Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
У БОЛЬНОГО С АФАЗИЕЙ (А.Р. ЛУРИЯ, 1 947, 1 969, 2000)
1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью уточнения: а) понимания им ситуативной, обиходной речи; ориентации в месте и времени; б) степени речевой активности; в) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характе- 2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух: а) краткие инструкции (типа «откройте рот», «поднимите б) нахождение предметов: «покажите окно!», «покажите в) понимание коротких сюжетных текстов; г) понимание логико-грамматических конструкций, напри- 3. Исследование автоматизированной речи: а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0); от 10 до 100 и наоборот; б) перечисление дней недели, месяцев года и т.п.; в) пение песен со словами; г) окончание пословиц и фраз с «жестким» фразеологичес 4. Исследование повторной речи: а) повторение звуков, слогов, слов, различных по слоговой и звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолеты», «В магазин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»). 5. Исследование функции называния: а) реальных предметов и их картинных изображений; б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что дела в) цветов (синий, красный и т.п.); г) пальцев; д) букв; е) цифр. 6. Специальные исследования особенностей фразовой речи: а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сю б) конструирование фраз из заданных слов; в) устное заполнение пропусков во фразах, например: «Я всегда умываюсь холодной...»; «В магазин привезли...»; «Я всегда с нетерпением жду...»; г) рассказ по сюжетной картинке. 7. Исследование фонематического слуха: а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фоне б) показ одного из парных слогов или слов, предъявленных в) оценка больным качества повторения произнесенных 8. Исследование слухоречевой памяти. Предлагается повто- а) серии звуков, например: «а с у» или «б щ а»; б) серии слов: «дом-лес-кот», «дом-лес-кот-ноч в) короткие и длинные сложно построенные фразы («В саду за высоким забором росли яблони и груши»). 9. Исследование смысла слов: а) объяснение прямых значений отдельных слов, например б) объяснение переносных значений слов и фраз, например 10. Исследование чтения и письма: а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам; в) звуко-буквенный анализ состава слова, то есть опре 11. Исследование орального и артикуляторного, а также пространственного праксиса. Предъявляются задания: а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд; в) повторение пространственных поз пальцев (первый-тре- г) конструирование орнаментов по методике КООСА, ку- 12. Исследование счета: а) решение простых арифметических примеров, например: б) восполнение пропущенного арифметического знака: А.Р. Лурия при исследовании состояния ВПФ у больного начинал не с обследования понимания его речи, а с исследования неречевого, конструктивно-пространственного праксиса (кубика КООСА, праксиса позы пальцев (теменной праксис) и удержания плана движений руки (кулак, ладонь, ребро), а также с удержания в памяти различных ритмов: .. ..; ; ; . ..; .. .и т.п.) Эти тесты выявляли наличие очага по В процессе выполнения этих тестов больной не только «справляется» (так или иначе) со всеми неречевыми тестами, под воздействием обаяния А.Р. Лурия происходило установление его контакта с больным. Логопед или нейропсихолог фиксирует сохранность и особенности нарушения устной речи больного (при сенсорной афазии — речевую «окрошку» больного), аграмматизм устной речи больного, степень нарушения понимания им устной речи. Нейропсихолог или логопед обращают внимание на наличие у больного персевераций. Обращаю внимание логопеда на то, что вести протокол во время «беседы» с больным бестактно. Все погрешности и возможности больного восстанавливаются логопедом после завершения обследования. Однако у логопеда остаются и «документы» в виде письма и счета больного, его ориентации в простейшей карте, в часах, которые логопед предлагает больному (допустим, нарисовать контуры Черного моря с указанием места нахождения Крыма), дорисовывания деталей предмета. Желательно, чтобы логопед пользовался альбомом исследования ВПФ, разработанным и многократно переиздаваемым А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и другими нейропсихологами, который позволяет выявить нарушение функций не только левого, но и правого полушария головного мозга. На основании нейропсихологического обследования состояния у больного ВПФ логопед пишет свое, рабочее «заключение», а вслед за этим определяет задачи и методы преодоления афазии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошедшая в МГУ сентябре 1997 г. конференция, посвященная памяти А.Р. Лурия, принесла ценнейшие для нейропсихологии уже XXI в. материалы как о роли правого полушария, так и I функционального блока у правшей. Просматривая содержание работ этой Международной конференции, участниками которой были не только ведущие нейропси-хологи МГУ, но и другие ученики и ученики учеников А.Р. Лурия, мы считаем, что логопедам XXI в. необходимо познакомиться не только с тезисами, но и с докладами этой конференции, опубликованными в специальном сборнике 1998 г. Например, это работы Г. Гудглас и К. Лигфилд «Семантические особенности правого полушария при чистой алексии»; Е. Кок и Н. Смирнова «Один из факторов восстановления речи при афазии — неполная доминантность пораженного полушария»; А.В. Семенович с соавторами «О формировании межполушар-ного взаимодействия в онтогенезе», а также Х.Б. Улинг, И.Н. Боголеповой и Л.И. Макофеевой «Некоторые особенности строения правого и левого полушарий мозга человека». Итак, мы рассмотрели динамическую, самонастраивающуюся в норме систему трех функциональных блоков, особенности всех шести форм афазии у правшей и левшей, динамическую организацию высших психических функций правого и левого полушария. Рассмотрели и особенности проводящих путей этих полушарий, связывающих не только отдельные доли мозга, но и их первичные и вторичные поля, мощные связи третичных полей головного мозга с его глубинными структурами, стимулирующими их взаимодействие. Рассмотрели мы и особенности кровоснабжения головного мозга: как сонных артерий, так и передних и задних ветвей средней мозговой артерии, снабжающих лобную, височную и теменную доли левого, субдоминантного по речи полушария. И специально остановились на вертебро-базиллярной системе кровообращения, обеспечивающей кровообращение позвоночных и затылочных артерий. К сожалению, сложная проблема кровообращения долгое время выпадала из поля зрения афазиологов, только Л.Г. Столярова пристально изучала роль коллатерального кровообращения височной, теменной и лобной долей в процессе компенсации, восстановления нарушенных речевых функций. Чрезвычайно велика роль вертебро-базиллярной системы кровообращения, снабжающей мощным кровотоком затылочную, отчасти височную доли и глубинные отделы мозга. Учет этой системы кровообращения и является составной частью в определении стратегии и тактики восстановительного обучения больных с афазией. Проблема решается весьма просто. Основная масса больных с афазией сосудистого происхождения возникает именно при инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии. При поражении затылочной доли афазии не возникают. При инфаркте затылочных артерий возникает либо оптическая алексия, причем в двух вариантах: парадигматической ориентации в распознавании конфигурации букв и в возможности синтагматического слияния букв в слоге и слове, пространственного удержания линейности читаемой строки. Затылочная доля, это всем известно, играет большую роль в процессе чтения, а навык чтения в силу динамической организации высших психических функций формируется посредством произвольного устного проговаривания — называния букв (теменная доля), синтагматического произнесения серии звуков, слогов, слов, текста по мере овладения навыком чтения. Конечно, и височная доля, ведающая фонематическим слухом, который, кстати, формирует и закрепляет процесс чтения, контролирует формирование у ребенка этого стойкого навыка. При рассмотрении всех афазий, возникающих при поражении вторичных полей второго и третьего функциональных блоков, мы постоянно констатируем, что до начала логопедических занятий у больных отмечается выраженная аграфия и алексия. В лучшем случае у больных с этими формами афазии сохраняется угадывающее «чтение» стандартных клише (названия спортивных команд и т.п.). Немалую роль играет затылочная доля и в узнавании цифр, обозначающих результаты спортивных состязаний. Об особенностях нарушения счетных операций написано немало работ, главной из которых является монография А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой. Затылочная доля играет огромную роль не только в формировании навыка чтения, но и в нашей повседневной жизни, так как мы ежедневно так или иначе получаем множество (92%) информации в процессе рабочих операций. По счастью, затылочная доля страдает от нарушений мозгового кровообращения во много раз реже, чем бассейн левой средней мозговой артерии. Мы придаем особое значение сохранности затылочной доли при восстановлении всех форм афазии. Вопреки всем традиционным представлениям как неврологов, так и некоторых нейропсихологов о том, что сначала надо восстановить понимание речи при сенсорной афазии и устную речь при обеих формах моторной афазии, а уже затем восстанавливать письмо и чтение, мы буквально с первых дней своей работы в НИИ неврологии АМН СССР, используя букварь для глухих детей, поняли, что восстановление понимания речи, то есть фонематического слуха при акустико-гностической сенсорной афазии, при восстановлении навыков произношения и возможности общения при помощи фразы, все попытки к восстановлению экспрессивной речи не будут успешными, если сразу, с первого занятия с больным не опираться на чтение, а затем списывание и письмо. Об этом мы писали в своих первых работах (1962, 1964) и в своей первой монографии (1972) (опубликованной по инициативе Е.В. Шмидта). Чем обусловлен этот успех привлечения чтения, списывания, зрительных диктантов (по существу, тоже чтения) и письма? Это объясняется тем, что при всех формах афазии, возникающих при поражении вторичных полей головного мозга, нарушается высший уровень таких функций, как фонематический слух, звуко-буквенный анализ состава слова, причем надо оговориться, что звук начинающего читать ребенка — это уже фонема, то есть особый навык произвольного произнесения речевого звука, поэтому он и входит в систему звуко-буквенно-го анализа состава слова. Звуко-буквенный анализ звукового состава слова осуществляется при синхронном участии всех долей мозга: височной, затылочной, теменной и лобной. Со временем этот навык автоматизируется настолько, что человек, имеющий прочный навык чтения, читает не все фрагменты слова, а, опираясь на уже развитое прогнозирование читаемой лексики, пропускает множество фрагментов текста (Е.И. Исенина и др.) и лишь при несовпадении прогнозируемого с реальным текстом переходит к более медленному процессу чтения, уясняя для себя не только неожиданную лексику, но флексии существительных, глаголов, причастий и т.п. Итак, чтение, счет, так же как и письмо, являются комплексной функцией всех четырех долей мозга. Подчеркнем еще раз то, что затылочная доля, не принимающая непосредственного участия в актуализации устной речи и ее восприятия в силу динамической организации ВПФ, произвольно приобретенного навыка чтения, может служить основой для восстановления экспрессивной речи при всех формах афазии. Стратегия и тактика восстановительного процесса при преодолении афазии давно заслуживала своей разработки и описания. Стратегия восстановительного «обучения» больных с афазией состоит из учета многих звеньев. Напомним некоторые из них. 1) Сохранно ли правое полушарие головного мозга или в нем также отмечаются очаги поражения и в каких долях? 2) Пострадали или нет глубинные отделы мозга? 3) Сохранна ли затылочная доля доминантного по речи полушария? 4) Является ли больной левшой или правшой, левшество у обследуемого больного абсолютное или парциальное и т.п.? 5) Место, объем и характер очага поражения головного мозга, то есть пострадала одна или две-три доли головного мозга? 6) Сохранны ли третичные поля лобной доли доминантного по речи полушария? 7) Время начала логопедической работы (ранний этап или резидуальный, поздний этап начала логопедической работы). 8) Преморбидный уровень больного, состояние его эмоционально-волевой сферы и его установка на восстановление. 9) Имеется ли у больного гемипарез и сможет ли он регулярно посещать амбулаторные логопедические занятия? 10) Психологическая атмосфера в семье больного. 11) Степень квалификации логопеда, оказывающего помощь больному с афазией. 8—11 пункты стратегии успешного преодоления афазического синдрома мы всегда найдем в трудах Э.С. Бейн. Пункты 1—7, а также 11 являются наиважнейшими в решении того, как создать ту «плазную» систему перестройки нарушенных ВПФ при той или иной афазии, как включать сохранные отделы мозга в восстановительный процесс. Напомним, что наиважнейшим фактором восстановительного обучения является сохранность правого полушария у больного с афазией. Постоянное наименование левого полушария головного мозга как доминантного по речи отвлекает, обкрадывает роль правого полушария, и прежде всего его затылочной и височной долей, постоянно дающих нам информацию об окружающем мире, в том числе использования дидактического материала в виде рисунков и предметного мира. Мы говорим обо всем, что окружает нас, что мы видим, слышим и чувствуем. Огромную роль играет теменная доля, также фиксирующая и контролирующая окружающую нас среду, а также сохранность орального праксиса. Несомненно и то, что всеми функциями правого полушария ведает, то есть программирует и контролирует, его лобная доля, более того, правая лобная доля у левшей может взять на себя функции левой лобной доли. Такова огромная роль правого полушария в жизни как здорового, так и больного человека, потерявшего ту или другую сторону речи при поражении левого полушария. Далее, несомненно, огромную роль в преодолении афазии, в перестройке нарушенных корковых функций играют глубинные образования головного мозга, то есть функции тонуса и бодрствования I функционального блока, и прежде всего чрезвычайно «умная» (!) система вездесущих проводящих путей, связующих все «блоки» доли и поля коры головного мозга. Именно поражения некоторых отделов 1-го функционального блока приводят к «глубинной» дисфазии (Л.Г. Столярова, А.С. Кадыков, Т.А. Кучумова и др.), а точнее, к нарушению постоянной энергетической «заправки» коры головного мозга, что ведет к выраженной флуктуации речевой деятельности или псевдоафазии, которая преодолевается достаточно быстро под корригирующей, контролирующей ролью коры головного мозга. А.Р. Лурия неоднократно отмечал, что флуктуативный «симптом» пораженных отделов I функционального блока отлично снимается медикаментозными средствами. Таким образом, именно сохранность глубинных отделов мозга содействует выбору стратегии перестройки ВПФ при нарушении их в том или ином отделе коры головного мозга. Третьим, столь же важным условием в перестройке нарушенных ВПФ является левая затылочная доля, играющая важнейшую роль в формировании, реализации и восстановлении навыка чтения. Это, с нашей точки зрения, три важнейших как бы не прямых речевых участника в перестройке нарушенных функций при всех шести формах афазии. В отличие от первичных и вторичных полей теменной, височной и затылочной долей, проводники которых идут от органов чувств в кору головного мозга, афферентация, направляющаяся в афферентную, кинестетическую и премоторную кору, переключается не в ядрах зрительных бугров и коленчатого тела, поступающих в задние отделы коры головного мозга, а получают импульсы, идущие в кору от мозжечка. Эта афферентация в значительной степени служит для обратного замыкания тех потоков импульсов, которые циркулируют по экстрапирамидным корково-подкорковым системам мозга. Продолжая разговор о стратегии восстановительного обучения, нельзя не сказать о чрезвычайной роли лобной доли, особенно ее третичных полей, в восстановлении ВПФ при всех формах афазий. Другим фактором стратегии перестройки ВПФ является использование вездесущих проводящих междолевых волокон, которые, если в них вглядеться, связывают «дублирующие» друг друга доли левого полушария головного мозга. Я употребила слово «дублирующие» неспроста. Слепой овладевает окружающим миром посредством тактильно-кинестетического «восприятия», глухой — устной речью не только посредством чтения с губ, то есть зрительным аппаратом, затылочной долей, но и посредством тактильно-вибрационного, кинестетического чувства, артикуляцией. У слепоглухонемых детей эти процессы формирования высших психических функций значительно сложнее, чем у взрослых, познавших окружающий мир задолго до инфаркта мозга. Для восстановления речевых функций у больного с афазией сосудистой этиологии прежде всего необходима сохранность полярных долей мозга: лобной, ее третичных полей и затылочной. Комплексные афазии, безусловно, преодолеваются сложнее «чистых» форм афазии. При этом между лобной и затылочной долями как бы перебрасываются компенсаторные «мосты» в виде либо теменной доли при акустико-гностической афазии, либо с опорой на «височный» мост при афферентной моторной афазии. Прекрасно участвуют в восстановлении той и другой афазии «связи» премоторных и постцентральных полей лобной и теменной долей, причем при этом активнейшее участие принимают вторичные поля височной доли. Лобной и затылочной долям отводится роль не только планирующей, но и контролирующей эффект «результата» (положительный или отрицательный) за успехами больного. Необычайно важно с первых дней работы с больным не только подключение чтения, но и элементарного счета: регистрация даты занятия имеет особый психотерапевтический эффект в этой работе: больной день за днем видит динамику улучшения своей речи, счета, письма и чтения, что укрепляет в нем установку на возвращение к работе. Перестройка нарушенных психических функций третичных полей левого, доминантного по речи полушария происходит также с опорой на чтение, на зрительное восприятие рисунков, на сохранную лобную долю и глубинные отделы мозга, если они не пострадали. Основой перестройки нарушенных функций при динамической, при акустико-мнестической и амнестико-семантической афазии, то есть полей, тесно связанных с глубинными отделами мозга, является прежде всего роль правого, эмоционального полушария. Больному должны быть интересны занятия с логопедом, учитывающим специальность больного, его хобби и т.п. С больными, у которых пострадала речемыслительная деятельность при той или иной форме афазии, необходимо использовать не элементарный дидактический материал, а чтение и обсуждение очень интересных книг, зачастую мало известных больному, сложных сюжетов картин русских художников, вызывающих у больных яркие эмоции и описание всей суммы переживаний, предлагаемой автором сюжета, замысла картины и т.п. Воспитание «чувства языка» при всех формах афазии восстанавливается у больных прежде всего в процессе чтения художественных произведений и попыток письменного изложения мысли по сериям картинок типа рисунков X. Бидструпа, устного изложения сюжетных линий общеизвестных произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др. классиков отечественной литературы. В крайнем случае, если больной не настолько начитан, используются народные сказки, пословицы и поговорки, а также знакомые с детства стихи С. Маршака, К. Чуковского и другие популярные тексты.
ВЫВОДЫ
Итак, еще раз уточним, что такое «плазная разметка» в стратегии восстановительного обучения (надеюсь, что вы уже привыкли к этому абсолютно новому в нейропсихологии термину). Это прежде всего целенаправленная опора на: 1) сохранные функции обоих полушарий головного мозга, на зрительный гнозис не только все время находящегося в движении или без движения в пространстве предметного мира, не только лицевого, но и мимического гнозиса и п&аитры цветового восприятия. Восприятие замысла подвижной мимики собеседника, понимание замысла картины, карикатуры и всех средств художника, передающего свое восприятие пейзажа, натюрморта, портрета или жанрового сюжета; 2) правополушарный гнозис не только всех неречевых, также пространственно организованных звуковых комплексов (музыки, ритмов и пауз речи, тона и интонаций), узнавания звучания не только музыкальных инструментов, но и тембра речи, по которому мы сразу опознаем, с кем говорим по телефону, и т.п.; 3) сохранные функции правой теменной доли, также пере 4) функции лобных долей правого полушария, регулирую 5) функции всех трех функциональных блоков (ФБ) левого 6) максимальное использование сохранных при «задних» Таким образом, «плазный» подход к построению стратегии и тактики восстановления ВПФ позволил нам не только посмотреть сверху вниз и снизу вверх на роль трех функциональных блоков, но и «разобраться» в системе кровообращения коры головного мозга, состоящего из «двух источников», понять, что все формы афазии возникают при поражении левой (реже правой — у левшей) средней мозговой артерии, и сохранности вертебро-базиллярной системы мозгового кровообращения (позвоночная и затылочные артерии), снабжающие глубинные отделы мозга и, главное, затылочные доли, играют чрезвычайно важную роль в зрительном восприятии (92% всего окружающего нас мира мы познаем при помощи зрения), а главное, в формировании чрезвычайно сложного и прочного навыка — ЧТЕНИЯ, опирающегося не только на зрительное опознание алфавита, но и чтения вслух, то есть на вторичные поля теменной и лобной долей мозга, а также на вторичные поля височной доли, «ответственной» за формирование произвольного фонематического слуха, фонематического контроля в процессе формирования навыков чтения и письма. Кроме того, «плазный» подход позволил нам понять роль проводников, связующих все отделы головного мозга в единое целое, по-новому взглянуть на роль правого полушария в восстановлении замысла высказывания у больных с динамической афазией, слухоречевой памяти при всех формах афазии, ориентации в квазипространственных семантических полях при использовании в работе при всех формах афазии ядра лексикона, а также метафор, пословиц, поговорок, басен и т.п. И, наконец, сохранность теменной доли правого полушария является основой для преодоления апраксии артикуляционного аппарата при АМА. Кроме того, логопед должен быть в хорошем контакте с лечащим врачом больного, который может медикаментозными средствами повысить уровень тонуса и бодрствования (I ФБ) больного, снизить антидепрессантами подавленное состояние психики больного, «подкормить» кору головного мозга специальными «витаминами» (например, ноотропилом, а в будущем и другими препаратами), улучшить состояние кровообращения мозга (например, кавинтоном или другими препаратами). «Плазная разметка» нарушений ВПФ может оказаться полезной для вас при последовательном наложении рисунков с: а) извилинами головного мозга, б) системой кровообращения головного мозга и в) системой (разметкой по коре головного мозга) первичных, вторичных и третичных полей головного мозга и периодизации их созревания. При внимательном рассмотрении системы кровоснабжения головного мозга вы сможете увидеть не только весь бассейн и всю систему кровообеспечения головного мозга, но и, соотнеся поля головного мозга (44—45; 21—22; 40, 39, 37 и т.д.), понять, что при тромбоэмболиях (ишемический инсульт) или кровоизлиянии в мозг (геморрагический инсульт) страдают то передние ветви левой средней мозговой артерии, то ее задние ветви и веточки, то само устье средней мозговой артерии, приводящей к тотальной или комплексной афазии. Тактика восстановительного обучения зависит от того, какие приемы и методы восстановления логопед будет использовать. В отечественной литературе по афазиологии имеется множество работ сотрудников МГУ, и прежде всего Л.С. Цветковой, а также многих афазиологов Санкт-Петербурга, работавших под руководством В.В. Оппель, Н.Н. Трауготт, большой группы логопедов Московского речевого центра, работающего под руководством В.М. Шкловского и Т.Г. Визель. Наша монография завершается списком литературы, который может быть использован логопедами для создания личной картотеки по разным рубрикам: 1) сосудистый и травматический генез, 2) труды ведущих нейропсихологов и афазиологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и т.п.), 3) психология речи, 4) речь ребенка, 5) формы нарушения речи у детей, в том числе у глухих, слепых и слепоглухонемых, 6) психолингвистика и т.п. Предлагаемая литература — лишь малая часть моей библиографии, и в список литературы включены основные работы для самообразования логопеда-афазиолога. Советуем конспектировать читаемую литературу по специальности, тщательно вести дневники наблюдений за речевыми особенностями больных с афазией. Итак, логопеду со студенческой скамьи следует знать функции обоих еще недостаточно изученных полушарий головного мозга (например, неизученными остаются нарушения первичных полей коры головного мозга), вклад всех трех функциональных блоков, первичных, вторичных и третичных полей II и III ФБ, всей огромной системы проводящих путей, позволяющих вовлекать в перестройку сохранные поля и доли головного мозга, восстанавливая тем самым динамическую организацию ВПФ. Все это возможно лишь при умелой работе логопеда с больными, так как сама по себе перестройка нарушенных ВПФ не происходит и больной может остаться безречевым или плохо-говорящим на десятки лет оставшейся ему жизни. Весьма важным для понимания «плазной разметки» перестройки нарушенных после инсульта ВПФ являются, как мы уже говорили, исследования Е.Д. Хомской об изменении направления кровотока в тех системах кровообращения, которые происходят в результате замысла решения задачи, поставленной самим больным либо кем-то извне при стимуляции подвижного, перемещающегося внимания к различным видам речемыслительной деятельности в одних случаях к височным, в других — к затылочным или теменным долям и полям головного мозга, что содействует реализации стратегии и тактики восстановительного обучения, то есть «плазной перестройки» ВПФ. Изменение направления кровотока, о котором пишет Е.Д. Хомская, у здорового человека происходит как бы спонтанно, в зависимости от направляемого внимания лобными долями обоих полушарий для решения той или иной «операции». При этом налаживается анастомизирование близлежащих веточек задних или передних ветвей левой средней мозговой артерии. Об анастомизировании пострадавшего приинсульте головного мозга как о системе коллатерального кровообращения неоднократно писала Л.Г. Столярова. Таким образом, активация различных систем и «зон» кровообращения приводит к активации проводящих путей, соединяющих как оба полушария головного мозга, так и их цитоархитектонические поля или зоны, столь подробно описанные и иллюстрированные Г.И. Поляковым и СБ. Дзугаевой. ПОСЛЕСЛОВИЕ
В нем будет многое несколько неожиданным. По существу, я подвожу итоги своей жизни и своего понимания преодоления афазии у больных с сосудистой патологией головного мозга. Я должна сказать, что очень благодарна за уроки, которые мне преподали Э.С. Бейн, А.Р. Лурия, И.Т. Власенко. Эти три нейропсихолога помогли мне освоить классификацию А.Р. Лурия, понять ее, принять ее полностью и по-новому смотреть на весь процесс восстановления речи у больных с афазией. Кроме того, я, бесспорно, благодарна P.M. Боскис и Р.Е. Левиной, с которыми мне довелось довольно длительное время общаться. И, несомненно, я очень благодарна своей маме, которая первоначально была сурдопедагогом, а затем и виртуозом-логопедом в 40—50-е гг. У нее я научилась работе с дисла-ликами, алаликами, ринолаликами и детьми с другой речевой патологией. Бесспорно, у меня был опыт работы и с глухими детьми, и со слабослышащими. Это было во время войны. Я училась с этими детьми в одной школе. У меня был небольшой опыт работы со слепыми детьми, у которых отмечаются незначительные фонетические трудности, но выраженные трудности в оформлении речи, в понимании предлогов, сложном письме. Поэтому я постоянно знакомилась со всеми новинками в сурдопедагогике, тифлопедагогике и очень благодарна М.И. Земцовой, общению с И.А. Соколянским и другими тифлопедагогами и сурдопедагогами, которые мне помогли познакомиться с аграмматизмом глухих и слабослышащих детей. Несомненно, первые годы работы в Институте неврологии были годами абсолютно случайных находок, так как открытия, вероятнее всего, делаются случайно, как говорил об этом Пушкин. Я благодарна и Эйнштейну за умную, удивительно короткую фразу, что приходит невежа и неожиданно разрешает проблему, которая до этого казалась неразрешимой. К своим «открытиям» я отношу методику предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля». «Телеграфный стиль» был утвержден и закреплен в десятках монографий, начиная от А. Пика (1914) и кончая работами А.Р. Лурия. В настоящее время «телеграфный стиль» не существует. Лет 20 назад я случайно встретилась с очень милым, чрезвычайно талантливым человеком, кораблестроителем, который посвятил меня в одну из тайн кораблестроения — в плазную разметку. Зачитаю еще раз эту «статью» из БСЭ, т. 19, с. 602: «От французского plasse — место. Помещение на судостроительном предприятии, с гладким полом, обычно окрашенным в черный цвет, на плазе, на полу наносятся в натуральную величину контуры теоретического чертежа судна, по которым изготовляют шаблоны для раскроя и выгиба отдельных элементов обшивки и набора корпуса судна». Этот удивительный взгляд сверху вниз и умение разместить на гладкой поверхности разного цвета мелками все строение судна, с тем чтобы показать, где какие переборки, какие отделы, какие отсеки, что над чем находится и как выдерживает судно тяжесть всех надстроек. С тех пор «плазная разметка» не выходила у меня из головы, заставила по-новому оценить многие ВПФ, «зауважать» мозолистое тело и другие глубинные отделы мозга, по-новому взглянуть на проблему восстановительного обучения, на проблему перестройки нарушенных речевых функций при афазии. Теперь кратко скажу, что в 40-е годы на дефектологическом факультете тему «Афазия» читал нам нейрохирург, фронтовик. Тема «Афазия» была прочитана за 15 минут, я была очень старательной ученицей, записывала все стенографически, и текст звучал примерно так: «У человека была речь, она из-за травмы головного мозга пострадала, но она легко восстановилась. Надо только поработать немного, и речь восстановится». Несомненно, у этого нейрохирурга был большой опыт травматических афазий легкой степени тяжести. Раненых с тяжелыми травмами головного мозга, с гемипарезами, например, с тяжелейшей сенсорной афазией, когда больные, не понимая речи, срывали с головы бинты, полагая, что они попали в плен, отправляли в тыл, в специально организованные для них госпитали, в том числе в госпиталь на озере Косигач, в котором работали и набирались опыта А.Р. Лурия и Э.С. Бейн. Поэтому представления у преподавателя дефектологического факультета, который за 15 минут нас, будущих логопедов, посвятил в то, что афазия у взрослых — легкопреодолимое нарушение, были для меня вначале очень авторитетными. Когда я поступила на работу в Институт неврологии, первые месяцы были для меня месяцами отчаяния, потому что ни один мой больной не возвращался к труду, не улучшался. Опыт работы с дислаликами показал мне, что при моторной афазии абсолютно неприемлемы методы «постановки» звуков, характерные для школы глухонемых, для работы с дислаликами и алаликами. Поэтому с самого начала эта работа отметалась. Работы с детьми с сенсорной алалией я не видела. Моторную алалию видела много раз у детей школы-клиники НИИ дефектологии. Итак, первые опыты работы, первые шаги. В течение первых двух лет работы я совершила немало ошибок. Так, у меня был пятнадцатилетний больной Леня Ш., описанный мною в разных монографиях. В работе с Леней Ш. я совершила несколько невероятных ошибок. Так как мальчик (у него, как я поняла позже, была «чистая» афферентная моторная афазия) очень медленно осваивал звуковую сторону речи (а Э.С. Бейн никак не могла научить меня вызову звуков у больных с афферентной моторной афазией), я в отчаянии научила мальчика мимической речи, речи глухих, которой я довольно хорошо владела со времен войны. И мальчик перешел на жестовую речь. При помощи жестов он рассказывал, как пережил бомбежку в начале войны, как в его кроватку попали стекла от разбитого окна. Со временем он рассказывал мне содержание прозаических произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Причем настолько выразительно, настолько пантомимична была его жестикуляция, что сразу становилось ясной, понятной передача текста при помощи жестикуляции и телодвижений (функция правого полушария!). Немного погодя нам пришлось, когда мы с Э.С. Бейн поняли, что эта «речь» может «заменить» ребенку устную речь, срочно запретить родителям мальчика и всем окружающим, медицинскому персоналу понимать его жесты. В предыдущие годы работы логопеда с детьми у меня выработалось прочное представление о том, что речевые расстройства преодолимы. И вдруг я не справляюсь в вызове звуков у пятнадцатилетнего мальчика! На помощь мне пришла моя мама, работавшая в предвоенные годы с 1935 г. в детском саду для глухих детей под руководством Натальи Александровны Pay, а позже, после войны, логопедом в детской поликлинике в г. Подольске Московской области под руководством известного детского психоневролога Т.Л. Мостинской. Вероятно, Т.Л. Мостинская посвятила мою маму в проблемы заикания, алалии, афазии и других видов сложной речевой патологии у детей. И вот я, дочь своей замечательной мамы, реву по ночам из-за пятнадцатилетнего неговорящего парнишки. И моя мама, мудрая и добрая, объясняет мне, что афазия — это не алалия и не дизартрия, что зонды, шпатели и зеркало использовать в работе с Леней нельзя, что у него не полностью пропала речь, а она просто распалась, «рассыпалась» и ее надо собирать по крупинкам, что главное — мальчик слышит и понимает речь, что он уже читал и писал, и работать с ним надо, опираясь на «чтение с губ», подкрепляемое чтением букваря для глухих детей, так как в этом букваре порядок освоения звуков отработан десятками сурдопедагогов. Вот это напутствие моей мамы, буквари для глухих и слабослышащих детей, ориентация на «чтение с губ» и сделали свое дело. Вскоре после «прохождения» по букварю звуков «а», «у», «м», «х», «с», «в», «т», которые авторами букварей сразу вводились в слова, у Лени появились свои спонтанно возникающие слова: «сам», «хам», «так», «хоошо» (хорошо) и т.п. Через 3 года занятий он окончил вечернюю школу, затем техникум, получил специальность. Речь у него восстановилась полностью, но была со своеобразным иностранным «акцентом», отмечались признаки амнестико-семантической афазии. Очень многому научилась я у этого больного. Так, я научилась вызывать звук «К» через звук «И», для которого характерно высокое стояние гортани, и вызвала слова: «как?» и «кто?». Эти слова стали одними из новых его слов. Многому научили меня и другие больные. Так, это было через 2 года после начала работы, больная Т.М. Микешина, в 1957 году пережившая тяжелейшую душевную травму и получившая тяжелый инсульт, юрист по образованию, обладала необыкновенной зрительной памятью и сама подсказала мне удивительный способ восстановления у нее не только звукопроизношения, но и письменной речи. Татьяна Матвеевна (больной уже давно нет в живых, поэтому назову ее имя) в перерывах между занятиями со мной буквально от корки до корки совершила зрительный диктант романа А. Толстого «Петр I». Опираясь на зрительную память, она восстановила себе устную речь, по существу, помимо моих занятий. Она по памяти писала лист за листом, а затем сравнивала написанное с текстом книги. Бесспорно, тогда я не могла оценить этот прием Татьяны Матвеевны. Она вернулась к работе. Адвокат, вернувшийся после тяжелой АМА спустя 2 года после инсульта и проработавший еще 5 лет активным адвокатом! Но погибла она, конечно, от повторного инсульта. Возможно, что она была левшой.Я не могу об этом судить, потому что в те времена проблемой левшества я еще не занималась. Итак, постепенно, год за годом накапливался опыт. В 1958 году Э.С. Бейн собрала группу логопедов, работавших во время войны и после войны с больными с афазией. Эта группа логопедов еще до моего поступления в институт «задумала» написать пособие для облегчения восстановительной работы с больными с афазией. Группа состояла из следующих лиц: Э.Н. Герценштейн, З.Я. Руденко, А.Д. Чернова, С.Л. Таптапова и я. Итак, острый инсульт. В те годы шла дискуссия по поводу того, когда начинать работу с больными с афазией. Традиционно считалось, что занятия с больными с афазией следует начинать только через полгода после инсульта. В институте была утверждена тема «Преодоление последствий острого инсульта», этой темой руководил Р.А. Ткачев и, конечно, директор института Н.В. Коновалов. Э.С. Бейн вместе с врачом Е.Д. Марковой под руководством этих двух крупнейших невропатологов занялись проблемой острого инсульта. К этой теме присоединилась Л.Г. Столярова, в дальнейшем руководитель реабилитационного отделения. Присутствие на разборах А.Р. Лурия в Институте нейрохирургии, посещение его лекций на психологическом факультете МГУ в 1960—1962 гг., присутствие на клинических разборах, проводимых Н.В. Коноваловым, — все это в целом заставляло меня читать самую различную литературу по афазии, которая была опубликована в течение всей первой половины XX в. Причем особенно литературу военных лет. Дело было еще в том, что работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» и «Восстановление функций мозга после военной травмы» в те времена были трудноваты для моего понимания. Это объясняется тем, что Э.С. Бейн не владела полностью его классификацией, а в Институте неврологии вообще не обращали внимания на существование этого удивительного подхода А.Р. Лурия к афазии и к нарушениям ВПФ при травмах головного мозга. Это сейчас я восторгаюсь точности подбора А.Р. Лурия в «наименовании» всех форм афазий, «наименовании» характеристик трех функциональных блоков. Гений есть гений! В 1961 году вышла статья Р.А. Ткачева, где он рассматривает различные подходы, разные классификации афазий у нас в стране и за рубежом, впервые останавливается на классификациях А.Р. Лурия, Вернике—Лихтгейма, на классификации чешского нейрохирурга Гберка. На меня производили впечатление самые неожиданные статьи. Так, запомнилась статья Розенфельд, питерского тифлопедагога, которая работала в госпитале с больными с афазией и восстанавливала им речь при помощи ощупывания предметов, определения качеств предметов, то есть работала как со слепыми. Таким образом, постепенно она восстанавливала их названия, качества предмета (круглый, квадратный, красный и т.д.). В результате у этих больных появился псевдотелеграфный стиль: больные общались при помощи прилагательных. Вскоре я поняла пословицу «что посеешь, то и пожнешь». В 1958 году в Институт неврологии в разное время поступили две «острые» больные — Дьячкова и Вольхина, у которых была тяжелейшая моторная афазия с грубейшими гемипарезами правых конечностей, больные находились в состоянии чрезвычайной депрессии, лежали, отвернувшись к стене, и не реагировали на приход врачей и логопеда. А я, совсем юный «афазиолог», пытаясь как-то установить контакт с этими больными, непроизвольно расспрашивала их, просила повернуться ко мне, что-то сделать по моему заданию, при этом появилась возможность контроля: больная должна была выполнять инструкции, можно было судить, насколько она понимала обращенную к ней речь. Параллельно велась элементарная психотерапевтическая ободряющая больную беседа. Результатом работы с этими двумя больными было следующее: больные неожиданно начали говорить глаголами, не существительными, не прилагательными, а глаголами. Факт. Неожиданный факт! И я прибежала к Э.С. Бейн после одного из занятий с Вольхиной и сказала, что произошло чудо, больная заговорила, но она говорит только глаголами в повелительном наклонении. Э.С. Бейн не поверила мне и пошла вместе со мной смотреть больную. Больная встретила ее словами: «Садитесь!», «Дверь закройте!», «Я вас слушаю». Э.С. Бейн буквально оторопела. Вернувшись в кабинет, Э.С. Бейн попросила меня показать дневники, которые я вела за этими (и за всеми остальными) больными, и, покачивая головой, произнесла: «Интересно, Марьяна. Молодец!» Это была вторая похвала Э.С. Бейн, сделанная в мой адрес. Первую похвалу я заслужила в конце первого года работы, когда Э.С. Бейн похвалила меня за умение общаться с больными. Позже я поняла, что Вольхина и Дьячкова были с эфферентной моторной афазией, и в будущем со всеми больными с ЭМА я начинала работу со стимулирования понимания речи путем побудительных инструкций к действию. Надо сказать, что эта методика была хорошо разработана Коровиным и Зикеевым для работы со слабослышащими. Кстати, и в работе со слепоглухонемыми становление устной речи начинается с развития понимания и употребления ими побудительной и вопросительной речи (А.И. Мещеряков, 1974). Эти наблюдения и легли в основу методики предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афазии (М.К. Шохор-Троцкая, 1960, 1962). Кроме таких неожиданных «открытий» в занятиях, при разработке методик для работы с больными с афазией было найдено довольно много других приемов. Так, Э.С. Бейн во время Великой Отечественной войны была написана докторская диссертация о сенсорной акустико-гностической афазии травматического генеза. К этой диссертация прилагался огромный альбом, в котором излагалась методика восстановления фонематического слуха у этих больных. Однако наши сосудистые больные в остром периоде после инсульта несколько отличались от травматических больных уже в послеоперационный период, отставленный после травмы головного мозга на фронте на 2—3 месяца, то есть больные уже знали, что они больны, и контакт с ними устанавливался довольно быстро. Сосудистые больные с акустико-гностической афазией в острой стадии инсульта, которых у нас было очень много, не понимали того, что они больны, и поэтому было необходимо разработать методику установления контакта. Эта методика описана в моей диссертации и в последующих книгах. Итак, постепенно накапливался опыт преодоления различных форм афазии, и в принципе разработанная мной методика преодоления сенсорной афазии в значительной степени не повторяла методику Э.С. Бейн. В предыдущих главах и во введении мы остановились на самых различных проблемах. Прежде всего мы остановились на проблемах кровоснабжения мозга, это работы А.Н. Колто-вер, Е.В. Шмидта, Л.Г. Столяровой, Н.В. Верещагина. Кроме этого, мы осваивали, а точнее, «присваивали» теорию А.Р. Лурия о трех функциональных блоках, работы Г.И. Полякова и многих сотрудников Института мозга. В 1960 году группой логопедов маленького логопедического объединения Москвы, о котором я уже говорила выше, было написано первое большое пособие по восстановлению речи у больных с афазией под редакцией Э.С. Бейн (1962). Э.С. Бейн написала очень краткое, деликатное вступление к проблемам афазии, не используя терминологию А.Р. Лурия, однако по моему настоянию для методики по предупреждению аграмматизма типа «телеграфного стиля» нашлось место в этом пособии (стр. 17—31). Пособие начиналось со стимулирования понимания речи на слух, с введения в речь больных глаголов. Поскольку я была самым молодым специалистом в этой группе, то я была вынуждена подчиняться мнению старших товарищей. Пособие было построено по традиционному логопедическому плану: к отдельным звукам, часто смешиваемым больными с афазией, давались слоговые упражнения, огромные наборы существительных на прорабатываемый звук (в начале, середине, конце слова), затем с этими словами предлагались для чтения предложения, заполнение пропущенных слов, пропущенных букв для больных со всеми формами афазии (при афферентной, при эфферентной и при акустико-гностической афазии). В 1972 году была опубликована моя диссертация «Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления». Заданий для больных с акустико-мнестической, амнести-ко-семантической и динамической афазиями ни в пособии (1962), ни в моей диссертации не было. Пособие завершалось разделом чтения и счета. Раздел чтения был составлен Э.Н. Герценштейн, ею был подобран великолепный набор текстов разного объема — от коротких до развернутых. Раздел счета был написан З.Я. Руденко. Это первое пособие в настоящее время является библиографической редкостью. Оно было выпущено большим тиражом, раскуплено логопедами тех лет, а также больными. Очень важно, что пособие было напечатано крупным шрифтом. Это первое пособие, которое было написано под руководством Э.С. Бейн. В те же 70-е годы из-за пристального внимания обывателей к второй половине моей фамилии, постоянно интересовавшихся тем, кем мне «приходится» Лев Троцкий, мне пришлось взять фамилию мужа. Так, неожиданно для сотрудников Института неврологии, дефектологов, логопедов я из «Шохор-Троцкой» превратилась в «Бурлакову», но, по существу, для большинства специалистов, в том числе для нейропсихологов и афазиологов, я осталась Шохор-Троцкой и «взяла» для этой книги в ее тексте свою девичью аббревиатуру: «М. Ш.-Т.» Уж очень долго произносить было моим больным весь комплекс моего «наименования»: Марианна Константиновна Шохор-Троцкая («язык можно сломать», как однажды сказал мне один больной с афазией). В те же 60-е гг. возникший за рубежом лингвистический подход к афазии был подхвачен у нас в стране ленинградским логопедом В.К. Орфинской. За рубежом стало появляться множество сугубо лингвистических описаний нарушений речи у больных с афазией. Позже и у нас в стране появились подобного рода последователи. Следующее пособие, написанное под руководством Э.С. Бейн, «Восстановление речи при афазии» (1982), авторы Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, грешило «увеличением» лингвистического принципа в подборе упражнений. В этом пособии в разделе экспрессивной речи были упражнения для восстановления местоимений, наречий, прилагательных, существительных, глаголов, то есть была внесена вся гамма морфологии русского языка. Конечно, учитывались суффиксы, префиксы и прочее. К сожалению, это пособие было напечатано мелким шрифтом, потому что оно выходило уже в год смерти Э.С. Бейн и в издательстве сказали: или мы напечатаем это пособие через два года крупным шрифтом, или сейчас, сразу после смерти Эсфирь Соломоновны, чтобы выплатить гонорар членам ее семьи. В итоге в книге оказался мелкий шрифт и хрупкий переплет, удобный для логопеда и неудобный для больного. Выход был только один: логопедам предлагалось пособие разрезать, упражнения наклеить на «карточки», которые выдавались бы больным. Так что это пособие мало того, что было чрезмерно грамматическим, но и было напечатано мелким шрифтом. Однако в этой книге было замечательное предисловие Э.С. Бейн. Это предисловие, можно сказать, итог ее жизни, ее последнее завещание логопедам о том, как надо восстанавливать речь у больных с афазией. Но вернемся к теме лингвистики. А.Р. Лурия (1975) остановился на вопросе лингвистики не с позиций частей речи или стимулирования тех или иных частей речи в целях восстановления, а с позиций нейропсихологии при рассмотрении характерных черт всех форм афазии. Монография А.Р. Лурия «Основные проблемы нейролингвистики» выходит за рамки всех работ других авторов, которые подошли к афазиям сугубо лингвистически, игнорируя не только психолингвистический, но и нейропсихолингвистичес-кий подход. К этой проблеме с таких же сугубо лингвистических позиций можно было бы подойти при изучении нарушения речи у глухих, слепоглухонемых и т.д. Это объясняется тем, что лингвисты абсолютно не знали и не знают форм афазии, не знают мозговой организации ВПФ, в связи с чем они подходили к этому чисто формально, с позиций гештальтпсихологии, в результате возникала картина, искажающая суть афазий. С первых же лет работы в НИИ неврологии РАМН периодически в поле моего зрения появлялись больные с «проводниковой» афазией. Первым таким больным был Авдонин в 1958 году. Я присутствовала на клинических разборах этого больного, проводимых Р.А. Ткачевым и Н.В. Коноваловым. Когда Р.А. Ткачев сказал, что это какой-то вариант моторной афазии (Р.А. Ткачев, 1961), я заметила, то есть сказала ему, что у больного есть и нарушения понимания, на что Р.А. Ткачев сердито проворчал: «Берите чистые случаи». Вторым таким больным (уже без нарушений понимания) был Тер-Гаспарян, хирург из Сухуми. Инсульт у больного случился в поезде, и больной объяснил водителю такси, чтобы тот отвез его в Институт неврологии. Этот уникальный больной успел при поступлении в Институт написать дочери письмо из пяти строк без единой ошибки, которое мы с Э.С. Бейн прочитали, написали адрес на конверте и отправили в Сухуми. Этот больной подробно описан в монографии Э.С. Бейн «Афазия и пути ее преодоления». Я занималась с больным по методике, предложенной Э.С. Бейн. В 1973 году Э.С. Бейн, готовя материал для симпозиума по «Бессознательному» в Тбилиси, как-то зашла ко мне в кабинет и сказала: «Марианна, объясните мне, что такое «проводниковая» афазия». На что я ей ответила: «Это вы, Эсфирь Соломоновна, объясните мне, что это за загадка». Шли годы. И вот в 1975—1978 гг., когда Э.С. Бейн уже не работала в Институте неврологии, я случайно, обследуя двух больных с «проводниковой» афазией, обнаружила, что они оба левши. Так началась проблема изучения афазии у левшей. Итак, в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой для меня пришло время обобщить весь свой опыт афа-зиолога (считаю, что это законный, нормальный термин для современного афазиолога, нейропсихолога-афазиолога) с позиций «плазного» подхода, «плазного» моделирования восстановления нарушенных ВПФ, решить вопросы стратегии и тактики восстановительного процесса. Вернусь к очень важной проблеме — проблеме кровоснабжения коры и глубинных отделов мозга. Среди нейропсихоло-гов этому вопросу уделял внимание лишь А.Р. Лурия. Я уже писала раньше, что афазии возникают у больных после инсульта при поражении сосудов бассейна левой средней мозговой артерии, снабжающих кровью теменную, височную и лобную доли. Я обратила внимание на то, что есть серия афазий, которые связаны с поражением вторичных полей мозга, есть серия афазий, которые связаны с поражением третичных полей второго и третьего функциональных блоков. Эти афазии очень отличаются друг от друга тем, что при первых грубо нарушается письмо, а не только устная речь и понимание речи, а при вторых формально сохраняется письмо и письменная речь, формально сохраняется понимание речи. Вторая группа афазий связана с функциями I функционального блока мозга, тонизирующими третичные поля II и Ш-го функциональных блоков. Обратила внимание и на то, что преодоление афазий рассматривают зачастую в отрыве от ВПФ правого полушария. Правое полушарие традиционно игнорировалось абсолютно всеми афазиологами. Выявилось «неожиданно», что правое полушарие, совершенно выпавшее из поля зрения всех афазиологов, не только дает нам материал для «оречевления», что это не только зрительное восприятие, а левое полушарие «оречевляет» все, что мы видим, слышим, ощущаем и чувствуем. В 1997, 2000 гг. вышло в свет третье пособие по восстановлению речи у больных с афазией «Коррекция сложных речевых расстройств». Вышло оно двумя тиражами. В одном случае под фамилией Бурлакова (1997), в другом — под фамилией Шохор-Троцкая (2000). В этом, последнем пособии я впервые, подводя итоги жизни, пыталась передать логопеду, больным и родственникам больных типы заданий для восстановления фонематического слуха при акустико-гностической афазии, восстановления артикуляционной стороны речи при афферентной моторной афазии с опорой на оральный праксис, восстановления плавности высказывания при эфферентной моторной афазии, преодоления нарушений импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической афазии, преодоления дефектов слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии и преодоления планирования высказывания и восстановления экспрессивной речи у больных с динамической афазией. Это пособие, о котором я говорю, хорошо иллюстрировано. В отличие от предыдущих пособий в нем предлагается 2000 (две тысячи) рисунков и 521 задание с лексикой, охватывающей почти все ядро лексикона бытовой, разговорной речи. Кроме этого, «плазный» подход к проблеме восстановления речи при афазии позволил нам, уже после того, как вышли в свет книги «Речь и афазия» (1997) и пособие «Коррекция сложных речевых расстройств» (1997), перейти к написанию книги для логопедов-афазиологов, с тем чтобы передать им то, почему был выбран наш подход к этой проблеме при составлении книги «Коррекция сложных речевых расстройств», а также почему был выбран и подобран специальный дидактический материал для каждой формы афазии. Это же привело нас к удивительному «открытию», что в основе восстановительного обучения, в основе перестройки нарушенных речевых функций лежат совершенно неучтенные функции правого полушария головного мозга, и возникло понимание, что, начиная с первых дней работы с больными, в основе успешного восстановления речевых функций при всех формах афазии лежат функции затылочной доли, функции чтения и зрительного восприятия как всего окружающего мира, так и рисунков. В этом-то и заключается «плазный» подход к преодолению афазии, с учетом функций всех трех функциональных блоков (по вертикали от I к III, и по горизонтали — ото лба до затылка). Дорогие мои ученики, логопеды, мои бывшие студенты, свое «Послесловие» я заканчиваю по-своему. После перенесенных мною трех (не грубых) нарушений мозгового кровообращения, преодолевая их, я подошла к созданию этой последней монографии, темой которой стало привлечение логопедов к значимости знаний основ неврологии, нейропсихологии, нейролингвистики и более глубокому пониманию формирования ВПФ у детей с момента их рождения до 16—18-летнего возраста. Понимания того, что в работе с больными с афазией, «что посеешь, то и пожнешь», что логопед для больного с афазией не только друг и сестра, но и мать, поскольку ребенка учит говорить и понимать речь не кто иной, как мать. Доброго вам пути, дорогие логопеды, в благородном деле помощи больным I—II групп инвалидности. Итак, велик был И.П. Павлов, сказавший, что патология часто открывает, разлагая и упрощая, то, что заслоняет слитное и усложненное при физиологической норме. Будущим поколениям логопедов, афазиологов и нейропсихологов, активно включающихся в настоящее время в нейропсихологию детского возраста, предстоит сделать еще очень-очень много наблюдений и открытий.
ЛИТЕРАТУРА
1. АВАКЯН Р.В. Исследование восприятия изолированных гласных носителями русского языка (здоровыми и больными с синдромом сенсорной и моторной афазии) //Физиология человека, 1976. Т. 2. № I.-С. 81-90. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста (Учеб-ное пособие) /Под ред. Л.С. Цветковой. — М. — Воронеж: Изд-во НПО - «МОДЭК», 2001. - 265 с. 3. АЛЛЕ А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций удетей //Проблемы медицинской психологии. — М.: МГУ, 1960. — С. 89-96. 4. АЛЕКСАНДРОВ Н.Ш. К методике восстановления чтения у боль-ных с оптической агностической алексией //Распад и недоразвитие языковой системы. Межвуз. сб. науч. раб. — СПб., 1991. — С. 24-38. 5. АНАНЬЕВ Б.Г. и др. Осязание в процессах труда и познания. —М., 1959. 6. АНОХИН П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. 7. АРТЕМОВ В.А. Восприятие и понимание идиом //Уч.записки IМГПИИЯ, Т. XVIII, 1960. 8. АРТЕМОВ В.А. Тон и интонация. Доклад на 4-м Международн.конгрессе по фонетическим знаниям. 4/9. 1961. Хельсинки. — М., 1961.-С. 1. 9. Артериальная гипертония и профилактика инсульта: Пособие для врачей /Под руководством Арабидзе Г.Г., Верещагина Н.В., Сус-линой З.А. — М., 1999. 10. АСМОЛОВ А.Г. Мир А.Р. Лурия и культурно-историческая психология //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. — М.: 11.Ассоциативные системы мозга /Под ред. А.С. Батуева. — Л.: 12.Афазия и восстановительное обучение. Тексты /Под ред. Л.С. 13.АХУТИНА Т.В. и др. Семантический синтаксис и ориентация на 14.АХУТИНА Т.В. Порождение речи (нейропсихологический анализ 15.АХУТИНА Т.В. Проблемы строения индивидуального лексикона 16.АХУТИНА Т.В. Методы нейропсихологического обследования 17.АХУТИНА Т.В. Нейролингвистика нормы //I Международная 18.АХУТИНА Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий 19.АХУТИНА Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и 20.АХУТИНА Т.В., ИГНАТЬЕВА С.Ю., МАКСИМЕНКО М.Ю., 21.БАБЕНКОВА СВ. Клинические синдромы поражения правого 22.БАДАЛЯН Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1975, 1998. 23.БАЛОНОВ Л.Я., ДЕГЛИН В.Л., КАУФМАН Д.А. Функциональ 24.БАЛОНОВ Л.Я., ДЕГЛИН В.Л. Слух и речь доминантного и недо 25.БАРУ А.В. Функциональная специализация полушарий и опозна 26.БАРЫШНИКОВА К.К. О просодических единицах речи //Экспе 27. БАССИН Ф.В. У пределов распознаваемого: к проблеме предрече- 28. БАССИН Ф.В. Предисловие «О современном кризисе психоана 29. БАССИН Ф.В., БУРЛАКОВА М.К., ВОЛКОВ В.Н. Проблемы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |