Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержанияКонтрольная работа № 3 по теме «Чудесный мир классики»




Цели:познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдатель­ность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать про­изведение живописи и литературный текст.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,умение ориентироваться в учебной и художественной книге, са­мостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гор­дость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование:видео- или фотоматериалы, репродукции кар­тин на тему урока, карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...

Г. Галина

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте его медленно (еще: начните читать медлен­но и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— О чем рассказывает нам автор?

— Как вы поняли название стихотворения «Сказка леса»?

— О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?

— Какое время года вам нравится больше других? Расскажите.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП

— Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника - он называется «Поэтическая тетрадь».

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С замечательными произведениями Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынско­го, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, И.А. Бунина, Н.А. Некра­сова.)

Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворений о природе

— Почитайте свои любимые стихотворения о природе, кото­рые вы знаете наизусть.

2. Викторина о природе Тема «О птицах»

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)

2. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу»? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в по­дражание его песне бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе в дуплах про запас уби­тых мышей, сойка (ронжа) — желуди, орехи.)

4. Когда птица крепче на рану (т. е. легче выживет) — летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защи­щают ее от дроби.)

5. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам си­ниц, пищух, поползней.)

6. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетев­ших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

7. Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с кар­каньем вьется воронье? (В том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

Тема «Птицы зимой»

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куро­патки, рябчики.)

2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже сре­ди зимы? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семенами.)

5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и складках коры спрятавшихся насекомых, их яйца и личинки и множество их поедают.)

6. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)

7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)

8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)

9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на но­чевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)

Как вы думаете, в каких книгах мы можем найти ответы на эти вопросы? (В справочниках, в книге В. Бианки «Лесная газета».)

Загадки о природе

1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день примечателен? (С 22декабря. Это самый короткий день в году.)

2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярко­вый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

6. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

7."Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие зве­ри, зимой впадающие в спячку.)

8. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

9. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью замерзает.)

10. В избе мерзнут, а на улице — нет. (Окна замерзают только изнутри.)

Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...