Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация поисков необходимой литературы




Наиболее важные работы рекомендует научный руководи­тель во время вступительной консультации. Студент должен попол­нить список рекомендованной литературы, обратившись в библио­теку, зал каталогов (ком.№107 на I этаже главного корпуса ДонНУ), где необходимо научиться искать и находить нужные источники.

Для этого следует использовать:

– систематические каталоги (в которых карточки названий ра­бот сгруппированы по отраслям знаний);

– алфавитные каталоги (в которых карточки на книги распо­ложены в алфавитном порядке фамилий авторов);

– предметные каталоги (которые содержат названия работ по конкретным проблемам и специальностям);

– разнообразные библиографические справочные издания, о которых может квалифицированно проинструктировать дежурный библиограф.

В каталогах собрана информация только о литературе, кото­рая есть в библиотеке университета. Научной литературой можно пользоваться не только в читальном зале № 2 (на 4 этаже корпуса исторического факультета), но и выписывать ее через абонемент научного отдела (ком. 104 на I этаже главного корпуса университе­та).

Для составления списка литературы необходимо использо­вать и справочно-библиографические указания, помещенные в по­следних номерах журналов:

Филологические науки; Вопросы языкознания; Мовознавство; Нова філологія; Русский язык в школе; Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины; Русский язык в национальной школе; Русский язык за рубежом; Русская речь; Русская словесность; Русская словесность в школах Украины; Вестник Московского университета; Серия 9. Филология; Серия 10. Журналистика; Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация; Вісник Дон НУ. Серия Б. Гуманітарні науки.

Читальный зал периодических изданий располагается на I этаже корпуса филологического факультета.

Необходимый для дальнейшей работы список литературы следует пополнять информацией из ссылок и сносок в учебниках, монографиях, энциклопедических словарях и т. п.

Студент может обратиться к библиографу (комн. 102 главного корпуса), чтобы получить дополнительные сведения о научной ли­тературе по теме. Они могут содержаться в библиографических указаниях Книжной палаты Украины:

Летопись книг (издается с 1924г.); Летопись журнальных статей (издается с 1936г.); Летопись авторефератов и диссертаций (издается с 1999г.); Новые издания Украины – указатель книг и брошюр (издается с 1958 г.);

Украинский реферативный журнал «Джерело». Серия 3; Со­циальные и гуманитарные науки. Искусство (издается с 1995 г.).

Российская Книжная палата также выпускает библиографи­ческие указатели:

Книжная летопись (издается с 1907 г.); Летопись журнальных статей (издается с 1926 г.); Летопись авторефератов и диссертаций (издается с 1981 г.); Летопись рецензий (издается с 1935 г.). Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской Академии наук издали библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Языко­знание » (с 1953 г.) и реферативный журнал «Социальные и гумани­тарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6. Язы­кознание» (с1973 г.).

Оформление библиографических карточек

Библиографические записи наиболее удобно выполнять на стандартных карточках размером 7,5 на 12,5 см или 1/8 листа формата А4, которые можно изготовить самостоятельно. В тетради делать такие записи не желательно, т.к. это затруднит оформление по алфавиту общего списка использованной литературы в конце написания курсо­вой работы. На каждый источник отводится отдельная библиогра­фическая карточка, которая должна быть точной копией каталож­ной, что необходимо для заказа соответствующих материалов в биб­лиотеке. Последовательность записи в библиографической карточке такова:

1.Шифры и инвентарный номер, под которыми поданы книги в каталоге.

2.Фамилия и инициалы автора (авторов, если их несколько).

3.Со следующей строки записывается без кавычек, сокраще­ний, изменений название работы.

4.Выходные данные (место издания, название издательства, год издания, количество страниц).

Приведем пример библиографической карточки.

Ш. 141.12-9 В191 760314                     Васильев Л.М.                             Современная лингвистическая                             семантика. - М.: Наука,                               1990. - 176 с.    

 

 

Особенности библиографирования работ из сборников, жур­налов, многотомных изданий поданы в Приложении Г.

Карточки расставляются в алфавитном порядке. Так образу­ется картотека научных работ.

Ознакомление с научной литературой и ее отработка

Порядок ознакомления с научной литературой

Составленный студентом список необходимой для написа­ния курсовой работы литературы согласуется с руководителем, после чего выявляется ее наличие в библиотеках города. Руковод­ствуясь этим перечнем, студент с помощью научного руководителя определяет последовательность ознакомления с литературой. На­чинать целесообразно с основных, фундаментальных работ (они подлежат детальному изучению). Источники, касающиеся темы курсовой работы опосредованно, привлекаются частично, т.е. изу­чаются отдельные их разделы или даже страницы.

Фиксация прочитанного

Знакомство с литературой служит исходным материалом ис­следования, оно позволит определить, что в изучаемой проблеме точно установлено, а что остается переменным и требует дальней­шей разработки. Следует постоянно обдумывать найденную ин­формацию, чтобы собственные мысли, возникшие в ходе знаком­ства с чужими работами, стали основой для получения личных ав­торских выводов.

Изучая источники, обратите внимание на манеру изложения автора от общего к конкретному или наоборот. В зависимости от этого главные мысли, тезисы, идеи подаются в начале или в кон­це абзацев.

При чтении собственной книги (а не библиотечной!) целесооб­разны подчеркивания карандашом, пометки на полях, введение ус­ловных знаков (важно, чтобы они были постоянными, т. е. всегда имели один и тот же смысл.) Так, можно рекомендовать подчерки­вать карандашом горизонтальной чертой основную мысль автора, записывая вертикально его фамилию; вертикальной чертой сбоку по тексту целесообразно выделять выводы; доводы автора можно обозначать цифрами или буквами. Нередко употребляют и такие условные сокращения: NB (заметить хорошо, очень важно); ! (вни­мание); ? (неясно, выяснить) и под. Однако не следует увлекаться подчеркиванием. Бессистемное и сплошное подчеркивание или большое количество выделений и значков на полях не помогает вы­явить главное в книге, а, наоборот, затрудняет восприятие смысла.

Наиболее рациональной формой фиксации прочитанного можно признать выписки, обращение к которым равносильно об­ращению к первоисточнику. Особенно это важно при использова­нии литературы на ином языке. Цитируя переводные тексты, обяза­тельно указание на то, кому принадлежит перевод – автору кур­совой или ученым, которые интерпретируют иноязычный фраг­мент. На каждую выписку отводят отдельный лист стандартного формата, который заполняется с одной стороны, что помогает в дальнейшем компоновать материал в любом порядке. Такая тех­ника оформления позволит сэкономить время при последующем оформлении работы, поможет постепенно группировать материал по тематическому принципу, следовательно, облегчит его систематизацию и осмысление.

В левом верхнем углу листа помещают точное библиографи­ческое описание работы. Справа, вверху, посередине строки, указы­вают тему или содержание выписки. Ниже подают без кавычек ее текст, который занимает основную площадь карточки. Слева, по всей длине листа, оставляют поля для собственных замечаний (на­пример: сравни с мыслью... в работе..., подобное см. в работе... и др.), а также указаний номера страницы, на которой заканчивается каждая выписка. Если текст переходит из одной страницы на дру­гую, то в тексте место перехода обозначают двумя вертикальными чертами (||).

В ходе такой обработки литературы необходимо отмечать, какие выделения шрифтом, разрядкой и проч. есть в книге, а какие принадлежат тому, кто конспектирует. Это необходимо для того, чтобы при цитировании выписок в курсовой работе разграничи­вать выделения автором цитированного источника (подчеркнуто автором) или автором курсового сочинения (подчеркнуто/выделе­но нами. – начальные буквы имени и фамилии). Образец выписки см. в Приложении Д.

Важно помнить, что в научных источниках необходимо брать принципы и методы для самостоятельного анализа языковых фактов, а не материал, который может быть без существенных из­менений использован в своей работе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...