Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Самоопределение к деятельности




— Прочитайте слова.

В рощ.., на тетрад.., о дочер.., при солнышк.., об Иван...

— Что вы можете сказать об этих словах? (Все имена сущест­вительные стоят в форме предложного падежа.)

Одинаковые ли будут окончания у этих существительных? Почему? (Нет, эти существительные разного склонения.)

— Что надо сделать, чтобы определить склонение? (Поста­вить существительные в начальную форму.)

Назовите начальную форму слова (о) дочери. (Дочь.)

— Какое языковое явление вы наблюдаете? Какая часть до­бавилась в основу в форме предложного падежа? (Суф­фикс -ер.)

Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правопи­сании безударных окончаний имён существительных в пред­ложном падеже.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебникуУпр. 231 (с. 123).

(Комментированное письмо.) «— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Объясните языковое явление, которое вы наблюдаете при постановке слов мать, дочь в форму предложного падежа.

— Устно просклоняйте эти слова.

— В каких ещё падежах появляется суффикс -ер? (В датель­ном, родительном, творительном.)

Упр. 233 (с. 124).

Прочитайте текст.

— Определите его тип. (Описание.)

— Как вы это поняли?

(Коллективное выполнение письменных заданий — коммен­тированное письмо.)

— Окончание какого существительного отличается от осталь­ных? ((На) груди.)

— Почему? (Это имя существительное 3-го склонения.) (Один ученик выполняет на доске разбор слова тёпленькаяпо составу.)

— Какой суффикс вы выделили в слове?

— Какое значение имеет этот суффикс? (Уменьшительно-ла­скательное значение.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Тестовая работа

1. Укажите слово, которое может служить для проверки окон­чания в остальных словах.

1) на хлебе                            3) на дереве

2) на столе                            4) на печке

2. В предложении «Солнце ярким светом озарило окрест­ность» нет имени существительного:

1) в творительном падеже2) в именительном падеже

3) в предложном падеже4) в винительном падеже

3. Окончание пишется в слове:

1) на тетрад..                         3) о матер..

2) при площад..                     4) в календарик..

4. Укажите вариант, где в обоих словах пишется -е.

1) в тетрад., по математик..       3) на ствол., черёмух..

2) от дорог., до рощ..              4) на плать.. и свитер..

5. В предложном падеже окончание пишется в существи­тельных:

1) 2-го и 3-го склонения        3) 1-го и 2-го склонения

2) 1-го и 3-го склонения        4) 1, 2 и 3-го склонения

6. С существительными в предложном падеже не употребля­ется предлог:

1) без                                    3) на

2) в                                       4) о

VIII. Рефлексия

— Составьте по одному предложению с существительными 1, 2 и 3-го склонения в предложном падеже. Выделите окон­чания имён существительных.

(Проверка. Учащиеся читают предложения, называют скло­нение и окончания имён существительных.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о существительных в форме предлож­ного падежа?

- Какие окончания могут быть у существительных в предлож­ном падеже?

Домашнее задание

Упр. 232 (с. 123).

 

 

_____________________

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные па­дежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, срав­нение, классификация объектов по выделенным признакам; син­тез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения ма­териала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Из какой сказки эти строки? («Мойдодыр» К. И. Чуковского.)

— Объясните значение выделенных слов.

— Объясните написание падежных окончаний имён сущест­вительных.

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите слова в два столбика: с безударными гласными в корне слова и с парными согласными в корне слова.(Два ученика работают у доски.)

Зима

Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Стоят пни в снежных шапках, словно лесовики из сказки.

(Проверка. Учащиеся у доски читают слова, объясняют орфо­граммы. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы. Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Из каждой пословицы выпишите в таблицу существитель­ные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.

Р. п.  
Д. п.  
Т.п.  
П. п.  

1) Под каждой крышей свои мыши. 2) При солнышке тепло, при матери добро. 3) Без муки нет и науки. 4) Против шерсти не гладят. 5) Бе­лый свет клином сошёлся. 6) Пушинка к пушинке — и выйдет перинка. 7) По старой памяти что по грамоте.

Ответ

Р. п. без муки, науки, шерсти
Д. п. к пушинке, по памяти, по грамоте
Т.п. под крышей, клином
П. п. при солнышке, при матери, в стакане

— Как проверили безударные окончания?

— В каком падеже окончания существительных во всех скло­нениях одинаковые?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правопи­сании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 234 (с. 124).

Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какую картину вы представили?

— Какие приёмы использует поэт? (Сравнения, эпитеты, оли­цетворения.)

— Найдите олицетворения в стихотворении.

— Какие чувства возникают при чтении поэтических строк? (Комментированное письмо.)

— Назовите слова с безударными падежными окончаниями.— Одинаковые ли окончания они имеют? Почему?— Определите их падеж и склонение.— Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания?— Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предло­жении? (Выделить из предложения словосочетание и поста­вить вопрос к существительному с безударным окончанием.)— Выделите словосочетания, поставьте вопросы, определите склонение имён существительных.

Упр. 235 (с. 125).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 236 (с. 125).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте получившийся текст.— Какой заголовок вы подобрали?

— Объясните написание падежных окончаний в выделенных словах.

— Какие словосочетания вы выписали из второго предложе­ния? (Живёт на вершине, вершине ели, высокой ели.)(Самооценка.)

Упр. 237(с. 126).

Прочитайте стихотворение.

— О чём оно? Определите тему стихотворения. (О любви к Ро­дине.)

— Какова его главная мысль? (Нас тянет в те края, где мы родились, как бы хорошо ни было в чужом краю.)

Подберите заголовок к стихотворению.

— Объясните правописание выделенных падежных окончаний.

(Письмо по памяти, выполнение письменного задания. Взаи­мопроверка. Три ученика выполняют на доске грамматические разборы.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...