Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Сообщение темы и постановка целей урока




— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Тимофеевич Ак­саков.)

  1 2 3 4 5 6
5 а б в г Д е
4 ж 3 и й к л
3 м н О п р с
2 т У ф X Ц ч
1 ш Щ ь э ю я

6,3; 6, 5; 5,3; 4, 5; 6, 5; 4,4

1,2; 3,4; 1, 3; 3, 3; 3, 2; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3,4; 6, 2

1, 5; 5, 4; 6,3; 1,5; 5, 4; 3, 3; 3, 5

— Что вы знаете об этом писателе?

— Определите задачи урока.

— Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказ­ку. Прочитайте на с. 193 учебника ее название.

— Кто из вас знает ее? Откуда?

(Как правило, ребята знакомы с этой сказкой по мультипли­кационному фильму, мало кто читал ее.)

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством СТ. Аксакова

— Прочитайте материал о писателе.

(Учитель делает короткое сообщение о писателе. См. материал к уроку.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Чтение и анализ начала сказки

(Словарная работа.)

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ— (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебря­ными нитями.

ТУВАЛЁТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежно­стями.

ВЕНЕЦ— 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) дра­гоценный головной убор, корона.

САМОЦВЕТНЫЙ— о драгоценных или полудрагоценных ми­нералах, поделочных камнях.

САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.

ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.

СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.

КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — де­лать что-нибудь кое-как, плохо).

ПОЧИТАЙ — 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.

ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)

ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА - сохранять, беречь больше, чем глаза.

УТЕШАЛСЯ- радовался.

ВО ЕДИНОЕ ОКА МТНОВЁНИЕ - очень быстро.

ГВАЛТ— (разг.) крик, шум.

ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...»)

ПОЧАЛИ — начали, стали.

ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.

«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙДЕНЬ» - скажу завтра.

РЕХНУЛСЯ - (прост.) то же, что и помешаться.

ЗАУТРА — рано утром.

— Объясните значение слов и выражений.

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ — (поросший мягкой и сочной травой).

ЯСТВА САХАРНЫЕ— ((устар.)яство еда, кушанье).

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - ((устар.) червонный – Красный, алый. ЧЕРВОННОЕ ЗОЛОТО — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок).

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - ((устар.) спать легла).

«ЕСЛИСЕРЕДОВИЧ- БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» - (средних лет).

«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - (никогда не услы­шишь).

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ- (неусыпный - не те­ряющий бдительности).

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - (слуги, дворовые).

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 193-214.)

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

IX. Подведение итогов урока

— С каким писателем вы познакомились на уроке? Что о нем узнали?

- Какую сказку начали изучать?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 193—204 учебника (до слов «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).

Материал для учителя

Краткий обзор биографии СТ. Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его слу­жил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести, и радости сво­его сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова- внука»:

«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала рассказывать сказку.

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, на­против, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багро­ва-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее заме­чательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.

 

_____________________________

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать вы­борочный пересказ.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из ана­лиза материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необхо­димой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и груп­пе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отноше­ний, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писате­ля, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности).

 

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске - путаница.)

...Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум серые кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки...

3. Александрова

Прочитайте путаницу способом «птичий базар».

— «Распутайте» путаницу.

— Прочитайте скороговорку с разной интонацией.

III. Работа по теме урока

(Чтение сказки (заданные на дом с. 198—206).)

— Что вы узнали о семье купца?

— Что можете сказать о самом купце? (Он был честным, из­вестным. Очень любил своих дочерей.)

Можем ли мы уже сейчас сказать что-либо о характере се­стер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?

— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

— В какой лес попал купец?

— Как вы думаете, случайно ли это произошло и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

— В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?

— Как он понял, что нашел тот самый цветок, который зака­зывала младшая дочь?

— Что случилось после того, как был сорван цветок?

— Как должен был быть наказан купец?

— Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?

— Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел от­править вместо себя одну из дочерей?

— Какую черту характера подчеркивает автор? (Его чест­ность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заручной не взял».)

Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них вол­новало? (Старших волновало, не потерял ли он своего богат­ства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)

Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложе­ние спасти его?

— Ребята, подумайте, легко ли отправиться на погибель вме­сто близкого человека? (Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

IV. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...