Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий обзор биографии К. Г. Паустовского




Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Пау­стовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья по­селилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью и Пау­стовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин.

В годы Великой Отечественной войны К.Г. Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е гг. К.Г. Паустовский жил в Москве и в Тарусе, на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демокра­тического направления «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — И. Ба­беля, Ю. Олеши, М. Булгакова, А. Грина, Н. Заболоцкого и др.

В 1945—1963 гг. К.Г. Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведо­мого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959—1960), «Книга скитаний» (1963). В середине 1950-х гг. к Паустов­скому пришло мировое признание, он получил возможность путешест­вовать по Европе и побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах; в 1965 г. долго жил на о. Ка­при. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950—1960 гг.: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла- Манша» и др. Творчество Паустовского оказало огромное влия­ние на писателей, принадлежащих к так называемой школе лирической прозы, — Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.

Умер К.Г. Паустовский в Москве 14 июля 1968 г. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

__________________________________________

Тема: М.М. Зощенко «Елка»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки геро­ев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, ис­ходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентиро­ваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и це­ленаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совмест­ных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писате­ля, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, горные леса, осенний наряд и др.)

— Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись... и др.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Отгадайте загадку, запишите отгадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Елка.)

— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Пото­му что все дети любят этот праздник. За что вы его любите?

(Учащиеся рассказывают, как они встречают Новый год.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Зощенко «Елка». Как вы думаете, о чем это произведение?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Зощенко

— Что вы помните об этом писателе?(Учащиеся вспоминают. Затем учитель кратко рассказывает о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Елка»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащие­ся слушают, как произведение читает актер, и следят по тексту на с. 59—64 учебника.)

— Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно? (Учащиеся делятся впечатлениями.)

— Объясните значение слова «золотушный». (Больной, истощенный ребенок.)

— Подберите синонимы к словам.

ДЛИННОВЯЗАЯ — (высокая, высоченная, длинная).

ХУДЕНЬКИЕ — (худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, то­щие, костлявые, отощалые).

— Подберите антонимы к словам.

ДЛИННОВЯЗАЯ- (маленькая).

ХУДЕНЬКИЕ — (жирные, полные, толстые, хорошие).

ДОБРОДУШНЫЙ— (злой, злобный, дурной, жестокий).

Кто главные герои рассказа?

— Как наряжали елку сто лет назад?

— Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?

— Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Ге­рои делали так, потому что были жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведите подтверждающие ваш ответ примеры из текста.

— Охарактеризуйте Миньку (это сделают мальчики), а харак­теристику Лели дадут девочки.

(Учащимся дается время на подготовку.)

— Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

— Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? За­чем М.М. Зощенко его написал?

Самостоятельная работа

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ.

1. Мальчик стал понимать, что такое елка, когда ему испол­нилось:

а) три года

б) шесть лет

в) пять лет

2. Леля предложила не глядеть на подарки, а съесть:

а) по яблоку

б) по конфете

в) по пастилке

3. Почему Минька ел только яблоко?

а) оно висело низко

б) он их очень любил

в) оно было очень вкусное

4. Что мама хотела подарить Миньке?

а) заводную машинку

б) заводной паровозик

в) заводной пароходик

5. Папа не хотел, чтобы его дети были:

а) жадные и злые

б) жадные и завистливые

в) жестокие и злые

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

- Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспо­минать? Чему они вас научили?

Домашнее задание

Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрации к тексту.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии М.М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье ху­дожника в Петербурге (по другим сведениям в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юриди­ческий факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшей­ся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После Февральской революции М.М. Зощенко служил в Петро­граде в должности коменданта Главного почтамта и телеграфа, а с июля 1918 г. — в пограничной охране в Стрельне и Кронштадте, но вскоре пе­ревелся в действующую армию и воевал в Красной Армии под Нарвой и Ямбургом. Последствия ранений, однако, давали себя знать. Кроме того, приходилось постоянно искать заработки, М.М. Зощенко пере­менил несколько должностей, перепробовав разные профессии, что так и не дало какой-либо бытовой устроенности и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений. С 1920 г. М.М. Зощенко занял­ся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.

Первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Сине-брюхова» (1922) представляла собой сборник юмористических новелл, где все персонажи — мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Внутренняя драматичность рассказов, не прочувствованная в 1920-е гг. ни читателями, ни критикой, более выпук­ло и едва ли не обнаженно проявилась в его повестях. Они, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свойственные людям «старого мира», калечили человеческие души. Замысел ему подсказал М. Горький, и Зощенко, следуя его сове­там, старался показать, что социалистическая эпоха представляет собой торжество светлых идеалов и конец старых предрассудков, победу добра над вековечным злом.

Однако в 1946 г. в известном постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» он был назван пошляком и врагом советской литературы.

Умер Зощенко 22 июля 1958 г. в Ленинграде; похоронен в Сестрорецке.

_______________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 558.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...