Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Обобщающий урок-игра  «Поэтическая тетрадь»




Цели: обобщить знания по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности; формировать умение работать в группе.

Планируемыерезультаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематиче­ский и алфавитный каталоги и рекомендательный список лите­ратуры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оце­нивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного тек­ста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зре­ния; личностные: проявление бережного отношения к природе, к родному краю.

Предварительная подготовка, оборудование:класс делится на 3 команды; на столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых они изучали на предыдущих уроках; на доске - иллюстрации, которые ученики приносили в качестве выполненного домашнего задания.

Ход урока

I. Разминка

(Вопросы задают быстро по очереди каждой команде. За пра­вильный ответ команда получает жетон.)

1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)

2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сель­ским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (А.А. Фет.)

3. А.С. Пушкин сказал о нем: «...оригинален, ибо мыслит». (Е.Л. Баратынский.)

4. Современники вспоминали его как исключительно дели­катного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А.К Плещеев.)

5. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем де­шевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (К.С. Никитин.)

6. От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (П.А. Некрасов.)

7. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (И.А. Бунин.)

Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали. Отправляемся дальше.

II. Работа по теме урока

Конкурс «Вспомни стихотворение»

— Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию.

(Участвуют по 3 человека от каждой команды.)

Конкурс «Литературные исследователи»

(Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытяги­вают по одной. Дается время на подготовку.)

1. Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворе­ние. Что оно помогает почувствовать и понять?

2. Части стихотворения с одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относи­тельной законченностью называются строфами. Строфа помогает выделить каждую описываемую картинку.

Задание: найдите примеры строф в стихотворениях.

3. Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами. (Ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)

Задание: приведите примеры из стихотворений.

Игра «Акростих»

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Напишите по вертикали вы­бранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.

(Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбирают лучшие работы, зачитывают вслух.)

III. Подведение итогов урока

(Подсчитывают жетоны.)

- Какие еще произведения вы бы включили в раздел «Поэ­тическая тетрадь»? Объясните свой выбор.

Домашнее задание

Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.

 

 

_______________________________

Тема: Оценка достиженийКонтрольная работа № 4 по теме «Поэтическая тетрадь»

Цель:проверить сформированность умения работать с учеб­ной книгой (универсальные учебные действия).

Планируемые результаты:знание произведений; умения ха­рактеризовать героя произведения, сравнивать поэтические сю­жеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение посло­вицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей.

Ход урока

Тест

Вариант 1

А1. Назовите автора и произведение, в котором есть эти строки:

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,                    

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

1) Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

2) А.А. Фет «Весенний дождь»

3) Е.А. Баратынский «Весна, весна!как воздух чист!..»

4) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

А2. Н.А. Некрасов написал стихотворение:

1) «Школьник»

2) «Листопад»

3) «Еще земли печален вид...»

4)«Бабочка»

A3. Стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки...» на­писал:

1) И.А. Бунин                       3) А.Н. Плещеев

2) Е.А. Баратынский             4) НА. Некрасов

А4. Узнайте произведение по рифме.

Шепот — ропот, лесов — лугов, горы — долы, зимы — холмы.

1) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

2) А.А. Фет «Весенний дождь»

3) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

4) ЕЛ. Баратынский «Где сладкий шепот...»

А5. Слово «нега» означает:

1)небо                                 3)луга

2) блаженство                       4) река

В1. Ритм меняется в стихотворении:

1)А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

2) И.А. Бунин «Листопад»

3) А.А. Фет «Бабочка»

4) Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

В2. Подберите синонимы к слову «шумный».

1) грохочущий                        3) скромный

2) тихий                               4) гремучий

В3. Отгадайте загадку и укажите стихотворение, в котором об этом говорится.

Дождь рисует в небе мостик

Разноцветными мелками,

Не дотронешься руками,

По нему приходят в гости

Сны, фантазии, мечты

Небывалой красоты.

1) Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

2) А.А. Фет «Весенний дождь»

3) И.А. Бунин «Листопад»

4) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

В4. Эти фразы: «невеселая дорога», «люблю глубоко» — из про­изведения:

1) А.А. Фет «Весенний дождь»

2) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

3) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

4) НА. Некрасов «Школьник»

С1. Разгадайте загадку. Укажите, в каком стихотворении го­ворится об этом.

Длинная лейка

Над землей висит,

Землю оросит,

Ползут из лейки

Серебристые змейки,

Куда упадут,

Там цветы зацветут.

1) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

2) А.А. Фет «Весенний дождь»

3) Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

4) И.А. Бунин «Листопад»

С2. Эти строки о поэте ...

От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завид­ное упрямство в достижении цели.

1) об А.А. Фете                        3) о Н.А. Некрасове

2) о Ф.И. Тютчеве                   4) об И.А. Бунине

Вариант 2

А1. Из какого произведения эти строки?

Кротко звезд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

1) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

2) И.А. Бунин «Листопад»

3) Н.А. Некрасов «Школьник»

4) А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

А2. А.А. Фет написал стихотворение:

1) «Где сладкий шепот...»

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»

4) «Листопад»

A3. Стихотворение «Где сладкий шепот...» написал:

1) Ф.И. Тютчев                        3) И.А. Бунин

2) А.А. Фет                              4) Е.А. Баратынский

А4. Узнайте произведение по рифме.

Полями — краями, туман — румян, ночною — межою.

1) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

2) И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

3) И.А. Бунин «Листопад»

4) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

А5. Подберите антоним к слову «побледнел».

1) посинел                               3) почернел

2) позеленел                            4) покраснел

В1. Детские забавы описываются в стихотворении:

1) Н.А. Некрасов «Школьник»

2) Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

3) А.А. Фет «Бабочка»

4) А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

В2. Подберите антонимы к слову «торжествующий».

1) грустный                              3) радостный

2) веселый                               4) скорбный

В3. Отгадайте загадку, укажите стихотворение, в котором го­ворится об этом.

Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

1) И.А. Бунин «Листопад»

2) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

3) А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

4) А.А. Фет «Бабочка»

В4. Из какого произведения эти слова?

Не без добрых душ на свете — кто-нибудь свезет в Москву.

1) И.А. Бунин «Листопад»

2) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

3) Н.А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки...»

4) НА. Некрасов «Школьник»

С1. В этом произведении говорится о явлении, описанном в загадке:

Стеклянный дворец

Разбился наконец,

Пробежали трещинки —

В них вода плещется.

1) А.А. Фет «Весенний дождь»

2) Е.А. Баратынский «Весна, весна!как воздух чист!..»

3) А.А. Фет «Бабочка»

4) И.А. Бунин «Листопад»

С2. О каком поэте эти строки?

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на по­мощь.

1) об А.Н. Плещееве                3) о Н.А. Некрасове

2) об И.С. Никитине             4) об А.А. Фете

 

______________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...