Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сбор и систематизация языковых фактов
Накопление языкового материала Параллельно с изучением литературы по вопросу студент собирает фактический материал – основу своей работы. Источниками материала для языковеда являются тексты художественных, научных, публицистических и других произведений, разнообразные словари, рекламные тексты, письма, архивные документы, диалектные записи, записи устной спонтанной речи, картографические материалы и проч. Выбор объекта исследования зависит от характера избранной темы. Например: «Орфоэпические ошибки на ТРК «Украина»», «Культура речи в рекламных текстах», «Неологизмы последних десятилетий в «Толковом словаре русского языка конца XX века. Языковые изменения», «Способы передачи чужой речи в современном русском языке (на материале произведений В.Ф.Тендрякова)». Большая часть тем, предлагаемых в качестве курсовых работ для студентов-лингвистов, требует самостоятельного анализа материала, почерпнутого из произведений художественной литературы. Подобные темы могут базироваться как на материале одного литературного произведения (например, «Стилистически ограниченная лексика в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» »), так и на материале нескольких или даже всех произведений какого- то писателя (например, «Окказиональное словообразование в поэзии Иосифа Бродского»), Реже тема курсового сочинения предполагает обращение к творчеству разных мастеров слова (например, «Синтаксическая компрессия в современном русском языке (на материале художественных произведений писателей конца XX века"). В этом случае не следует брать литературные произведения, далекие друг от друга как хронологически, так и по жанровой принадлежности, стилю. Для написания курсовой работы необходимо производить сплошную выборку лингвистических фактов, предполагаемых темой. Если анализируется произведение многотомное, то можно ограничиться выпиской примеров из одного тома, но этот факт следует оговорить. В курсовой проект, разумеется, войдет только часть собранных примеров, но проследить исследуемое явление во всех его случаях, прямых и опосредованных, можно только при условии достаточного количества фактического материала (для курсовой работы необходимо около 200). Требования к картотеке фактического материала Создавая картотеку фактического материала, необходимо подумать об удобстве его обработки и придерживаться определенных стандартов. На каждый пример отводится отдельная карточка (в зависимости от темы работы от 1/8 листа А4 до размера почтовой карточки), т. к. с ней легче работать при подсчетах и систематизации материала, учитывая различные аспекты анализа (словообразовательная характеристика, грамматическая специфика, лексический анализ, стилистические особенности и т. д.). Целесообразно продумать условные обозначения и последовательно их применять (подчеркивания разных видов, использование разных цветов, вынесение на поле и т. д.). Заполнять карточку следует только с одной стороны, оставляя вверху чистое поле для классификации факта во время обработки материала. Затем посередине выписывается изучаемый факт: это может быть слово, омонимическая пара, фразеологический оборот, морфологическая форма, синтаксическая конструкция и т. п. Ниже приводится необходимый для понимания их назначения, структуры и оценки функционирования контекст (одно или несколько предложений). Запись из источника должна быть абсолютно точной, без перестановок, изменений; после выделенных автором изучаемого произведения слов или словосочетаний следует обязательно отметить, что это авторское выделение, например: Она так посмотрела! (разрядка авт.). Текст можно сокращать, отмечая места сокращений многоточием в ломаных скобках, например: Сентябрьские утренники <...> уже выжелтили листву березняка, зажгли огненный факел осин, нежно позолотили кроны листвениц. При необходимости своих пояснений вводные слова также выделяются ломаными скобками: например, Люди наиболее близкие ждали от него <Пушкина> именно домашних критик. Анализируемое слово, словосочетание или конструкция обязательно выделяются в тексте (подчеркиванием, другим цветом и т. п.). После текста указывается точный источник, из которого был извлечен текст, с фамилией автора, названием произведения, местом и годом издания и страницей. Запись может иметь сокращенный вид (Комсомольская правда – КП, Аргументы и факты – АиФ, Вечерний Донецк – ВД и проч.), но при этом в курсовой работе следует дать список употребляемых сокращений. Обратная сторона карточки заполняется данными справочных изданий или других источников, краткими рабочими комментариями. Например, определяется тип и схема предложения или модель и способ словообразования, записываются свои мысли и соображения и проч., т. е. элементы первичного лингвистического анализа. Необходимо предусмотреть оптимальный объем сведений, которые следует внести на карточку, памятуя, что их излишек не повредит делу, отсутствие же может привести к дополнительной трате времени на пересмотр уже подвергнутого обработке материала. Образец оформления карточки см. в Приложении Е. 2.4.3. Обработка языкового материала Самая главная и самая трудная часть работы – анализ собранного материала, который обеспечивает достижение цели, поставленной в курсовой работе. Материал сам показывает, когда начинать его обработку и каким образом ее осуществлять. Классификация собранного материала – это сопоставление фактов, обнаружение сходства и различий в них. В основе классификации – объединение сходных по какому-либо признаку явлений и противопоставление их остальным. Так, при исследовании неологизмов слова можно первоначально сгруппировать в рамках отдельных частей речи, затем внутри каждой их них разграничивать неологизмы в соответствии со способами словообразования и т. д. Надо продумать единообразную форму анализа примеров и не отступать от нее на протяжении всей работы. Итоговые выводы и теоретические обобщения автора должны вытекать именно из анализа конкретного языкового материала. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ходе описания результатов исследования необходимо придерживаться определенных требований к структуре работы, изложению мыслей и к техническому оформлению работы. Структура работы Курсовая работа должна иметь четкое и логичное строение. Общий объем курсового сочинения без приложений, как правило, составляет до 20-25 страниц машинописного (или 30-40 страниц рукописного) текста. Обязательными составляющими курсовой должны быть: – титульная страница; – содержание; – введение; – основная часть (несколько глав или разделов с подразделами); заключение; – список источников и литературы; приложения (при необходимости). Требования к содержанию курсовой работы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |