнорируются объекты реального мира и активная человеческая личность, действиями которой только и возможно воссоздание связей вещей окружающего нас мира – осталась динамика психических атомов (сама по себе или в себе). Мнение Д. Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...