Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие организации и организационной структуры
К понятию "организация" можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. При структурном подходе мы рассматриваем организацию способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации. При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду. Конечно, эти подходы значительно перекрывают друг друга. Основное внимание будет уделено структурному подходу. Важно представлять, что понимается под организацией. Есть следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся: - ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами), инспекторами-контролерами и другими служащими; - формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности. "Организовать" - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения. Если исходить из того, что менеджмент в целом распадается на отдельные позиции менеджмента в рамках структуры, то те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться организационным взаимодействием. Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм. Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации. Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели, Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм. Деятельность любой организации основывается на фундаментальном принципе разделения труда. Следствие его реализации — необходимость координации усилий отдельных работников в направлении общих целей и стратегии. Распределение функций и задач между отдельными работниками и определение способов взаимосвязи между ними — одна из основных составляющих работы менеджера, определяющая успешность реализации стратегии. Схема этих процессов отражается в структуре организации. Структура организации характеризует ее внутреннее строение и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функции.Построение организации — результат творчества менеджеров, способ соединения в единый механизм множества элементов трудовой деятельности. Грамотное организационное строительство рассматривается в качестве источника конкурентоспособности, средства оптимизации использования имеющихся ресурсов.
Существуют три главных этапа в построении любой организации: - определение характера выполняемой работы; - распределение работы между отдельными позициями менеджмента; - классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления. 1. Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка. Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ: - деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия; - решений, какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер; - отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер; лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать; влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения. 2. Распределение работ между отдельными элементами менеджмента включает в себя: - установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); - технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); - установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации. 3. Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как "принцип ориентации". Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника отдела (подразделения). Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности. Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков. 1. По принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей. 2. По функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самой организации. 3. По территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту. 4. На основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации. 5. На основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса. В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
Принципы построения организационных структур, которые выработаны специалистами в результате анализа деятельности эффективных организаций. 1. Организационная структура должна отражать содержание деятельности организации: цели, стратегию, принципы, функции, методы, этапы и стадии принятия и реализации решений. Соблюдение этого требования обеспечивается путем периодической реорганизации действующих структур, 2. Организационная структура должна соответствовать особенностям внешней и внутренней среды организации, учитывать национальную культуру традиции, сложившиеся на данной территории, особенности персонала и пр, Это означает, что структура конкретной организации представляет собой 3. Организационная структура должна иметь оптимальное количество структурных звеньев, обеспечивающее минимизацию для данных условий времени обмена информацией. Это способствует быстрой адаптации организации к изменяющимся условиям. 4. Организационная структура должна предусматривать предоставление полномочий по принятию решений тому структурному звену, которое располагает наибольшим количеством информации по данному вопросу. Реализация этого принципа определяет соотношение между централизацией 5. Организационная структура должна быть предельно простой для данных условий, способной поддерживать эту простоту в течение длительного времени. Это значит, что при построении организационной структуры должны быть предусмотрены механизмы, противодействующие ее разрастанию, облегчающие процессы перестройки, реорганизации.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы: - стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления; - формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура; - централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство; - сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |