Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий обзор биографии Л. Пантелеева (настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев)




Леонид Пантелеев (1908—1987) родился в Петербурге, в семье воен­ного. В 1921 г., оказавшись беспризорником, определен в Школу соци­ально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (ШКИД).

Первая книга — повесть «Республика ШКИД», написанная совместно с Г. Белых в 1927 г., стала литературным событием, имела большой успех у нас в стране и за рубежом. М. Горький восторженно отзывался о ней. Он первым заметил, что за художественным вымыслом кроется жизненная правда. Отмечая художественную оригинальность и гуманизм повести, М. Горький писал: «Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека...»

В связи с этим Л. Пантелеев писал в автобиографии: «Одобрение этой моей работы A.M. Горьким, его внимание к 19-летнему сочините­лю, его критика и наставления помогли мне определить жизненный путь и избрать литературу своей профессией. Большую, если не решающую роль в моей личной и творческой судьбе сыграли также встреча и близкое знакомство с С.Я. Маршаком. Маршак открыл во мне детского писателя».

В 30-х гг. Леонид Пантелеев определил для себя две важнейшие темы — «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». В его творчестве ста­новится ведущим воспитательное начало.

Герои его рассказов сильно изменяются. Теперь тема детей-беспри­зорников в этом мире сменяется темой детского героизма. И самый пер­вый рассказ о детском героизме Леонид Пантелеев написал в 1940 г. Он называется «Ночка». Он написан в манере сказа, в интонациях устной повествовательной речи. Обаяние главного героя рассказа в простоте и естественности его героического поведения.

Сам Пантелеев считал, что смешное и героическое надо изображать как часть повседневной жизни, так это принято в устном народном твор­честве. Примером может служить рассказ «Честное слово». Он создан автором в 1941 г. Очень интересна история создания этого рассказа. В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, редколлегия жур­нала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и другими этическими понятиями. Рассказ Пантелеева был опубликован в шестом номере журнала, который вышел в самые первые дни войны. И содержание рассказа оказалось очень созвучным суровому военному времени. «Честное слово» надолго вошло в школьную программу.

История маленького часового, забытого своими товарищами по игре, смешна и серьезна. Обычно в произведениях детских писателей взрослый поучает ребенка. А здесь ребенок показывает взрослому пример истинной стойкости.

Особенно примечательна тональность произведения. Уважение к малышу звучит в словах автора: «Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоя­щий человек». Писатель обращает игру в подлинную жизнь, возвращая честному слову его высокое значение.

Ленинградская блокада, которую пережил Леонид Пантелеев, за­печатлена в его воспоминаниях и дневниках «В осажденном городе», которые вышли в свет в 1966 г. Автор воспроизводит реальную карти­ну осажденного города, обращая особое внимание на детей-мучеников и героев войны. В блокадном городе Пантелеев продолжа создавать свои «рассказы о подвиге», стремясь показать и объяснить внутреннюю при­роду стойкости и мужества ленинградцев.

Блокадному Ленинграду посвящены рассказы, очерки, дневники, записные книжки: «В осажденном городе» (1963), «Январь 1944» (1965), «Из военных дневников» (1978). Большую ценность представляют вос­поминания о М. Горьком, С. Маршаке, К. Чуковском, Е. Шварце и др.

____________________________________

Тема: Обобщающий урок «Делу время - потехе час»

Цели: обобщить знания по данному разделу; воспитывать тру­долюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать па­мять, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной ин­формации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного тек­ста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; лич­ностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступ­ки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование:выставка книг по теме урока, портреты писате­лей, карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы запомнили. В конце урока мы подведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.

III. Работа по теме урока

Обсуждение названия раздела

(Работа по заданию 1 на с. 35. На размышление дается 2 ми­нуты.)

Работа с пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

• Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.

• Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.

• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

• Ученику — удача, учителю — радость.

Повторение: «Узнайте произведение»

— Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их название только по одной фразе.

1. «Попробуй в классе запой - сразу выгонят». (В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».)

2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень привет­ливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».)

3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».)

4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».)

Кроссворд

По горизонтали: 7. Черта характера человека, любящего тру­диться. (Трудолюбие.) 9. По сценариям этого писателя сняты филь­мы «Золушка», «Дон Кихот» и др. (Шварц.)

По вертикали: 1. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тезка. Кто этот писатель? (Драгунский.)

2. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблев. (Некрасов.) 3. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать ее. (Метла.) 4. Родился этот писатель в Баку.

Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.(Голявкин.) 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... (Смешно.) 6. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. (Пожарный.) 8. Его не умели ценить герои Е. Шварца. (Время.)

5. Работа по вопросам учебника

1.Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (во­прос 4 на с. 35).

2. Вопросы 9, 10 на с. 36.

IV. Проверка домашнего задания

— Какие мини-сочинения вы написали? (Слушают некоторые из них.)

— Можно ли их включить в данный раздел?

V. Подведение итогов урока

— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?

Домашнее задание

Читать веселые рассказы о детях.

________________________________

Тема: Оценка достижений

Цель:проверка сформированности умения работать с тестом по изученному разделу.

Планируемые результаты: знание произведений; умение ха­рактеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев;поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: КИМы.

Ход урока

Тест

Вариант 1

А1. Из какого произведения этот отрывок?

Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете.

1) «Что любит Мишка»

2) «Главные реки»

3) «Никакой я горчицы не ел»

4) «Сказка о потерянном времени»

А2. Вспомните имя Шварца.

1) Евгений Львович

2) Лев Евгеньевич

3) Виктор Владимирович

4) Виктор Юзефович

A3. Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

1) В.В. Голявкш                       3) В.Ю. Драгунский

2) Н.Н. Носов                          4) Е.Л. Шварц

А4. Из какого произведения эти пословицы и поговорки? Все пропало. И в ус не дует. Терять время понапрасну.

1) «Главные реки»

2) «Что любит Мишка»

3) «Сказка о потерянном времени»

4) «Никакой я горчицы не ел»

А5. Определите жанр произведения «Главные реки».

1) повесть                                3) рассказ

2) сказка                                  4) басня

В1. Прочитайте имена героев и вспомните, из какого они про­изведения.

Петя Зубов, Ольга Капитоновна, Сергей Владимирович, Маруся, Наденька.

1) «Сказка о потерянном времени»

2) «Никакой я горчицы не ел»

3) «Главные реки»

4) «Что любит Мишка»

В2. Укажите героев произведения В.В. Голявкина.

1) шофер                                   3) Борис Сергеевич

2) Мишка                                4) дворник

В3. Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич?

1) Баха                                     3) Шопена

2) Прокофьева                         4) Чайковского

В4. Подберите синонимы к слову «позор».

1) бесславие                              3) стыд

2) бесчестие                             4) слава

С1. Какому произведению подходит эта пословица? Не учась, в люди не выйдешь.

1) «Никакой я горчицы не ел»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Что любит Мишка»

4) «Главные реки»

С2. Кто из авторов в своем произведении высказывает такую мысль?

«Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».

1) В.В. Голявкин                     3) В.Ю. Драгунский

2) Н.Н. Носов                          4) Е.Л. Шварц

СЗ. О каком писателе говорится в этом отрывке?

Во время Великой Отечественной войны он был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

1) о В.Ю. Драгунском               3) о Е.Л. Шварце

2) о Н.Н. Носове                     4) о В.В. Голявкине

Вариант 2

А1. Из какого произведения этот отрывок?

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С од­ной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют.

1) «Что любит Мишка»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Никакой я горчицы не ел»

4) «Главные реки»

А2. Полное имя Голявкина.

1) Виктор Владимирович          3) Виктор Юзефович

2) Владимир Викторович        4) Евгений Львович

A3. Кто написал произведение «Главные реки»?

1) Е.Л. Шварц                         3) В.В. Голявкин

2) В.Ю. Драгунский                  4) Н.Н. Носов

А4. Из какого произведения эти пословицы и поговорки? Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

1) «Никакой я горчицы не ел»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Что любит Мишка»

4) «Главные реки»

А5. Определите жанр произведения «Что любит Мишка».

1) сказка                               3) повесть

2) рассказ                             4) басня

В1. Прочитайте имена героев и вспомните, из какого они про­изведения.

Раиса Ивановна, Мишка, Кораблев.

1) «Главные реки»

2) «Что любит Мишка»

3) «Никакой я горчицы не ел»

4) «Сказка о потерянном времени»

В2. Укажите героев произведения Е.Л. Шварца.

1) Мишка                             3) Петя

2) Дениска                            4) Маруся

В3. Что Борис Сергеевич любил больше всего на свете?

1) песенки                            3) животных

2) музыку                              4) детей

В4. Подберите синонимы к слову «вежливый».

1) учтивый                            3) галантный

2) любезный                           4) грубый

С1. Какому произведению подходит эта пословица? Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

1) «Главные реки»

2) «Что любит Мишка»

3) «Никакой я горчицы не ел»

4) «Сказка о потерянном времени»

С2. У какого автора вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусость, жестокость, веролом­ство, которые присутствуют в каждом из нас?

1) у В.В. Голявкина               3) у Е.Л. Шварца

2) у Н.Н. Носова                   4) у В.Ю. Драгунского

СЗ. О каком писателе говорится в этом отрывке?

Он родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музы­кальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

1) о Е.Л. Шварце                   3) о Н.Н. Носове

2) о В.Ю. Драгунском            4) о В.В. Голявкине

_________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 556.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...