Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий обзор биографии А.Н. Плещеева




Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинци­ального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в Кост­роме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерий­ских юнкеров.

Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на восточное отделение историко-филологического факультета.

В студенческие годы значительно расширился круг знакомств А.Н. Пле­щеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии.

Он писал стихи, а во второй половине 1840-х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликат­ного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы на­ходился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышев­ского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он борол­ся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

В литературном мире он пользовался общим уважением как старей­ший и честный писатель, начавший свой творческий путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнуритель­ной работы, путешествовал за границей, однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить творческие планы.

___________________________

Тема: И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями.....

Цели: расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; по­полнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; раз­вивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда­ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни­ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формиро­вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.

Оборудование:портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео-или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения «Дети и птичка» наизусть.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Узнайте полное имя поэта, творчество которого мы будем изучать на уроке, выписав только буквы русской азбуки. (Иван Саввич Никитин.)

SHHWGKMLITSMHVMVLBISAHWLCSAWIBBLVSH4NG

— Определите задачи урока.

— Что вы помните об этом поэте?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина

(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «В синем небе плывут над полями...»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Мчащиеся слушают, как произведение читает актер. Словарная работа.)

— Объясните значение слова «межа». (Граница земельных участков.)

— Подберите синонимы к словам «грезит», «восторг». (Меч­тает; восхищение.)

Подберите антонимы к словам «прохладный», «восторг». (Жаркий, знойный; огорчение, печаль, скорбь, тоска.)

— Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)

(Работа по вопросам и заданиям 2,3 на с. 146 учебника. Выра­зительное чтение стихотворения. Учащимся дается время на под­готовку.)

— Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд? Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

(Если времени нет, то это задание выполняется дома.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Помогают ли последние строчки стихотворения понять от­ношение поэта к природе?

— Вспомните, что удивительного вы замечали в природе.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Ни­китина (найти в других сборниках) и выучить одно из них (по же­ланию).

Материал для учителя

Краткий обзор биографии И.С. Никитина

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в за­житочной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училищеи духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение ОТЦй и чижелые се­мейные обстоятельства вынудили Никитина стаи. содержа гелем постоя­лого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными моги нами, по­явились в печати в 1853 г. Затем все более в творчестве пола ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.

Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника се­минариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

 

_____________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...