Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.




 

Краткая аннотация модуля

 

Влияние естественный наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественнонаучными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки.

Накопленный огромнейший эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Решение этой задачи было возможно силами и средствами новой области знаний, способной обосновать закономерные связи произведенных естественнонаучных открытий и психических процессов, протекающих у человека. Складывались предпосылки построения нового научного предмета новой науки, отличной от физиологии. Такой областью знаний стала психология.

Тематический план

 

Во второй половине 19 века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку: заимствование эксперимента из естествознания (физиологии органов чувств и нервной системы); развитие собственно естествознания (механико-физико-химическая теория жизни, концепция о гомеостазе - механизме саморегуляции организма); возникновение психофизики и психометрии. В связи с этим, целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Содержание эволюционных естественнонаучных концепций 19 века;

2. Развитие психофизиологии;

3.Основание психофизики и психометрии.

Содержание эволюционных естественнонаучных концепций 19 века

Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в 19 – начале 20 веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии. Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий 19 – начала 20 веков выделялись:

- открытие “закона Ллойда Моргана” (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина “обучение путем проб и ошибок” для обозначения формы научения у животных;

- формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж. Фабр, Ж. Леб; школа “объективной сравнительной психологии” в лице А. Бете, Т. Беера, Э. Циглера, И. Иксюкуля);

- отвержение теории тропизмов и рассмотрение поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г. Дженнингсом элементарных форм научения у простейших;

- создание Э. Торндайком, автором книг “Ум животных” (1898), “Ум обезьяны” (1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии (“метод проблемного ящика и лабиринта”). Был сделан вывод: животные решают задачи только путем случайных проб и ошибок. Сформулированы законы научения: эффекта (закрепляется реакция, сопровождаемая удовлетворением от “награды”), упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения), готовности (упражнения изменяют готовность синапсов – областей контактов нервных клеток – к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, созданию новых путей), сдвига;

- разработка в 1900 году В. Смоллом лабиринтной модели поведения и Р. Йерксом метода множественного выбора, с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов; доказательство В. Келлером наличия интеллекта у животных; создание этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условий (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш);

- возникновение новой отрасли – детской психологии. В 1876 году И. Тэн опубликовал “Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде”, в 1877 году Ч. Дарвин – “Биографический очерк одного ребенка”. Появляются исследования в форме описаний наблюдений за развитием детей (В. Прейер, Дж. Селли, В. Штерн, К. Гросс, К.К. Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст. Холла и Дж. Болдуина – перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э. Геккеля;

- выдвижение концепции первобытного анимизма (Э. Тейлор, Дж. Фрезер), утверждающей тождество умственного и первобытного человека.

-

Развитие психофизиологии

В начале 19 столетия стали складываться новые научные подходы к психике. Отныне не только механика, но и физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим объектом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Физиология переводила на язык опыта и эксперимента умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи.

Психофизиология являясь областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, была направлена на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. В установлении этой отрасли знания огромную роль сыграла плеяда выдающихся ученых.

Альберт фон Галлер (1708-1777) – швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт, один из основоположников экспериментальной физиологии. Почетный член Петербургской Академии наук явился автором классической книги “Элементы физиологии” в восьми томах (1757-1766). Сделал значимые для науки выводы об автономном характере мышечной сократимости. Галлер ввел понятия “мышечная сила” (аналог механической), объединяя в нем раздражимость и нервную силу, установил существование собственных законов нервной деятельности, независимых от души как нематериального начала. Ему принадлежит идея локализации психических функций в отделах головного мозга, откуда берут начало соответствующие нервы.

Его новые подходы, понятия и категории придавали галлеровской “живой машине” статус носителя сил и качеств, которых нет у декартовских автоматов.

Георгий Прохазка (1749-1820) – чешский анатом и физиолог, доктор медицины. К его научным достижениям следует отнести утверждения онтологических принципов разнообразия, непрерывного изменения и развития. Прохазка создал учение о нервном аппарате и его функциях, в котором развил представление о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы как посредника между внешней средой и организмом.

Чарльз Белл (1774-1842) – автор “новой анатомии мозга”, экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние – моторные нервы с двигательной функцией, задние – моторные нервы с чувствительной функцией. Данное открытие раскрывало анатомическую основу рефлекторной дуги как принципа построения спинного мозга, включающей этапы: возбуждение по чувствительному нерву к органу движения.

Иоганнес Мюллер (1801-1858) – немецкий физиолог, сформулировавший закон “специфической энергии органов чувств”: качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Результаты исследований И. Мюллера в целом укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата. По Мюллеру, хотя причиной ощущений является материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и ждет толчка для этого возбуждения. Последнее положение явилось основой агностицизма, отрицающего адекватность ощущения реальному раздражителю.

Франц Галль (1758-1828) – известный австрийский врач, анатом. Занимался исследованиями морфологии мозга: впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества – проводящих волокон, связывающих отделы и участки головного мозга. Этим открытием Галль положил начало теориям, в которых кора головного мозга, а не его желудочки, стала рассматриваться субстратом психической деятельности человека. Галль является создателем френологии – учения о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа.

Маршалл Холл (1790-1857) – обосновывает принципиальное различие функций спинного и головного мозга. Данные теоретические положения послужили причиной объявления ученого “пропагандистом абсурдной и пустой теории”, с одной стороны, и роста популярности концепции среди неврологов и физиологов, превращения ее в господствующую доктрину, с другой. М. Холл явился выразителем дуалистического представления о нервной деятельности в анатомически ориентированной модели.

Герман Гельмгольц (1821-1894) – выдающийся немецкий естествоиспытатель. Обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химическую среду, в которой указанный закон точно выполняется. Измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Автор резонансовой теории слуховых ощущений и трехкомпонентной теории цветного зрения, сформулировал теорию восприятия.

Представленные выше достижения ученых поставили проблему о соотношении психологического и физиологического, решение которой определило формирование двух концепций: параллелизма и взаимодействия. На обозначенном фоне произошло становление новых научных направлений – психофизики и психометрии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...