Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ




 

Абрис (слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий ри­сунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.

Агнозия — нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зре­ния не может узнавать предметы и их изображения (при пораже­нии теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого по­лушария), 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фоне­матического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь.

Аграмматизм — нарушение грамматического строя речи, наблюдается при всех формах афазии.

Аграфия — нарушения письма, возникающие при поражении различ­ных областей коры головного мозга.

Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как следствие по­ражения различных областей коры головного мозга.

Алексия — нарушение чтения, возникающее при поражении различ­ных отделов коры головного мозга.

Амбидекстрия— парциальное левшество.

Амимия— нарушение движений лицевой мускулатуры (функция в ос­новном правого полушария).

Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.

Анартрия — тяжелое нарушение произносительной стороны с обиль­ным слюнотечением и нарушением двигательных функций ствола мозга.

Анастомозы — оперативное соединение сохранных, близлежащих со­судов головного мозга.

Антиципация (предвосхищение) — представления о предмете, о сме­няющих друг друга темах беседы и т.п.

Апраксия— нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в том числе оральная и артикуляторная), 2) конструктивно-про­странственная А. — нарушение зрительно-пространственных ко­ординат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверация, 4) «лобная» регуляторная А. — нарушение подчинения движений заданной программе (сис­темные персеверации, эхолалии, эхопраксии).

Астереогноз — тактильная агнозия, нарушение узнавания предметов на ощупь.

Афферентная (синонимы: сенсорная, гностическая) — информация, поступающая от различных органов чувств в кору головного мозга.

Афферентный импульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный.

Вортсалат (речевая «окрошка») — парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.

Гемианопсия — различные варианты нарушения поля зрения, возни­кающие при поражении первичных полей затылочной доли и глу­боких отделов мозга.

Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.

Гнозис— узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т.п.).

Дизартрия — разной степени нарушение произносительной стороны речи при поражении глубинных отделов мозга (преодолевается в процессе длительных логопедических занятий).

Дисграфия, дислексия — частичные, временные, преодолимые в про­цессе обучения нарушения письма и чтения (у правшей), наблю­даются зеркальные признаки написания букв и чтения справа на­лево (при левшестве).

Дисфазия (частица дис. — частичное нарушение) — флуктуативные (колебательные), быстро проходящие нарушения речи, подобные стертым формам афазии, возникающие при поражении первого ФБ.

Имитация — слуховое или зрительное подражание.

Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка.

Инсульт(инфаркт) мозга — нарушение мозгового кровообращения. Ишемический (более частый) И. является следствием тромбоза или тромбоэмболии при выраженных нарушениях атеросклероза, гипертонической болезни, болезней сердца и т.п., при этом происходит закупорка кровеносных сосудов головного мозга. Гемор­рагический И. — разрыв сосудов головного мозга, приводящий к кровоизлиянию в мозг. Геморрагический инсульт возникает чаще всего при разрывах аневризм (неправильного врожденного стро­ения сосуда головного мозга), при ушибах мозга и т.п.

Интеллект (мышление) — речемыслительная способность человека.

Интериоризация — постепенный переход от внешних схем и опор к внутреннему планированию действия.

Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психи­ческих функций работает как единое целое, состоящее из множе­ства высокодифференцированных частей, каждая из которых вы­полняет свою специфическую роль.

Мнезис — память, амнезия — нарушение памяти на что-либо.

Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозго­вые механизмы высших психических функций.

Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате по­ражения головного мозга.

Парафазии — замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.

Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.

Парадигматические связи — симультанно, пространственно организо­ванная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.

Перекрестная афазия— наблюдается только при АМА и возникает у правшей при поражении правого, а у левшей — левого полушария головного мозга при сочетании (или наложении друг на друга) оральной или артикуляторной апраксии.

Персеверация— циклическое повторение или настойчивое воспроиз­ведение звука, слова или движения вопреки сознательному наме­рению.

«Плазный» — (от фр. place — место) помещение на судостроительном предприятии с гладким полом (обычно окрашенным в черный цвет). На П. наносят в натуральную величину кривые теоретичес­кого чертежа судна, по которым изготавливают шаблоны для рас­кроя и выгиба отдельных элементов обшивки и корпуса судна (БСЭ, т. 19, стр. 602).

Плазный метод — разработан нами для использования всех структур мозга (полушарий, долей, полей мозга, теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках и т.п.) в целях восстановления нарушен­ных ВПФ при афазиях. Поздний этап восстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.

Предикат— сказуемое, психологический П. — замысел высказыва­ния.

Преморбидный уровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).

Просодия — интонационный, мелодический компонент речи. Ранний этап восстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсуль­та.

Резидуальный этап восстановления — длительный период восстанов­ления речевых функций спустя год после инсульта или травмы го­ловного мозга. Речь — сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.

Речь внутренняя — различные виды использования языковых значе­ний вне процесса реальной коммуникации типа внутреннего про-говаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внеш­ней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мысли­тельных задач в затрудненных условиях, б) собственная Р.В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное про­граммирование (замысел, программа речевого высказывания). Симультанный — единый, пространственно организованный, напри­мер, фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.

Синтагматические отношения — сукцессивно, линейно организован­ная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»: на­пример, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне. Телеграфный стиль — аграмматизм больных, преимущественно с эф­ферентной моторной афазией, выражающийся в основном в употреблении существительных в именительном падеже. Фонематический слух — смыслоразличительный, парадигматический слух, реализуемый 22 полем височной доли (зоны Вернике), нару­шается при сенсорной, акустико-гностической афазии. Эйфория — повышенное радостное настроение, состояние благоду­шия и беспечности.

Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребления граммати­ческих средств языка в устной речи.

Эфферентный импульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение.

Эхолалия— автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.

Эхопраксия — подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...