Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР И ИХ ВЫБОР
В теории менеджмента выделяют два подхода к построению организационных структур: механистический (бюрократический, иерархический) и адаптивный (органический). Их специфические особенности обусловливают целесообразность использования каждого из них в соответствии со сложившимися условиями. Механистическая модель организационной структуры, базирующаяся на скалярном принципе организации (принципе лестницы), образовалась на основе концепции рациональной бюрократии, сформулированной немецким социологом, социальным философом и историком Максом Вебером (1864-1920). Слово «бюро» произошло от французского bureau, одно из значений которого — «канцелярия». Термин «бюрократия» — власть канцелярии — использовался Вебером чисто технически для обозначения идеального типа построения организации, хотя со временем он приобрел негативный оттенок. Принципиальными положениями концепции рациональной бюрократии являются следующие: • четкое разделение труда, предполагающее привлечение для реализации установленных должностных обязанностей и полномочий квалифицированных специалистов; • иерархичность управления, предусматривающая подконтрольность и подчинение нижестоящего уровня вышестоящему уровню; • однородность выполнения обязанностей и скоординированные действия персонала за счет следования работниками формальным единым правилам,процедурам, нормам; • формальная обезличенность выполнения должностных обязанностей; • найм в соответствии с квалификационными требованиями должности. Механистические структуры способны обеспечивать четкое взаимодействие больших групп людей в направлении поставленных целей. Это способствовало их широкому распространению. Однако в современных рыночных условиях определенные характеристики структур данного типа не всегда позволяют оптимальным образом достичь установленных результатов. Тем самым заметно снижаются возможности организаций, функционирующих в рамках чисто бюрократического подхода. Главными недостатками бюрократизации управления являются: • ограниченные возможности использования управленческого персонала всех уровней в решении вопросов стратегического управления; • недостаточное использование потенциала работника, ограниченное большим количеством формальных правил и процедур; • наличие противоречий между элементами структуры и несогласованность их действий в процессе адаптации к изменяющимся условиям. В условиях насыщенности рынка товарами для значительного числа предприятий торговли с небольшой численностью персонала преимущества бюрократических структур утрачивают свою значимость, Внимание руководства акцентируется на свойствах организационных структур, которые обеспечивают привлечение большего числа покупателей, стандарт качества обслуживания. Новые возможности для работы в сложной рыночной ситуации открывают адаптивные структуры. Адаптивный тип организации формируется в 60-е и 70-е гг. минувшего столетия как реакция менеджмента па усложнение условий сбыта продукции. Адаптивная или органическая структура придает организации способность подобно живому организму быстро реагировать на требования внешней и внутренней среды. Она призвана раскрепостить инициативу персонала, направить ее на более полное использование рыночных возможностей. Адаптивная концепция строится на принципиально ином подходе к построению системы управления организацией. Основными его особенностями являются следующие: 1. Использование стратегии организации в качестве интегрирующего фактора работы персонала. 2. Постоянная готовность персонала к осуществлению перемен. 3. Гибкость в распределении работ в соответствии с характером решаемых проблем. 4. Отсутствие четкого распределения обязанностей в рамках отдельных направлений деятельности в соответствии с занимаемой должностью в иерархической структуре. 5. Отсутствие жесткости при определении значительной части полномочий и ответственности персонала, так как в процессе взаимодействия задачи могут меняться. 6. Взаимодействие по вертикали носит скорее характер консультации, а не подчинения. 7. Интенсивное взаимодействие работников по горизонтали. 8. Принятие решений персоналом основано на политике администрации в той или иной области с учетом особенностей организационной культуры, а не нормируется с помощью большого количества формальных правил. 9. Ориентация на групповое взаимодействие и ответственность. 10. Ответственность не за выполнение процедур, а за решение проблем. Гибкость адаптивных структур, обусловленная отсутствием необходимости в многочисленных формальных согласованиях в процессе принятия решений, обеспечивает незамедлительную реакцию организации на изменения во внешней среде.. Небольшие предприятия получают возможность быстро переориентировать потенциал работников на совместное решение новых задач. Совокупность функций, реализуемых организацией, можно разделить на три большие группы: основные, консультационные (регулирующие) и обеспечивающие. Аналогичные названия имеют структурные звенья, в деятельности которых преобладает реализация того или иного типа функций. По горизонтали организация делится на отдельные блоки, которые в зависимости от их специализации носят названия линейных, штабных и обеспечивающих (обслуживающих) подразделений. Внутри блоков, по вертикали, осуществляется деление организации на уровни управления. Стратегический апекс (вершина) линейного блока — менеджеры (топ-менеджеры), осуществляющие общее руководство организацией, и персонал, оказывающий им техническую помощь. Операционное ядро реализует основную функцию торговой организации — продажу товаров. Оно включает операционных менеджеров — руководителей среднего звена и персонал. Деятельность линейных подразделений поддерживается штабными и обеспечивающими подразделениями, которые принимают на себя решение части трудоемких, специализированных задач. Тем самым линейные подразделения получают возможность сконцентрировать внимание на реализации своей основной функции. Штабные подразделения получили свое название от английского слова «staff», одно из первоначальных значений которого — «посох, палка для опоры». Позднее оно используется в военной терминологии для обозначения органа, помогающего командирам соединений в выполнении стоящих перед ними задач. В менеджменте данный термин стал употребляться применительно к подразделениям аппарата управления организации, выполняющего совещательные функции. Современный перевод слова «staff» — «опора, поддержка» — очень точно отражает назначение штабных подразделений в структуре управления. Штабные подразделения включают аналитиков и служащих, помогающих им в работе (выполняющих технические функции). В соответствии со спецификой координирующих функций выделяют три типа менеджеров-аналитиков: менеджеры, стандартизирующие процессы (например, инженер по технике безопасности, инженеры-технологи), менеджеры, стандартизирующие результат, — специалисты в области планирования и контроля (например, экономисты, товароведы), менеджеры, стандартизирующие квалификацию, — специалисты в области работы с персоналом (например, менеджер по персоналу). Каждое подразделение консультирует персонал линейных и обеспечивающих подразделений по вопросам своей специализации. Если штабные подразделения наделяются регулирующими полномочиями — правом распоряжения по вопросам, относящимся к их компетенции, — их называют функциональными. К ним относят отдел маркетинга, службу управления трудовыми ресурсами, плановый отдел, отдел организации торговли и пр. Обеспечивающие подразделения вносят косвенный вклад в реализацию основной функции торговой организации. Они могут наделяться полномочиями по принятию решений в рамках определенных функций, например транспортировки, хранения, материально-технического обеспечения, предпродажной подготовки товаров, учета и пр. На практике чаще всего трудно провести границу между штабными и обеспечивающими функциями. Нередки случаи совмещения этих обязанностей не только внутри одних и тех же подразделений, но и одним и тем же работником. Важной проблемой функционирования современных предприятий торговли является налаживание эффективного сотрудничества линейных, штабных и обеспечивающих подразделений. Грамотная организация их взаимодействия — одна из задач эффективного менеджмента.
Все многообразие организационных структур сводится к нескольким типам, лежащим в основе построения современного предприятия. К механистическим структурам относят: линейные, функциональные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры. К наиболее распространенным адаптивным структурам относят: проектные, матричные, командные (бригадные) и сетевые. Каждый тип структуры имеет свои преимущества и недостатки, которые приобретают свою значимость в зависимости от условий функционирования организации. Ими определяются границы эффективности каждого типа структуры. Правильный выбор типа структуры будет способствовать оптимизации системы управления организацией. Рассмотрим особенности и условия применения в практике управления каждого из перечисленных типов структур. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |