Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сроки написания курсовой работы и ее защита




ПРЕДИСЛОВИЕ

Система обучения в высшей школе должна дать фундамен­тальные знания, заложить основы самосовершенствования буду­щего специалиста, воспитать его, но она не может дать студентам запаса знаний на всю последующую трудовую деятельность.

Специфика обучения в высшей школе состоит прежде всего в том, что она требует продуманной организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечила бы успешное овладение не только программным материалом, но и навыками самостоятельно­го исследования.

Курсовая работа – это одна из важных форм самостоятельной деятельности студентов, в процессе которой он получает знания, умения и навыки в ведении научных изысканий.

Исследование по современному русскому языку состоит в раз­работке актуальной для современной лингвистики проблемы и пре­дусматривает достижение таких результатов, которые представляли бы определенный научный интерес и могли бы быть использованы в дальнейших языковедческих изысканиях, а также в вузовском и школьном преподавании. Качество исследования и весомость полу­ченных результатов обусловливаются характером его подготовки, которая имеет специфические особенности. На их учете и строится предлагаемое пособие, представляющее собой попытку комплекс­ного рассмотрения всего процесса подготовки студентами курсо­вых работ, обобщения самых актуальных проблем, которые возни­кают у студентов на разных этапах подготовки курсовых работ. В пособии раскрываются основы методологии научного твор­чества, методика написания и правила оформления курсовых ра­бот, порядок их защиты. Но данные рекомендации и советы не ли­шают студента возможности общения со своим научным руководи­телем по любому вопросу, связанному с творческой деятельностью. Рекомендации только дают возможность более самостоятельно ра­ботать над избранной проблемой. Особенно полезными они будут для студентов младших курсов, которые делают первые шаги в на­учной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа – это квалификационный документ, под­тверждающий приобретение студентами теоретических знаний по русистике и овладение ими профильными практическими умениями и навыками.

Цель курсовой работы – систематизация и закрепление тео­ретических знаний студентов по основным и прикладным разделам курса современного русского языка; приобретение практических навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследо­вания, связанной с темой работы; формирование самостоятельного логического мышления, умения делать обоснованные выводы; фор­мулировать и разрабатывать собственные конкретные рекоменда­ции.

Главной задачей выполнения курсовой работы является вы­работка каждым студентом навыков самостоятельного изучения определенного научного вопроса, приобретение опыта самостоя­тельного сбора, анализа и обобщения фактического материала, проведения научных изысканий и получения на их основе практи­ческих выводов и результатов.

Требования к знаниям и умениям исполнителя работы

Курсовая работа – это итог многомесячного целенаправлен­ного труда, предполагающего углубленную творческую разработку вопросов, входящих в определенную научную проблему. Работа должна показать не только усвоенные студентом знания, но и его индивидуальные возможности, а также лингвистические наклон­ности. Курсовое сочинение является школой, формирующей у сту­дента умения и навыки самостоятельной исследовательской рабо­ты, которые будут необходимы при выполнении дипломной или магистерской работы. Это:

– умение подобрать специальную научную и методиче­скую литературу по вопросу; умение рационально изучить ее;

– умение отобрать, систематизировать и обобщить конкретный лингвистический материал по теме исследования;

– умение логично структурировать курсовое сочинение;

– умение последовательно излагать материал в соответствии с рубрикацией;

– умение четко выражать свои мысли;

– умение правильно и грамотно написать текст в соответст­вии с правилами оформления научной документации;

– воспитывать в себе стремление к самостоятельному поиску решения лингвистических задач.

1.3. Научное руководство и контроль за выполнением курсо­вой работы

Руководство работой студента во время выполнения курсо­вой работы осуществляется научным руководителем, который оп­ределяет график выполнения курсового сочинения и расписание консультаций по вопросам его выполнения.

Первая консультация установочная, она проводится с груп­пой студентов, которые выбрали темы, предложенные преподава­телем. Научный руководитель знакомит с требованиями к курсо­вым работам, рекомендует литературу, договаривается о следую­щей консультации.

Вторая консультация индивидуальна. Каждый студент дол­жен проконсультироваться с преподавателем и утвердить предмет и объект исследования, содержание курсовой работы, составить ориентировочный список источников и литературы к теме, при­близительный план работы. Уже на этой консультации студент должен уяснить, что рабочий план курсового сочинения является важным конструктивным элементом работы. Отсутствие плана, его целевых установок приводит к тому, что курсовик подряд конспектирует рекомендованную литературу без ее анализа и самостоятельного осмысливания.

План не должен быть формальным. Важно, чтобы он содер­жал те мысли, идеи, которые будут развиваться в работе; система доказательств, представленная в виде отдельных пунктов плана, должна развертываться в строгой последовательности, и тогда ра­бота получит ту логическую стройность, которой иногда недостает некоторым курсовым сочинениям.

После завершения работы, при окончательном переписыва­нии, менее значительные пункты рабочего плана могут быть опу­щены, чтобы он не был слишком громоздким.

Календарный график подготовки работы составляется в каж­дом случае индивидуально с учетом запаса времени, характера темы, степени предварительной готовности к исследованию, объема мате­риала (выписки из художественных произведений, периодики, слова­рей, архивные или экспедиционные материалы и т.д.). Приблизи­тельный образец см. в Приложении В. Обычно в процессе работы составленный график изменяется, но одно условие является обяза­тельным: курсовое исследование должно быть завершено к назна­ченному сроку.

Третья консультация носит контрольный характер. Студент обсуждает с преподавателем концепцию своей работы, показывает собранную картотеку фактического материала, библиографию, чер­новики, которые при необходимости корректируются руководите­лем.

За две недели до защиты студент обязан подать научному руководителю чистовик в переплете. В течение этого времени препода­ватель проверяет работу и вместе со студентом решает вопрос про­цедуры защиты, содержания доклада и подготовки (если необходи­мо) демонстрационных материалов.

Сроки написания курсовой работы и ее защита

Учебным планом филологического факультета ДонНУ преду­сматривается выполнение курсовой работы по русскому языку сту­дентами I курса (в I семестре), II, III и IV курсов (в течение учебно­го года) дневного отделения и II, III, IV и V курсов заочного отделе­ния.

Сроки защиты работ устанавливаются в зависимости от фор­мы обучения и курса обучения. На стационарном отделении защита проходит: на I курсе 15-20 декабря, II-III 15-20 мая, IV 25-30 апре­ля текущего учебного года. Заочное отделение определяет дату за­щиты в ходе весенней сессии.

Ориентиром в подготовке к защите курсовой работы является короткая рецензия научного руководителя, а также замечания на страницах в тексте работы. Преподаватель не указывает окончатель­ной оценки, а делает лишь предварительную оценку в форме выво­да: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к за­щите». Окончательное оценивание проводится после защиты.

Если работа не допущена к защите, студент должен пол­ностью или частично переработать ее в соответствии с требовани­ями и снова подать ее на проверку. Менять тему курсовой работы не разрешается. Работа не допускается к защите, если она не имеет самостоятельного характера, основные вопросы не раскрыты или изложены схематично, в тексте есть ошибочные положения, работа оформлена неправильно, текст написан небрежно.

На защиту студент приходит с зачетной книжкой. Для защи­ты работы отводится не более 10-15 минут. В докладе студент обя­зан осветить следующее:

– актуальность исследования;

– постановку целей и задач;

– методы исследования;

– материал исследования;

– проблемы, возникшие в ходе выполнения работы и пути их преодоления;

– полученные результаты;

– что выполнено самостоятельно.

Во время защиты курсовой работы студенту предоставляется возможность отстаивать свои взгляды, обсуждать проблемные во­просы. При защите учитывается:

– качество выполнения работы;

– ее научный уровень;

– степень самостоятельности в изложении темы;

– оформление работы;

– язык и стиль изложения;

– ответы на вопросы по теме во время защиты.

Не исключена ситуация, когда работа выполнена и оформ­лена на надлежащем уровне, но ответы студента на вопросы во время защиты курсового проекта неубедительны, поверхностны или ошибочны. В таком случае, несмотря на удовлетворительное качество самой работы, возникают проблемы в отношении воз­можности ее защиты и получения положительной оценки. В то же время наличие замечаний и указаний преподавателя о недочетах работы, сделанные в письменном тексте, еще не может быть свиде­тельством того, что курсовая работа получит низкую оценку во время защиты. Овладев сутью разрабатываемой проблемы, сту­дент часто во время защиты показывает себя знающим дело, дока­зывает правоту своей позиции по тому или иному вопросу. Это свидетельствует о том, что студент смог устранить указанные не­достатки, целенаправленно работал над изучением темы в соот­ветствии с указаниями преподавателя и может получить положительную оценку.

Защита курсовой работы – это подведение итогов самосто­ятельной работы студента, приобретение и развитие навыков от­стаивания собственной позиции в узловых проблемах лингвистики. Окончательная оценка, полученная во время защиты, заносится в ведомость и зачетную книжку студента. Повторная защита на выс­шую оценку не проводится.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...