Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прогнозирование в деятельности организацииСтр 1 из 16Следующая ⇒
Тема 5. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В общем виде процесс управления (менеджмента) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Планирование в управлении организацией Сущность и значение планирования в процессах управления Прогнозирование в деятельности организации Сущность, функции и выгоды стратегического планирования …………….. Сущность и значение планирования в процессах управления Центральным этапом процесса менеджмента является функция планирования, которая предшествует выполнению всех других управленческих функций. Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задавая направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает: установление целей и задач', разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. Планы являются основой организационной деятельности, так как без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. И еще одна важная роль планирования в современных условиях состоит в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов. Признание новой роли планирования в условиях господства рыночной экономики произошло в конце 60 — начале 70-х гг. XX в. в связи с переходом от составления долгосрочных планов, базу которых составляли показатели прошлых периодов, к стратегическим планам, увязывающим цели и ресурсы организации с возможностями окружающей среды. Именно в это время на предприятиях стала создаваться система планов, связывающая текущую деятельность со стратегией развития организации. За рубежом оно лучше поставлено в частном бизнесе, о чем свидетельствует следующее высказывание: «Если бы в частных корпорациях планирование было организовано так же плохо, как в общественном секторе, а их сотрудники были столь же неопытны и равнодушны, как иные из государственных служащих различных уровней, то наша экономика (речь идет об экономике США) была бы гораздо менее эффективной» Планирование подразумевает установление целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Важность планирования заключается в том, что оно: 1) обеспечивает систематический подход к тому, что мы хотим достичь; 2) упрощает задачи менеджера - дает ему как бы дорожную карту; 3) обеспечивает эффективное использование ресурсов; 4) поощряет работу в коллективе; 5) планирование логически первый шаг в менеджменте -основа для осуществления контроля, создание условий для успехов в будущем. Планирование— это начальный этап управления, представляющий собой процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование определяетперспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, взятых вместе,; является активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные планы, для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации. В широком смысле слова планирование— это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. Уровень и качество планированияопределяются следующими важнейшими условиями: 1) компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; 2) квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; 3) наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники. Планирование включает определение: 1) конечных и промежуточных целей; 2)задач, решить которые необходимо для достижения целей; 3)средств и способов их решения; 4) требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. Различают три вида планирования:стратегическое (более 10 лет); среднесрочное (от 1 года до 10 лет); тактическое (до 1 года). Планирование необходимо для достижения организацией таких целей, как: повышение контролируемой доли рынка; предвидение требований потребителя; выпуск продукции более высокого качества; обеспечение согласованных сроков поставок; установление уровня цен с учетом условий конкуренции; поддержание репутации фирмы у потребителей. Задачи планированияопределяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом, задачи стратегического планирования любой организации | сводятся к: 11) планированию роста прибыли; 2) планированию издержек предприятия и, как следствие, их уменьшению; 3)увеличению доли рынка, увеличен и доли продаж; 4)обеспечению необходимым количественным и качественным составом персонала; улучшению социальной политики организации. Система планов организации Виды планов в организации Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития; производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей; определяются временные рамки выполнения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач. Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: по длительности планового периода и по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации. В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы: стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени; тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени; оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений), функциональных подсистем. Стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. Таким образом, в этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации — от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются. Характер взаимосвязи между планами организации показывает, что основу всей системы должны составлять стратегические планы. Поэтому стратегическое планирование является предметом активной разработки современного менеджмента. Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: - по степени охвата (общее и частичное); - содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности); - предмету (объекту) планирования (целевое; средств - потенциа, оборудрвание, материалы, финансы, информация "~ - сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы); - охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное); - срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); - жесткое и гибкое. Роль стратегических планов для развития экономики нашей страны особенно велика в связи с проводимой перестройкой. Кризис и жесткие рыночные условия заставили руководителей многих российских компаний посмотреть на свою работу как бы со стороны и осознать те недостатки, которым раньше не придавалось особого значения. Результатом стало обоснованное внимание к составлению планов стратегического развития и разработке методов их реализации. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ планирования Плановые решения (в широком смысле) могут касаться постановки целей и задач, выработки стратегии, распределения и перераспределения ресурсов, обоснования стандартов деятельности. На Западе развитие планирования прошло четыре этапа: 1) до середины XX в. в условиях стабильной внешней среды в основном составлялись текущие планы исходя из поступающих заказов и без спешки проводились преобразования, которые подсказывала жизнь; 2) в 50-е гг. темп изменений во внешней среде стал постепенно нарастать, хотя они еще оставались предсказуемыми. Поэтом здесь уже наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием на основе экстраполяции тенденций, составлять перспективные целевые программы, бюджеты распределения ресурсов; 3) в 60-70-е гг. общий темп развития еще больше ускорился предложение стало хронически превышать спрос, а изменение в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое осуществлялось от будущего к настоящему с помощью сложных математически) 4) с начала 70-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы не смогли в полной мере соответствовать потребностям хозяйственной практики. Они стали дополняться постановкой стратегических задач, оперативно учитывающих эти изменения, и принятием по ним гибких экстренных решений. В узком смысле планированием является составление специальных документов - планов,осуществляющих оптимальное сочетание решений с точки зрения максимизации конечного результата и наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей и определяющих конкретные шаги в деле их реализации. В планах содержатся прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств. Существует три основных типа планов: 1) планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Они используются при большом горизонте планирования, а поэтому исходят из непредсказуемости конкретных событий в перспективе; 2) планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях, на пример, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», обеспечивающие свободу маневра в случае не предвиденных обстоятельств; 3) планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем, могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр. По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные(свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные(от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные(до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца. Планирование базируется на ряде принципов,то есть правил, к которым сегодня относятся: 1) участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления, ибо люди скорее будут выполнять, как более близкие и понятные, те задачи, которые сами себе поставили; 2) непрерывность, в соответствии с которой планирование должно быть не единичным актом, а постоянным процессом. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они послужат основой составления будущих; 3) гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «подушки», облегчающие свободу маневра (дополнительные ресурсы, завышенные сроки и пр.); 4) согласование планов в форме координации (между подразделениями одного уровня) и интеграции (между разными), необходимость чего обусловлена взаимосвязанностью всех элементов организации; 5) экономичность, требующая, чтобы затраты на планирование были меньше получаемого в результате эффекта; 6) создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана. Критериями выбора формы планирования могут быть также - полнота (требуется учесть все); - детализация (глубина ее определяется целью планирования); -точность; - простота и ясность; - непрерывность;
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Менеджеру следует четко определить: - объект планирования (что планируется); - субъект планирования (кто планирует); - период (горизонт) планирования (на какой срок); - средства планирования (например, компьютерное обеспечение); - методику планирования (как планировать); - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях). При планировании решается множество проблем, основные причины которых: - особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить); - особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей); - проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств); - проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального); - большое число лиц, участвующих в планировании; - ответственность; проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки В зависимости от степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами: 1) если централизация высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям; 2) при среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях; 3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации. Многие исследования ясно показывают, что планирование приносит пользу. Эти исследования указывают на сильную положительную корреляцию между планированием и успехом организации. В одном исследовании подробно проанализированы ответы на вопросы анкеты, полученные от 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций. Было установлено, что руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха по показателям отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Другие исследователи проанализировали деятельность 105 крупнейших компаний США и 105 средних и малых фирм, Они обнаружили, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста.
Прогнозирование в деятельности организации Прогнозирование представляет собой метод, в котором описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихся практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса. Точность прогноза является величиной вероятностной и для получения математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию. Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда. 1. Экономические прогнозы -носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта). 2. Прогнозы развития конкуренции –характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т. д. 3. Прогнозы развития технологии -ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений. 4. Прогнозы состояния рынка -используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах (для анализа рынка таких това-ров, как автомобили, это очень важно), цен на используемое сырье (для рынка тех же автомобилей критичной является цена на нефть) и т. д. 5. Социальное прогнозирование -выходит за рамки чисто экономической направленности. Исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что можно использовать, например для прогноза сбыта. Методы прогнозирования Сложившаяся к сегодняшнему дню практика составления прогнозов опирается на достаточно широкий спектр используемых методов, которые, в общем случае, можно представить в виде следующих направлений. Неформальные методы прогнозирования включают следующие: Наглядная информация - информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов) - радио, телевидения, а также от смежников, потребителей, поставщиков, конкурентов. Кроме того, к наглядной (или вербальной) информации можно отнести сведения, полученные на совещаниях и конференциях. Информация, полученная таким путем, представляет собой, как правило, большую ценность оперативного значения, однако не имеет перспектив долгосрочного характера. Материальные расходы на получение такой информации незначительны, однако приходится затрачивать много времени на ознакомление с ней, чтобы постоянно быть в курсе текущих событий. Письменная информация - информация, получаемая из печатных источников периодической печати, информационных бюллетеней. К этой информации можно также отнести различные отчеты, ценность которых в иных случаях может быть очень высокой. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает. Промышленный шпионаж -особых комментариев не требует. Информация, получаемая посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Доступ к такой информации имеет очень ограниченный круг лиц. Чаще всего к разряду секретных относятся научные разработки, особенно на ранних этапах проектирования. По мере продвижения работы к ее завершению, т. е. к получению серийного образца, необходимость в засекречивании уменьшается. Информация, полученная посредством промышленного шпионажа (текущая или стратегическая), считается наиболее ценной. Применение количественных методов прогнозирования целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей. Для прогнозирования таких явлений, как оценки спроса на товары, определения потребностей в запасах, прогнозирования структуры сбыта, изменения потребности в кадрах и т. д., чаще всего используют анализ временных рядов. Причинно-следственное моделирование - наиболее сложное и используется для анализа явлений с несколькими (хотя бы двумя) переменными. Например, при исследовании перспектив изменения спроса на односемейные дома в зависимости от изменений уровня личных доходов; демографических изменений; ставки процента на закладные; прочих воздействующих изменений. Качественные методы прогнозирования. Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования. Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов - людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам. К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие: Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением. Одна из разновидностей "мнения жюри" - "мозговой штурм". Модель ожидания потребителей -метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения. Происходит опрос клиентов (как действительных, так и потенциальных), в сфере интересов которых оказывается анализируемая продукция, товары или услуги. Метод экспертных оценок - отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист. И т.д.
Можно выделить опорные моменты, которые необходимо учитывать при прогнозе: 1. До начала прогнозирования необходимо определить направленность прогноза, его цель. 2. Следует представить себе перечень возможных решений, управленческий уровень решений, которые могут быть приняты на основе прогноза. 3. Для определения ограничений, в том числе и временных, необходимо оговорить требуемую точность прогноза. 4. Некоторые решения, прежде всего относящиеся к разряду важнейших, управленческий уровень которых достаточно высок, нежелательно принимать даже в тех случаях, когда вероятность осуществление прогноза 90-95%, поскольку слишком велика будет цена ошибки. Однако есть решения, которые можно принимать при значительно меньших вероятностях осуществления прогноза. 5. При оценке достоверности прогноза необходимо определить те изменения, которые могут произойти и повлиять на развитие событий. 6. После определения источников информации устанавливаются ценность прошлого опыта (проводится так называемый ретроспективный анализ), а также быстрота и объем текущих изменений. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. В рамках процесса стратегического планирования объединены четыре основных вида управленческой деятельности. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию.
Прежде чем приступить к изучению различных элементов процесса стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса. Неудивительно, что динамичная природа организаций затрудняет введение одной специфической модели процесса планирования. На рисунке намечены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действие. Рис. Процесс стратегического планирования Миссия и видение Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. В теории менеджмента миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации. Определение миссии помогает компаниям добиваться успеха, если ее положения заинтересовывают другие организации, поставщиков, потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их. Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали ценностям и концепции общественного развития. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому ниже приведены некоторые общие рекомендации, какие следует учитывать руководству, которое формулирует миссию и несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем . постановки и реализации целей организации: • Миссия формулируется вне временных рамок, что позволяет считать ее «безвременной». • Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как она устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности для организации наиболее важны. • В миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности любой коммерческой оргаизации. Но фокусирование на прибыли может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и на правлений развития, что в конечном счете может иметь негативные последствия. • Между миссией организации и более общей системой, частью которой она является, не должно быть противоречий.
Специалисты по менеджменту и руководители многих крупных компаний считают, что центральным пунктом формулировки миссии должен быть ответ на вопрос: какова главная цель (предназначение) организации? При этом организации должны идентифицировать себя в миссии не по производимому продукту или услуге, а по ключевому назначению, т.е. по определению: «кто мы и чем мы отличаемся от других». Другими словами, значение имеет не то, что компания производит, а то, за что она борется, что она будет делать в будущем, отдавая предпочтение интересам, ожиданиям и ценностям сегодняшних и будущих потребителей. Например, компания Motorola определила свое ключевое предназначение как «использование технологии с пользой для людей», не выделив при этом, что она производит телевизионные сети или первоклассные телевизоры. Эта формулировка может показаться довольно широкой и ничего не значащей, но она обеспечивает специфический выбор того, что надо производить и кому продавать. И это позволило компании развиваться в направлениях, которые ее конкуренты не могли предположить, и тем самым выработать рыночный иммунитет. Основатель всемирно известной компании Г. Форд сформулировал миссию как «предоставление людям дешевого транспорта». В ней четко обозначена область деятельности компании — транспорт, потребители продукции — люди, а также подчеркнута ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику компании, а также на общественную поддержку ее деятельности, в том числе и со стороны работников фирмы. Многие компании вводят в миссию положения, подчеркивающие ценностные ориентации, стимулирующие работу персонала и наполняющие повседневную деятельность смыслом и осознанием ее высокой цели на благо людей. В табл. приведены примеры различных формулировок миссий, заимствованных из практики отечественных предприятий. Их объединяет краткость и четкость выражения основной идеи наряду с ориентацией на потребителей. Важным моментом целеполагания в современном менеджменте считается определение общей картины развития организации на ближайшие 10—20 лет или так называемого видения того, чем организация станет для общества в обозримый период времени. Формулировку видения осуществляет высшее руководство или учре-дители компании, ставя перед собой такие вопросы: Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем? В чем состоит наш бизнес сейчас и каким он будет в будущем? Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем? Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей? Ответы на эти вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации. Цели организации и их классификация Миссия и видение образуют фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований: • четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долго-, средне- и краткосрочные); • конкретность содержания и реальная достижимость целей; • непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения; • адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Для упорядочения множества целей организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим главные: временной период, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла. Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей: стратегические, устанавливаемые на длительный период (его продолжительность колеблется в зависимости от состояния и устойчивости развития экономики от трех до 5—10 лет); важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе; тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение; оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня. Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п. По значимости цели подразделяются на: особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации; приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства; остальные, также важные, но несрочные цели, требующие постоянного контроля. Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать. Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям и с использованием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать ресурсы, в том числе информационные. Соотношение между повторяющимися и разовыми целями в организациях меняется: под влиянием высокой скорости изменения деловой среды наметилась явная тенденция к росту удельного веса новых целей, которую организации пытаются сбалансировать, формализуя решение все большего количества целей, решаемых с определенной повторяемостью. В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми агентствами и пр. Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д.
Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить. Для стадийности приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста. На стадии зрелости цели организации связаны: с контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации. Дерево целей Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей (рис. 1.8). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам: • общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого после-
• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; • подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга; • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию. Управление по целям (результатам) . Принципы управления по целям Составление целевых моделей — это начальный этап процесса управления по целям — концепции, широко используемой современным менеджментом. Ее суть состоит в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов: 1. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней. 2. Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей. 3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей. 4. Производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей. Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей. Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов для совместного и эффективного труда. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника подразделения, службы и предприятия в целом. Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для производительного и эффективного труда сотрудников предприятия и его подсистем. И это одна из причин того, что к их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования. Достоинства и недостатки управления по целям В многочисленных исследованиях, анализирующих концепцию управления по целям (результатам), отмечается ряд ее несомненных достоинств. Это, прежде всего, повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом. Усиливается мотивация к работе как результат непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей. Каждый руководитель в этих условиях чувствует личную заинтересованность в их достижении. Как правило, при реализации этой концепции улучшаются взаимоотношения между руководителями и подчиненными, совершенствуются системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами). В то же время за годы использования этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей других уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля. Кроме того, необходимо учитывать, что это трудоемкий, сложный и длительный процесс. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Чаще всего стратегический анализ начинают с исследования внешней среды организации. При этом исходным методом стратегического исследования является SWOT-анализ (рис. 5). В результате анализа должны быть сделаны выводы: - как реагировать на прогнозы; - на ожидания связанных групп; - по использованию возможностей; - по предотвращению опасностей; - по укреплению сильных сторон и их использованию; - по усилению слабых мест, которые следует учесть в
Анализ среды организации осуществляется с целью: • выявления в ее потенциале силы (S); • выявления в ее потенциале слабости (W); • установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; • выявления угроз (Т) для организации со стороны внешней среды. После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливают связи. Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа (рис.). Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала предприятия. На пересечении 2x2 получаем четыре поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций: I. Поле SO — «сила — возможности».Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования. II. Поле ST — «сила — угрозы».Фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.
Рис. Общий вид матрицы SWOT-анализа III. Поле WT — «слабость — угрозы».Это наихудшее сочетание - стратегий развития для организации. Тем важнее обратить на него внимание, Снижение угроз возможно лишь разработкой своего потенциала. |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |