Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сбор и систематизация языковых фактов




Накопление языкового материала

Параллельно с изучением литературы по вопросу студент со­бирает фактический материал – основу своей работы. Источника­ми материала для языковеда являются тексты художественных, научных, публицистических и других произведений, разнообраз­ные словари, рекламные тексты, письма, архивные документы, диалектные записи, записи устной спонтанной речи, картографи­ческие материалы и проч. Выбор объекта исследования зависит от характера избранной темы. Например: «Орфоэпические ошибки на ТРК «Украина»», «Культура речи в рекламных текстах», «Неоло­гизмы последних десятилетий в «Толковом словаре русского языка конца XX века. Языковые изменения», «Способы передачи чужой речи в современном русском языке (на материале произведений В.Ф.Тендрякова)».

Большая часть тем, предлагаемых в качестве курсовых работ для студентов-лингвистов, требует самостоятельного анализа ма­териала, почерпнутого из произведений художественной литерату­ры. Подобные темы могут базироваться как на материале одного литературного произведения (например, «Стилистически ограни­ченная лексика в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» »), так и на материале нескольких или даже всех произведений какого- то писателя (например, «Окказиональное словообразование в поэ­зии Иосифа Бродского»), Реже тема курсового сочинения предпо­лагает обращение к творчеству разных мастеров слова (например, «Синтаксическая компрессия в современном русском языке (на ма­териале художественных произведений писателей конца XX века").

В этом случае не следует брать литературные произведения, дале­кие друг от друга как хронологически, так и по жанровой принад­лежности, стилю.

Для написания курсовой работы необходимо производить сплошную выборку лингвистических фактов, предполагаемых те­мой. Если анализируется произведение многотомное, то можно ог­раничиться выпиской примеров из одного тома, но этот факт сле­дует оговорить. В курсовой проект, разумеется, войдет только часть собранных примеров, но проследить исследуемое явление во всех его случаях, прямых и опосредованных, можно только при ус­ловии достаточного количества фактического материала (для кур­совой работы необходимо около 200).

Требования к картотеке фактического материала

Создавая картотеку фактического материала, необходимо подумать об удобстве его обработки и придерживаться определен­ных стандартов. На каждый пример отводится отдельная карточка (в зависимости от темы работы от 1/8 листа А4 до размера почто­вой карточки), т. к. с ней легче работать при подсчетах и система­тизации материала, учитывая различные аспекты анализа (слово­образовательная характеристика, грамматическая специфика, лек­сический анализ, стилистические особенности и т. д.). Целесообраз­но продумать условные обозначения и последовательно их приме­нять (подчеркивания разных видов, использование разных цветов, вынесение на поле и т. д.). Заполнять карточку следует только с од­ной стороны, оставляя вверху чистое поле для классификации факта во время обработки материала. Затем посередине выписы­вается изучаемый факт: это может быть слово, омонимическая па­ра, фразеологический оборот, морфологическая форма, синтакси­ческая конструкция и т. п. Ниже приводится необходимый для по­нимания их назначения, структуры и оценки функционирования контекст (одно или несколько предложений).

Запись из источника должна быть абсолютно точной, без пе­рестановок, изменений; после выделенных автором изучаемого произведения слов или словосочетаний следует обязательно отме­тить, что это авторское выделение, например: Она так посмот­рела! (разрядка авт.). Текст можно сокращать, отмечая места со­кращений многоточием в ломаных скобках, например: Сентябрь­ские утренники <...> уже выжелтили листву березняка, зажгли огненный факел осин, нежно позолотили кроны листвениц.

При необходимости своих пояснений вводные слова также выделяются ломаными скобками: например, Люди наиболее близ­кие ждали от него <Пушкина> именно домашних критик.

Анализируемое слово, словосочетание или конструкция обя­зательно выделяются в тексте (подчеркиванием, другим цветом и т. п.).

После текста указывается точный источник, из которого был извлечен текст, с фамилией автора, названием произведения, мес­том и годом издания и страницей. Запись может иметь сокращен­ный вид (Комсомольская правда – КП, Аргументы и факты – АиФ, Вечерний Донецк – ВД и проч.), но при этом в курсовой работе следует дать список употребляемых сокращений.

Обратная сторона карточки заполняется данными справоч­ных изданий или других источников, краткими рабочими коммен­тариями. Например, определяется тип и схема предложения или модель и способ словообразования, записываются свои мысли и соображения и проч., т. е. элементы первичного лингвистического анализа.

Необходимо предусмотреть оптимальный объем сведений, которые следует внести на карточку, памятуя, что их излишек не повредит делу, отсутствие же может привести к дополнительной трате времени на пересмотр уже подвергнутого обработке матери­ала.

Образец оформления карточки см. в Приложении Е.

2.4.3. Обработка языкового материала

Самая главная и самая трудная часть работы – анализ соб­ранного материала, который обеспечивает достижение цели, пос­тавленной в курсовой работе.

Материал сам показывает, когда начинать его обработку и каким образом ее осуществлять. Классификация собранного мате­риала – это сопоставление фактов, обнаружение сходства и разли­чий в них. В основе классификации – объединение сходных по какому-либо признаку явлений и противопоставление их остальным. Так, при исследовании неологизмов слова можно первоначально сгруппировать в рамках отдельных частей речи, затем внутри каж­дой их них разграничивать неологизмы в соответствии со спосо­бами словообразования и т. д. Надо продумать единообразную форму анализа примеров и не отступать от нее на протяжении всей работы. Итоговые выводы и теоретические обобщения автора должны вытекать именно из анализа конкретного языкового мате­риала.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе описания результатов исследования необходимо придерживаться определенных требований к структуре работы, изло­жению мыслей и к техническому оформлению работы.

Структура работы

Курсовая работа должна иметь четкое и логичное строение. Общий объем курсового сочинения без приложений, как правило, составляет до 20-25 страниц машинописного (или 30-40 страниц ру­кописного) текста.

Обязательными составляющими курсовой должны быть:

– титульная страница;

– содержание;

– введение;

– основная часть (несколько глав или разделов с подраз­делами); заключение;

– список источников и литературы; приложения (при необходимости).

Требования к содержанию курсовой работы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...