Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»




— Найдите значение слова.

ПАТЕНТ— документ, дающий изобретателю исключительноеправо на его изобретение.

— Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.), угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).

— Подберите антоним к слову скучно (весело, интересно, увле­кательно).

— Объясните выражения.

• Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

• Попусту не катайся. (Чтение рассказа на с. 29—34 учебника учащимися.)

— От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?

— Почему герой попадает в нелепые ситуации?

— Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем ду­мают окружающие? Как к герою относится автор?

— Так почему же испортилось настроение мальчика? (Моль -чику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он по­нял, что виноват в своих злоключениях сам, так как нехоче^п учиться.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— В чем основная мысль рассказа?

— Что бы вы посоветовали герою?

— Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

— Что вы узнали об авторе?

— Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение о прогульщике.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.В. Голявкина

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на­чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Инсти­туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест­венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо­средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).

Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят­ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но­мере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате­ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).

Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитате­лей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарак­теризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудит­ся, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовнаянеобходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего пе­риода были приобретены Государственным Русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

 

 

________________________________

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

 

Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки ге­роев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в немосновной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Наши руки были в мыле —

Мы посуду сами мыли.

 Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».

— Найдите в ней глаголы, назовите их.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голо­сом глаголы.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.

- Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой инто­нацией, выразительно).

- Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?

III. Проверка домашнего задания

- Прочитайте ваши мини-сочинения о прогульщике.

IV. Работа по теме урока

— Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина.

Герой рассказа Отношение к герою произведения Чувства, которые испытывал герой Вывод, который можно сделать
Главный герой (прогульщик)   Хотел петь, радоваться сво­боде  

 

Шофер Прогнал: не уме­ешь, не надо Вздохнул и по­шел дальше Делай то, что умеешь и дол­жен делать
Изобретатели Смеются над ним Удивление, обида, возму­щение В мире много интересного. Узнавай! "
Дворник Разозлился, прогнал. Не дал метлу Нечем заняться, скучно, обида Не мешай рабо­тать другим
Строители Прогнали, на­кричали Удивление: от­куда кричат? Соблюдай пра­вила безопасно­сти на стройке
Кондуктор Догадалась, что он прогульщик Стыд, неудоб­ство, страх Тайное стано­вится явным
Экскаватор­щик Не захотел разго­варивать Желание рабо­тать на экскава­торе Надо учиться, чтобы получить профессию

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над инсценированием рассказа

— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?

— Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

— Какими вы представляете себе его внешность, манеру дер­жаться, говорить?

— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?

— Как следует передать особенности этого героя в вырази­тельном чтении, жестах, мимике, походке?

— Поработайте в группе: распределите роли. (Инсценирование произведения.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 661.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...