Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Сообщение темы и постановка целей урока




— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему мы будем учиться?

Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.

IV. Работа по теме урока

(Деление сказки на части.)

Iчасть

Найдите и прочитайте первую часть. (До слов «— Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хоте­лось!», с. 157.)

— Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная та­бакерка».)

IIчасть

Прочитайте вторую часть сказки. (До слов «Между тем му­зыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то от­талкивает один звук от другого», с. 158.)

Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)

IIIчасть

Прочитайте до слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...» на с. 160.

— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или «Провожатый — мальчик-колокольчик».)

Участь

Прочитайте до слов «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...» на с. 161.

— Озаглавьте. (Возможное название — «Вдали все кажется ма­леньким, а подойдешь — большое».)

Участь

— Прочитайте до слов «Вот перед ними еще дверцы» на с. 162. Озаглавьте эту часть. (Возможное название — «Маленькая размолвка».)

VIчасть

Прочитайте до слов «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали» на с. 163. Озаглавьте. (Возможное название — «Очу­тились на улице».)

VIIчасть

Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках...» на с. 164. (Возможное название — «Встреча с молоточками».)

VIIIчасть

Прочитайте до слов «Миша — к надзирателю» на с. 165. (Воз­можное название — «Господа дядьки-молоточки».)

IXчасть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее — и остановился» на с. 166. (Возможное название — «Знаком­ство с надзирателем».)

Xчасть

Прочитайте до слов «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька» на с. 167. (Возможное название — «Сударыня-ца­ревна».)

XIчасть

Прочитайте от слов «— Что во сне видел, Миша? — спро­сил папенька» на с. 167 и до конца. (Возможное название — «Миша проснулся».)

Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька». (Отец, папа (разг.); папаня, батя, батька, тятя, тятька, тятенька, ба­тюшка, родитель, папаша.)

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Так раньше называли отца.)

Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произо­шла? (Третьего дня — три дня назад.)

Что показалось смешным мальчику-колокольчику? (Он смеялся изо всех сил: «Динь-динъ-динь, как смешно!Не уметь рисовать папеньку с маменькой!»)

— Как Миша отреагировал на этот смех? (Ему стало досадно.)

 — Прочитайте о том, что он сказал мальчику-колокольчику,чтобы тот перестал смеяться.

- Как вы думаете, прав ли он, сказав, что «нехорошо привы­кать к поговоркам»? Мог ли мальчик не говорить эти слова?

- Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Какие слова могут засорять нашу речь?

(Учащиеся вспоминают о том, как они говорят и есть ли в их речи «лишние» слова.)

VII. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

- Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский своим произ­ведением?

Домашнее задание

Подготовить ответы на вопросы 3 и 4 на с. 168 учебника. При­нести музыкальную шкатулку (если есть.)

 

 

________________________________

Тема: В.Ф. Одоевский «Городокв табакерке». Составление плана сказки.Подробный пересказ.

Цели:продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музы­кальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.

Планируемые результаты: предметные: достижение необхо­димого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпре­тации, анализа и преобразования художественных, научно-по­пулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные: Р - формули­рование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб­ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление ин­тереса к литературной сказке.

Оборудование:выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте способом «птичий базар».

Гусли-самогуды: сами

заводятся, сами играют,

сами пляшут, сами песни поют.

- Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с веселой, скорого­воркой).

- О чем эта присказка?

- Как вы понимаете, что такое гусли-самогуды?

- Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух кор­ней: -сам- и -гуд-.)

- Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

III. Знакомство с разнообразием музыкальных шкатулок

(Учащиеся рассматривают музыкальные шкатулки.)

- Сегодня на уроке у нас есть музыкальные шкатулки. Рас­смотрите их.

- Открываем крышку — звучит музыка. Интересно ли вам узнать, как устроена такая шкатулка? А может быть, кто-то знает?

Сегодня мы поработаем над произведением В.Ф. Одоевско­го «Городок в табакерке». Я думаю, что вместе мы разберемся во всем.

— Ребята, а это рассказ или сказка? Давайте подумаем над этим вопросом. (Объяснения учеников.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте описание шкатулки.

— Найдите строчки, которые описывают события, проис­ходящие во сне. Когда, в какой момент Миша заснул? (С. 158. «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от дру­гого».)

Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик-ко­локольчик, он постоянно приговаривал: «Динь-динь-динь».)

— Почему у него была такая поговорка? (Он издавал такие звуки на самом деле.)

— Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сво­дами? {Тому, что свод, который был впереди, становился больше, а тот, через который недавно проходили, становился меньше.)

Как это объяснил мальчик-колокольчик?

— Прочитайте, о чем еще поведали мальчики-колокольчики, о какой беде.

(Ученики читают о дядьках-молоточках.)

— Как Миша отреагировал на это? (Он подошел к дядькам-мо­лоточкам.)

О чем он узнал от них? (О надзирателе. Это господин Валик.)

Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Как вы думаете, почему он переворачивается с боку на бок?

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.)— Как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за деть­ми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?— С кем еще встретился Миша? Прочитайте об этой встрече. (С царевной Пружинкой.)— О чем она рассказала Мише? (Как получается музыка.)— Поверил ли ей Миша? Докажите.

— Ребята, когда вы первый раз читали сказку, не было ли у вас чувства досады от того, что табакерка сломалась и музыки больше не будет?

— Чем закончилась история?

— Какие поговорки у мальчиков-колокольчиков были еще, кроме «динь-динь-динь»? Почему?

— Прочитайте описание улицы.

— В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? (Он думал, что они все одинаковые.)

Что объяснил мальчик-колокольчик?

— Чему позавидовал Миша? Прочитайте об этом, а также о том, что ответил ему мальчик-колокольчик.

—  Ребята, Миша согласился с ним, а как вы считаете: плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например на компьютере?(Высказывания учеников.)

V. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...