Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Сообщение темы и постановка целей урока




— Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)

— Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)

УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

— Расшифруйте полное имя автора сказки, которую мы будем читать на уроке, а также название города, в котором он вы­рос. (Евгений Львович Шварц, Майкоп.)

  1 2 3 4 5 6
5 а б в г д е
4 ж 3 и й к л
3 м н О п р с
2 т У ф X Ц ч
1 ш Щ ь э ю я

6, 5;3, 5; 4, 5; 6, 5; 2,3; 3,4; 4,4 6,4;3, 1; 3,5; 3,3; 3,5; 3,4; 6, 2 1,1; 3,5; 1,5; 5,3; 5, 2 1,3; 1,5; 4, 4; 5, 4; 3,3; 4,3

— Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем по­знакомимся.

— Чему научимся?

— Чему будем учиться?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

— Что вы знаете об этом писателе?

— Какие его произведения читали?(Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над «Сказкой о потерянном времени»

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися на с. 4—16 второй части учебника.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Найти толкование непонятных слов и вы­ражений.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.Л. Шварца

Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинци­альном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в без­выходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так ма­ленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похо­жие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что заро­дилось в майкопские годы».

___________________________________________

Тема: Е.Л.Шварц«Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения

Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулиро­вание учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного тек­ста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро-ектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Отработка навыков разных видов чтения.)

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста!

Он тут, Его учебником зовут.

В. Берестов

Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически).

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)

— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?

(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

III. Работа по теме урока

— Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая).

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ— (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди оде­жды, например полы пиджака).

Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)

— Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)

— Что вы узнали о Пете Зубове?

— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

— Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

— Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

— Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.

— Прочитайте о превращении стариков в ребят.

— Одинаково ли было поведение детей?

— Почему они смогли победить волшебников?

— Как вы относитесь к ребятам?

— А как к ним относится автор?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же ска­зочник!

— Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник — это ты».

По воспоминаниям художника И. Игина, этот разговор про­изошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.

— Он действительно писал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

— Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

— Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну, с. 8.)

— Поделим сказку на части и составим ее план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

— Проверим, что у вас получилось.(Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чивается каждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

Iчасть

С начала до слов «И вот однажды пришел Петя Зубов в шко­лу...» (с. 4).

IIчасть

До слов «Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

IIIчасть

До слов «"Хорошо бы отдохнуть"», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик» (с. 6).

IVчасть

До слов «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счет в стол...» (с. 8).

VУчасть

До слов «Город еще не проснулся» (с. 10).

VIчасть

До слов «Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11).

VIIчасть

До слов «Какие-то школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

VIIIчасть

До слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» (с. 14).

IXчасть

От слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» до конца (с. 16).

План сказки

1. Мальчик Петя Зубов.

2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика.

3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

4. В лесном домике.

5. Опасение волшебников.

6. Где же они — дети-старики?

7. Превращенные отыскались.

8. Вежливые школьники.

9. Обратное превращение.

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...