Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательные элементы вводной части




Во введении к курсовой работе, как правило, освещаются та­кие вопросы:

– актуальность темы;

– цель и задачи исследования;

– объект исследования;

– исходные позиции исследования;

– методы исследования;

– источники фактического материала;

– научная новизна полученных результатов;

– практическая значимость работы;

– апробация результатов исследования.

Начинать писать курсовое сочинение следует именно с вве­дения, поскольку здесь намечаются проблемы, определяется значи­мость исследования, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения изыскания и связь с важными научными и практическими задачами. Но вначале это будет лишь черновик введения, к которому придется неоднократно возвращаться.

Актуальность темы. В ходе обоснования актуальности темы необходимо сформулировать проблему, осветить состояние ее исследованности, доказать важность разработки как в теоретиче­ском, так и в практическом плане, останавливаясь, в частности, на возможности использования полученных результатов в преподава­нии русского языка в общеобразовательной школе.

Систематизация выписок из научной литературы по тема­тическому принципу позволит выяснить аспекты проблемы, кото­рые интересовали ученых, и характер полученных ими результа­тов. Автору курсовой работы необходимо установить, что уже из­вестно по проблеме и кто из лингвистов придерживается той или иной концепции, что обратило на себя внимание ученых, но не ста­ло объектом детального анализа, а что вообще выпало из их поля зрения. Критический анализ литературы обычно продолжается в основной части при обращении к конкретным вопросам.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно несколькими предложениями выразить суть пробле­мы.

Цель и задачи работы. Формулировка цели и обусловленных ею задач определяет направленность исследования, следовательно, от них будет зависеть и структура работы – каждой из поставлен­ных задач должен соответствовать определенный раздел (подраз­дел, пункт т. п.). Поэтому во введении очерчивают только основ­ные задачи (их может быть 5-6). Например: Целью исследования яв­ляется описание семантических и функциональных характеристик ритуализированных перформативных высказываний в типовых си­туациях ритуальной коммуникации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

рассмотреть функциональную специфику перформа­тивных высказываний в динамической модели ритуальной комму­никации;

показать их содержательно-конструктивные особен­ности;

выяснить особенности метакоммуникативного харак­тера ритуализированных перформативных высказываний;

построить типологию перформативных высказываний, задающих ритуализированный характер типовым коммуникатив­ным ситуациям. [Романова Е.Г. Перформитивы в ритуальных ак­тах суггестивной коммуникации. – Тверь, 2001. – С.11 ]

Объект и предмет исследования должны быть четко определе­ны. Объект и предмет соотносятся как общее и частное. Предмет исследования обусловливает его тему. Это могут быть языковые яв­ления разных уровней: фонемы, морфемы, лексемы, синтаксемы, грамматические категории и т. п. Например, объектом исследова­ния является устная и письменная речь разных стилей, в которой функционируют те языковые факты, которые являются предметом изучения. Или: объектом исследования является система цветообозначений в русском языке, а его предметом колористическая лексика в поэзии М.Цветаевой.

Источниками фактического материала могут служить сочи­нения разных стилей (художественные, публицистические, научные и т. д.), разнообразные словари (толковые, этимологические, си­нонимические, фразеологические, терминологические и т. п.), а также конкретные носители языка, если исследуются особенности устной речи. В зависимости от темы и задач это могут быть:

– одно произведение какого-то писателя;

– несколько произведений одного автора;

– несколько произведений разных авторов;

– источники разных жанров.

Во введении необходимо назвать и объем самостоятельно со­бранного студентом и проанализированного в курсовой работе фактического материала.

Исходные позиции исследования – одна из наиболее ответствен­ных частей введения: оттого, насколько квалифицированным будет их изложение, в значительной мере зависит судьба работы. Здесь необходимо раскрыть концепцию, которую автор курсовой работы кладет в основу исследования (она может быть как собственной, так и заимствованной). Излагая ее, необходимо ссылаться на уче­ных, чьи взгляды исследователь принимает или отбрасывает: любая позиция автора должна быть обоснована. При использовании неус­тоявшихся или многозначных терминов следует указать, в каком значении они употребляются.

Методы исследования. Использованные для достижения по­ставленной цели современные методы лингвистических исследова­ний (описательный, сравнительно-исторический, сопоставитель­ный, структурный в таких его проявлениях как дистрибутивный, компонентный, трансформационный анализ и др.) перечисляются во введении. Обосновывается необходимость и целесообразность их применения. Можно также указать использованные приемы контекстуального, статистического анализа, сравнения, классификации и систематизации.

Научная новизна работы. Указание на степень новизны (впер­вые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие) требует от исследователя объективной оценки его труда. Каждое научное изыскание должно привести к определенному открытию. Уточнение отдельных научных понятий, углубление знаний об особенностях функционирования тех или иных языковых единиц, установление новых взаимосвязей этих единиц в исследуемом тек­сте, выявление закономерности их употребления определенным ав­тором, т.е. выявление специфики того или иного идиостиля – все это можно рассматривать как научную новизну исследования.

Практическая значимость полученных результатов. Смысл любого изыскания определяется его актуальностью, т.е. необходи­мостью для решения проблем как теоретического, так и практиче­ского характера. При освещении практической значимости работы необходимо дать сведения об использовании полученных резуль­татов на практике или рекомендации о возможности внедрения в практику вузовского или школьного преподавания, а также при­кладной ценности работы (для нужд СМИ, работы на ЭВМ и т.д., и т.п.).

Апробация результатов исследования. В этой части введения следует дать точные сведения о том, где и когда оглашались резуль­таты изысканий в докладах, выступлениях на заседаниях науч­ных семинаров, обществ, научных конференциях и т. п. Если сту­дент имеет публикации, которые непосредственно касаются пред­мета исследования, их также называют во введении.

Вводная часть должна быть краткой (3-4 страницы), без об­щих фраз и отступлений, уводящих от темы. Например, в работах по языку писателя не следует злоупотреблять литературоведческим материалом, посвященным языку и стилю писателя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...