Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей




— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.)

(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, осталь­ные - в тетрадях. Коллективная проверка.)

— Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово ко­рабльглавный член предложения, во втором второсте­пенный.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.)

В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.)

Имеет ли предлоги существительное в именительном паде­же? (Нет, не имеет.)

(Учитель выставляет карточки.)

Без предлогов

Имеет предлоги

2. Работа по учебнику

Упр. 185 (с. 105).

Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника.

— В каком склонении и у каких имён существительных окон­чания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существи­тельных 3-го склонения.)

— В каком склонении и у каких существительных оконча­ния в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.)

Упр. 186(с. 105).(Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопро­верка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи. Взаимопроверка, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 187 (с. 106).(Коллективное выполнение.)

— Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена суще­ствительные 2-го склонения.)

Упр. 189 (с. 106—107) — программный уровень.(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают словосочетания. Самооценка.)

Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности.(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

VIII. РефлексияРабота по карточкам

— Укажите падеж имён существительных.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...

А. Пушкин

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

— У каких существительных окончания в винительном и име­нительном падежах одинаковы, а у каких различны?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 190 (с. 107).

 

_________________

Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Цели:закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безудар­ные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ходурока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

Варианты предложений

Бабушка надела пальто и шапку и вышла на улицу. Девочка одела брата и сестрёнку. Девочка надела на брата и сестрёнку пальто и шапку. Девочка помогла надеть брату и сестрёнке пальто. И т. д.

— Сделайте вывод об употреблении слов одеть и надеть.

III. Актуализация знаний

1. Коллективнаяработа

— Прочитайте стихотворение.

Осень туча тормошила,

Ряску прятала в река,

Паутинка просушила

На берёзовый сучок.

Сто опята уговорила,

Усадила на пенёк

И на радость подарила

Щедрый солнышко денёк.

Р. Дерикот

Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

Как связываются слова в предложении? (При помощи пред­логов, окончаний.)

— Исправьте текст, запишите.(Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

Индивидуальная работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова.

1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них каза­лась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записана тема: «Правописание окончаний суще­ствительных в ... падеже». Часть названия закрыта. Учитель вы­ставляет карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.)

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место со­вершения действия

Роль в предложении: второстепенный член

 

1-е склонение: -и,
2-е склонение: -а,
3-е склонение:  

На какой падеж указывают сведения на карточках? (На ро­дительный падеж.)

На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.)

— В чём состоит трудность при определении падежных окон­чаний существительных? (Надежные окончания бывают ударные и безударные.)

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1,2 и 3-го склоне­ния в родительном падеже.)

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существи­тельных в родительномпадеже

(Работа в группах.)

— Запишите данные слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания.

Первая группа: белка, земля, вода. Втораягруппа: поле, конь, окно. Третья группа:степь, тетрадь.

— Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склоне­ния — -а, -я, 3-го склонения —и.)

(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы.)

Родительный падеж 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
  белки поля степи
  земли коня тетради
  воды окна  

— В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (Земли, коня, степи в этих словах окончания ударные.)

А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать суще­ствительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)

3. Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 107).

— Рассмотрите таблицу.

— Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном па­деже.

— Каким способом проверены окончания имён существитель­ных в таблице?

— Объясните написание окончаний в предложении.

— Почему окончания различны?

Упр. 192 (с. 108).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, взаи­мооценка.)

Упр. 193 (с. 108).

— Прочитайте.

— Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

— Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

От чего зависит выбор окончания или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых ы.)

Выполните разбор слова (у) Коли как части речи. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 194 (с. 108).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Объясните значение этого слова по толковому словарю.

Слово инженер пришло в русский язык из французского язы­ка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.

— Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, за­пишите.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжениеработы по теме урокаРабота по учебнику

Упр. 196 (с. 109).

— Прочитайте.

— Измените словосочетания по образцу.

— Какое значение имеют выделеннные имена существитель­ные? (Они обозначают названия блюд, жилищ животных.)

Обоснуйте написание безударных падежных окончаний.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка.)

Упр. 197(с. 109). (Устное выполнение.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какие существительные могут иметь варианты окончаний в родительном падеже?

— В какой речи употребляются такие варианты окончаний? (В разговорной речи, в сказках.)

Упр. 198 (с. 110)- программный уровень.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают словосочетания. Самооценка.)

Упр. 199 (с. 110) — уровень повышенной сложности.(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают составленные предложения и называют окончания существитель­ных. Самооценка.)

VIII. Рефлексия

Творческий диктант

— Переделайте предложения по образцу. (Учащиеся записывают только второй вариант.)

1) На небе луна. - На небе нет луны. 2) У меня есть собака. 3) В лесу есть земляника. 4) На столе стоит стакан. 5) На грядке растёт морковь. 6) В небе яркое солнце. 7) За лесом поле.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...