Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI. Проверка домашнего задания




— Вы должны были подготовить пересказ рассказа от имени Дениса. Послушаем.

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о жизни и творчестве В. Драгунского?

— Чему учит нас автор?

— О чем задумались? Что вас особенно тронуло?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа. Читать другие рассказы В.Ю. Драгунского.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.Ю. Драгунского

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Нью-Йор­ке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство будущего писателя. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима — И. Войце-хович, погибший в 1920 г. красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925 г., но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за тру­довую провинность. Тогда он устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

В.Ю. Драгунский поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Московский театр транспорта (ныне Гоголь-центр). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был пригла­шен в Театр сатиры. В 1940 г. были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополче­нии, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное.

Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отра­зилось в «Денискиных рассказах», которые хороши потому, что там с не­обыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, неискаженное восприятие мира — те самые звуки, запахи, ощуще­ния, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ «Белые амадины»), — не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, эта деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ),и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились и 1959 г.), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950—1960 гг. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что ia клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рас­сказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), то герой «Денискиных рассказов» все равно су­ществует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще незнакомые люди.

Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно ПО разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался и ополчение и погиб.

О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и еже­дневно» (1964). Клоун Николай Ветров, способный спасти любую про­грамму, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой — и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизирована два­жды, в 1980 и 1993 гг.

Умер Драгунский 6 мая 1972 г. (Подробнее см. школьный словарик «11 исатели в учебной литературе».)

____________________________

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки ге­роев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в немосновной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Драчун Петя

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, —

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит Критика.

С. Маршак

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— О чем оно?

— Выучите стихотворение за 1 минуту.

(Учитель следит за временем. Через 1 минуту говорит: «Стоп! Слушаем!» Рассказывают наизусть несколько человек.)

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Голявкина

— Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный по­рядок. (Виктор Владимирович Голявкин.)

ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН

621141712

8 10 3 14 5 915 18 7 21 191

24 23 22 16 13 20 25 26

— Знакомо ли вам это имя?

— Прочитайте название рассказа.

— Не показалось ли оно вам странным?

— Как вы думаете, о чем рассказ? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 677.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...