Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовое обеспечение воспроизводства основного капитала




Финансовое обеспечение простого и расширенного воспроиз­водства основных средств охватывает все функции финансового менеджмента в сфере управления основным капиталом, вопреки распространенному в литературе и практике ограничению этой ка­тегории рамками подбора и мобилизации денежных источников со­ответствующих затрат.

В самом деле, процесс управления начинается с финансового анализа состояния основных средств, обеспеченности ими дейст­вующего производства и оценки эффективности их использова­ния. Эта оценка затрагивает не только действующие, но и плани­руемые к внедрению основные средства, т.е. эффективность инве­стиционных проектов, обосновывающую их выбор. Сами же пока­затели эффективности, как мы видели, затрагивают соотношение затрат и доходов, а вернее — меры финансового воздействия в первую очередь на оптимизацию затрат, и лишь затем — источни­ки их покрытия. Естественная финансовая закономерность соот­ветствия доходов и расходов (вспомним принципы их балансиро­вания) диктует необходимость первоочередной «инвентаризации» затрат, или объема финансирования простого и расширенного воспроизводства основных средств, а уже далее — мобилизации надежных источников: чем экономичнее расходы, тем меньше финансовых ресурсов придется отвлекать в процесс финансирова­ния воспроизводства основных средств.

В свою очередь оптимизация затрат и источников их финанси­рования опирается на меры финансового воздействия, или на сти­мулирование эффективности названных процессов, что и составля­ет сферу функционирования финансового менеджмента.

Существуют различные формы простого и расширенного воспро­изводства основных средств. Формы простого воспроизводства — за­мена устаревшего средства труда и капитальный ремонт. Предпри­ятия имеют право создавать аналогично и наряду с амортизационным ремонтный фонд. Годовая сумма отчислений в него определяется предприятием по самостоятельно утвержденным нормативам и охватывает все виды ремонта. Подобно амортизационному, ремонтный фонд включается в себестоимость.

Скажем, создание амортизационного и ремонтного фонда ныне, в  отличие от прежних времен, отнюдь не регламентировано финансовым  законодательством: можно и не создавать его, а финансировать, к при­меру, текущий ремонт из текущих поступлений выручки от реализации, а капитальный ремонт — при нехватке собственных средств — за счет кредита или, положим, разовых поступлений от выбытия ос­новных средств. В этом случае действует весьма популярная на Западе концепция «денежного потока».

Тем не менее, целесообразность образования ремонтного фонда и, следовательно, надежность финансового обеспечения бесперебой­ной работы парка оборудования основывается на привычности и эффективности бригадного подряда. На практике это означает пере­дачу средств ремонтного фонда службе главного механика предпри­ятия, что стимулирует экономное расходование фонда, ибо сэконом­ленными средствами премируется бригада. В случае перерасхода не­умение «по одежке протягивать ножки» штрафуется из того же бри­гадного источника.

В то же время наступившая в России финансовая свобода тре­бует от финансового менеджера при любой концепции более стро­гого и постоянного контроля как за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов, так и за направлением их вло­жений, либо авансирования, включая, разумеется, и расходы на страхование риска потерь, и доходы от эффективного вложения (к примеру, в векселя или иные депозиты) временно свободных, нака­пливаемых благодаря фондированию денежных средств.

К формам расширенного воспроизводства основных средств относится новое строительство, расширение действующих предпри­ятий, их реконструкция и техническое перевооружение, модерниза­ция оборудования, внедрение других мер НТП, что в целом именуется прямыми (реальными, физическими) инвестициями, или капи­тальными вложениями.

Каждая из этих форм решает определенные задачи. За счет но­вого строительства вводятся в действие новые предприятия, на ко­торых все элементы основных фондов соответствуют современным требованиям технического прогресса, решается проблема правиль­ного размещения производственных сил. Однако финансовое пред­почтение отдается реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий, особенно в период, когда происходит спад производства и многие предприятия прекращают свою дея­тельность из-за недостатка средств.

При реконструкции основная часть капитальных вложений на­правляется на совершенствование активной части фондов при использовании старых производственных зданий, сооружений. Увеличение доли затрат на оборудование дает возможность при том же объеме капитальных вложений получить больший прирост произ­водства и на этой основе повысить производительность труда, сни­зить себестоимость продукции. Но дело не только в этом: сам объем за­трат и время на их осуществление (т.е. приближение ввода в эксплуата­цию) обеспечивают значительную экономию финансовых ресурсов.

Важность знания состава затрат на прямые инвестиции определя­ется не только тем, что их контроль и снижение — это фактор роста эффективности капиталовложений, но и тем, что таковые в том или ином масштабе осуществляются любой коммерческой и некоммерческой структурой. Традиционно основная сумма затрат выражается поняти­ем объем капитальных вложений. В него включается ряд компонентов:

1. Стоимость приобретаемых основных средств. Этих основных по значимости и растущих в силу усложнения техники затрат практически никто не может избежать. Как правило, эта стои­мость кредитуется полностью или частично. Здесь очевидна целе­сообразность лизинга (см. п. 1.5), сочетающего кредит с арен­дой. Для оборудования и транспортных средств это прекрасная возможность уйти от потерь морального старения техники. Лизинг позволяет вернуть технику лизингодателю либо выкупить ее по ос­таточной стоимости.

Разумеется, выбор кредитного источника зависит от условий до­говора с кредитором, в особенности от их «дороговизны», т.е. меры роста затрат от процента, аренды и прочего.

2. Весомый и необходимый компонент затрат на прямые инвести­ции — стоимость строительной товарной продукции, или строительно-монтажных работ. Они могут осуществляться подрядным либо хозяй­ственным способом, т.е. силами самого заказчика, если такие силы или финансовые, материальные и трудовые ресурсы есть у службы ка­питального строительства и ремонта. Что же сюда входит?

Согласно логике и правилам учета все затраты делятся на прямые и накладные примерно на 80% и 20%. Эта пропорция, естест­венно, колеблется в зависимости от условий «привязки» проекта — региональных и общих. Прямые затраты распадаются на покупку материалов, оплату труда с отчислениями в социальные фонды и расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

3. Ни один кирпич не ляжет в фундамент здания без подробно разработанной и утвержденной заказчиком и властными структурами проектно-сметной документации. Работа финансового менеджера особо ответственна и активна на этом этапе. Брак в производстве устраним уже в следующем цикле, брак в проекте, не замеченный финансовым менеджером, надолго, практически навсегда становится каналом утечки доходов. Приведем пример с Атоммашем, входив­шим когда-то в Минтяжэнергомаш. В это министерство входило 24 крупнейших объекта. Только один Атоммаш «съедал» почти всю сверхплановую прибыль 23 рентабельных предприятий, будучи пла­ново-убыточным из-за пороков проекта: недоучета розы ветров, плы­вуна и тому подобного. Финансовый вывод из сказанного — в необ­ходимости высокопрофессиональной независимой архитектурно-строительной и финансово-экономической экспертизы. Затраты на нее можно включить и в данный пункт, и в следующий.

4. Подготовительные расходы — на вскрышные, буровые, изы­скательские, землеустроительные и прочие работы, а также демонтаж строений, переселение организации и жителей с места застройки, строительство подъездных путей и прочих объектов инфраструктуры. Перечень можно продолжать вплоть до содержания дирекции строя­щегося объекта. Разумеется, этот пункт возникает при создании но­вого объекта или крупной реконструкции и расширении действую­щего производства. Однако в любом случае необходимость обособле­ния и, следовательно, содержания специальной службы, в частности службы финансового менеджера, представляется непреложной.

5. Прочие. Этот пункт мы всегда рекомендуем присоединять к лю­бому перечню затрат — своеобразный страховой гарантийный запас.

Напомним, что перечисленные затраты традиционно включают­ся в понятие «объем капитальных вложений», которое охватывает весь период осуществления инвестиционного проекта, обычно пре­вышающего финансовый год или более краткий период.

Между тем планирование денежных источников имеет годовую, квартальную и ежемесячную разбивку. Это означает:

• оценку инвестиционных проектов в неизменных ценах или ус­ловных единицах, роль которых обычно выполняют доллары;

• возникновение удорожающих (очень редко — удешевляющих) факторов, связанных с инфляцией или превышающих индекс инфляции и требующих специального расчета;

• другого, не менее важного специального расчета требует мо­билизация (высвобождение из оборота) либо иммобилизация (дополнительная загрузка) оборотных средств, зависящая от многих, меняющихся за период осуществления и «обкатки» проекта моментов.

Скажем, на начальной стадии возведения объекта потребность в оборотных средствах очень значительна: завоз (и оплата) материа­лов, блоков, конструкций, оборудования и т.д. К завершающей ста­дии намечается высвобождение оборотных активов, увеличивающих финансовые ресурсы. А вот источником дополнительного финанси­рования могут быть, согласно контракту с подрядчиком и методу строительства (хозяйственный или подрядный), и кредиты, и собст­венные средства заказчика, и собственный оборотный капитал под­рядчика. Соответственно баланс затрат и источников ежегодно (и более часто) корректируется.

Анализ и контроль всех названных затрат — первейшая задача финансового менеджера и на стадии выбора проекта, и на стадии «привязки» проекта к конкретному «месту и времени», наличия природных, трудовых, материальных и, естественно, финансовых ресурсов — на стадии реализации проекта непосредственно в дан­ном финансовом периоде. Однако интерес к тщательной инвента­ризации затрат в целях их уменьшения или оптимизации резко снижен ныне влиянием конкуренции и возможностью топ-менеджерам и заказчика, и подрядчика, а также и властным струк­турам получать свои «черные», якобы посреднические деньги: заказ­чик — за выбор именно данного подрядчика, а затем за приобрете­ние у данного поставщика по его ценам и тарифам нужных компо­нентов строительного производства, а подрядчик или поставщик — соответственно за повышенные цены и тарифы, прикрываемые час­то лучшим качеством товаров и услуг. Власть же — за право дейст­вовать в данной сфере и таким образом укрывать доходы от нало­гов. Подобные явления — естественное негативное следствие ры­ночной финансовой свободы. Оно характерно для любого бизнеса, когда предложение превышает спрос. Но в строительном производ­стве они более масштабны и типичны в силу более мощных и дол­говременных затрат, к тому же имеющих индивидуальный и как бы разовый характер и соответственно — непрозрачных для контроля. В частности, трудно проверяемым источником «черных денег» обычно являются накладные расходы, имеющие, например, в строительстве разнообразный, нестандартный и очень большой пе­речень. К сожалению, изложенное не освещается ни в одном учеб­нике по отраслевым финансам или финансовому менеджменту. Возможно, это справедливо с точки зрения цели обучения. Тем не менее, мы полагаем, что финансовый менеджер должен быть вооружен знанием реальной практической ситуации и мотивов ее под­держания, тем более что она типична.

Финансирование обновления основных производственных фон­дов вцелом сводится к двум вариантам.  Первый основывается на том, что весь объем обновления основных фондов финансируется за счет собственного капитала, второй — на смешанном финанси­ровании обновления основных производственных фондов за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Выбор соответст­вующего варианта финансирования обновления основных произ­водственных фондов по предприятию в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов:

• достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспе­чения экономического развития предприятия в предшест­вующем периоде;

• стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами ос­новных производственных фондов;

• достигнутого соотношения использования собственного и за­емного капитала, определяющего уровень финансовой устой­чивости предприятия;

• доступности долгосрочного финансового кредита для пред­приятия.

В процессе финансирования обновления отдельных видов основ­ных производственных фондов одну из наиболее сложных задач фи­нансового менеджмента представляет выбор альтернативного варианта: приобретение основных фондов в собственность или их аренда. В лю­бом случае критерием решения финансового менеджера служит рента­бельность основных фондов или внеоборотных активов, точнее, любая модификация этого показателя, скорректированная на средневзве­шенную стоимость капитала либо на эффект финансового рычага.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...