Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Проверка домашнего задания




— На прошлом уроке мы познакомились с замечательной сказкой. Кто же написал ее и что вы узнали об авторе?(Учащиеся рассказывают об авторе.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.М. Гаршина

(Рассказ учителя. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над «Сказкой о жабе и розе»

— Прочитайте описание цветника.

— Скажите коротко, каким вы его представили.

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

— Кто еще захаживал в сад? (Ученики читают о еже.)

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

— Как автор говорит нам о жизни розы?

— Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

— Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

— Прочитайте отрывки, в которых автор показывает, как жаба добивалась своей цели.

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали. (Размышления учеников.)

— Расскажите, как закончилась сказка.

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Что позволило В.М. Гаршину назвать свою историю сказ­кой? Что в ней сказочного?

Домашнее задание

Перечитать сказку на с. 169—178 учебника и подумать, сколько в ней сюжетов. Ответить на вопрос 8 на с. 179.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.М. Гаршина

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в име­нии Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в рево­люционно-демократическом движении 1860-х гг.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повли­явшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьков­ской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого са­тирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвиж­никах.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материа­лом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере жур­нала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и про­должил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.

После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за песси­мизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творче­ство писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному вообра­жению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последу­ющие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказовТолстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведе­нием писателя.

Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г. (Подроб­нее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

 

______________________________

Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.

Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; попол­нять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, вырази­тельного чтения; учить определять жанр произведения; воспиты­вать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета-предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе­вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: формирование системы нравственных ценностей (кра­сота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М. Гаршина.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

Лисицы лают.

Глухомань.

Лежит в листве под липой

Лань.

Лань в глубине холодных вод

Лениво, но легко плывет.

Луна

Лучится, как латунь.

Лягушкой лакомится

Лунь.

Летит заблудшая пчела.

Легла на лес ночная мгла.

В. Лунин

- Все ли слова вам понятны?

ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстро­той бега и стройностью.

ЛАТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами.

ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, ор­фоэпически, с ускорением, скороговоркой).

- Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают несколько человек.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...