Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭФФЕРЕНТНОЙ КИНЕТИЧЕСКОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ (ЭМА)
При обеих формах афазии, возникающих при поражении вторичных полей височной и теменной долей, задачей восстановительного обучения является не только преодоление их основной первично нарушенной предпосылки, восстановления фонематического слуха и преодоления апраксии артикуляционного аппарата, но и восстановление ситуативной, разговорной речи, чему содействовали возможности вторичных и третичных полей лобной доли, а также преодоление экспрессивного аграмматизма, нарушений письма, счета, ориентации в еографической карте и т.п., то есть преодоления характерной для АМА конструктивно-пространственной апраксии, в преодолении которой определенную роль играла сохранность не только обеих затылочных долей, но и обеих лобных долей мозга. Преодоление конструктивно-пространственной апраксии при АМА мы осуществляли, используя методику КООСА, составления орнаментов из четырех, девяти и двенадцати кубиков, окрашенных с четырех сторон в белый, красный, синий и желтый цвет и двух сторон в треугольники тех же цветов: белый—красный, синий—желтый. Цветовая гамма — функция затылочной доли правого полушария — стимулировала контроль за выполняемой деятельностью, рисование различных схем из небольших треугольников с добавлениями коротких прямых линий в трех-четырех плоскостях с предъявлением «поз» треугольника. Последняя группа занятий помогала преодолевать у некоторых больных зеркальное написание букв. Работа с географической картой и циферблатом различных часов также содействовала оживлению в детстве приобретенных навыков. Этим видом занятий с больными с АМА мы уделяли особое внимание и в работе с больными с ЭМА, у которых премотор-ная апраксия выражается в нарушении планирования линейно-пространственной деятельности. И если при конструктивно-пространственной апраксии у больных с АМА было затруднено нахождение «позы» пальцев (подобных дактилологическому алфавиту глухих), то больные с ЭМА легко имитируют позы пальцев, а в противоположность больным с АМА не могут «усвоить» программу движений кисти руки в разных вариациях на уровне стола или в воздухе (тест «кулак—ладонь-ребро» или «кулак—ладонь—кольцо» в разных вариациях), становится ясно, насколько для этой группы больных затруднен выбор вариаций программы действий не только на двигательном, но и на речевом уровне. Наша синтагматически организованная речь вариативна, а в основе ее лежит, как это ни удивительно, кинетика, движе- ние. Поэтому А.Р. Лурия метко назвал АМА «кинестетической», а ЭМА — «кинетической», а уже весь третий функциональный блок — блоком планирования, программирования и контроля за выполняемой деятельностью. Итак, основной задачей в преодолении эфферентной моторной афазии является восстановление кинетической, синтагматически организованной функции речи, нарушающейся при поражении задненижних отделов, вторичных полей лобной доли (поля 44, 45). «В движении мельник должен жить, в движении!» — поется в известной песне Шуберта. Движение! Что это такое? Это сама жизнь. А жизнь не стоит на месте. И неспроста. А.С. Пушкин завещает нам: «Восстань, пророк, и виждь и внемли. И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!» Глаголом. То есть речью. Мы много разглагольствуем. Наш старинный алфавит: аз, буки, веди, глагол и т.д. Глагол! Глагол не есть предикат. Понятие предиката значительно шире. Предикат это суть того, что следует высказать, что нередко рождается на уровне бессознательного, импульсивного, то, что входит в замысел (вникните в суть этого слова, то, что было, до мысли или за мыслью. Воистину, могуч и всесилен великий русский язык!). Предикат может быть выражен междометием, предлогом, вопросительным словом (догадкой где? когда? зачем?), но он всегда предполагает наличие действия и движения. И если в древнерусском языке глаголить понималось как говорить, то при ЭМА следует восстанавливать всю многосложную и многословную группу сказуемого, того, о чем следует говорить, сказать, рассказать и т.п. И всем известно то, чем отличается недействующий предмет (подлежащее) от действующего предмета, действие которого и определяется сказуемым или глаголом, категорией состояния (я устал, мне плохо, я хочу спать и т.п.) с обязательным употреблением всей гаммы изменения глагола или категории состояния как частей речи в виде Я БУДУ ГОВОРИТЬ,ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ Я ГОВОРЮ; ЧИТАЮ И ПИШУ XOPOШО' Рис. 23. Иллюстрация к одному из заданий по преодолению эфферентной моторной афазии на раннем этапе восстановления.
огромного числа местоимений, замещающих такую существенную часть речи, как существительное. При ЭМА нарушается прежде всего предикативная функция внутренней речи. Предикатом, как мы уже сказали, двигателем внутренней речи может быть любое слово, окрашенное той или иной интонацией. Вспомним замечательный пример Л.С. Выготского о «беседе» нескольких мужчин, возвращающихся с работы и эмоционально с разными интонация произносящих несколько повторяющихся слов и междометий. Итак, интонация, глагол и чтение. Вот что положено нами в основу тактики преодоления эфферентной моторной афазии, а точнее, в основу преодоления этой формы афазии на раннем этапе восстановления положена побудительная и интонационно окрашенная речь, требующая со стороны больного выполнения того или иного действия, движения, задания. И если подобные задания при акустико-гностической афазии интонационно-мелодически направлены на выбор предметной картинки, то при ЭМА — на выполнение действия и насыщение внутренней речи глагольной лексикой: покажи, возьми, поправь, пей, отпусти и т.п., то есть той лексикой, которая входит в ядро внутреннего лексикона еще не говорящего ребенка. Переключение с одного движения-действия преодолевает инертность больного и «приучает» его понимать флексии не только глаголов, но и существительных в косвенных падежах, то есть не только стимулирует у него употребление тех же инструкций, но и законов синтагматически организованной речи без намеков на возникновение аграмматизма типа «телеграфного стиля», который возникал в начале века (и был описан А. Пиком в 1914 г.) как следствие неправильной методики восстановления речи у наиболее часто встречающейся группы афазий — эфферентной моторной афазии. При этой форме афазии произносительная кинестетическая сторона речи, как правило, сохранна. Это выявляется при заданиях повторить слово и словосочетание, произнести тот или иной автоматизированный речевой ряд (функция правого полушария), не входящий в ситуативную речь в момент повторения, в некоторых случаях возможно и называние предметных рисунков и даже общение с окружающими при помощи так называемого «телеграфного стиля. Например: «суп!», «вода пол» («дай мне суп» или «на полу вода»), «ах, дверь, дверь, ну... звонок... звонок». Иными словами речь нетолько лексически бедная, но и мало информативная, при этой форме афазии, как правило, грубо нарушено письмо, поскольку даже написание отдельного слова построено по жестким синтагматическим законам. В древнерусском языке в письме очень часто опускали буквы, обозначающие гласные звуки, поскольку во внутренней речи слово звучит фрагментарно и основную смысловую нагрузку выполняют согласные звуки и ударный слог слова. Кроме того, предикат, как правило, в устной речи восполняется интонационными средствами, в том числе логическим ударением. В связи со всем вышесказанным на раннем этапе восстановления мы особое место в тактике восстановительного обучения уделяем роли логического ударения на том или ином слове, так как логическое ударение предикативно, при составлении фразы по картинке на поздних этапах восстановления, когда больной в процессе высказывания переносит свой «предикат» с одного слова на другое: «Дай мне яблоко! Дай мне яблоко! Возьми себе яблоко. Я не хочу есть яблоко. Дай, мне, пожалуйста, платок, так как у меня течет нос! Неужели ты этого не понимаешь?» Логическое ударение в этих фразах может переноситься с одного слова на другое, вызывая у больного смех или другую положительную реакцию. Безусловно, в этой игре интонаций ведущую роль в начале занятий играет логопед, который использует главного помощника в процессе восстановления: чтение написанных в тетради больного шутливых текстов. Больному должна быть интересна такая работа. Итак: 1) скользящее логическое ударение, 2) третичные поля лобной доли — планирование, 3) интонации и эмоции — височная доля правого полушария, 4) глубинные отделы мозга, и 5) опять-таки чтение — изумительная затылочная доля, 6) и еще один элемент: удовольствие, получаемое больным в процессе такого занятия. А далее, чтение, как и письмо (в том числе зрительные диктанты, которые играют особую роль в контроле за выполняемым заданием). Чтение и письмо (зрительные диктанты) как синтагматически организованные операции оказывают исключительное воздействие на восстановление нарушенной синтагматически организованной устной речи. Однако добавим, что при этой форме афазии нельзя стимулировать у больного возможность повторения ради повторения, называния ради называния, пения ради пения — все эти неречевые репродуктивные операции приводят к блокированию восстановления ситуативной разговорной речи. Именно к этой форме афазии можно привести поговорку «что посеешь, то и пожнешь». В данном случае уместно вспомнить монографию Г.И. Полякова «Проблема происхождения рефлекторных механизмов мозга» (1964). «Посеешь» глагол в активной форме, у больного восстановится ситуативная, активная побудительная речь. И начнется восстановление речи у этих больных со слов: возьми, положи, поправь, дай, вытри рот найди платок, где лежит вилка и т.п. На резидуальном этапе работы, спустя 3—4 месяца после острого периода инсульта, предлагаются другие приемы работы, а именно: мы уделяем очень большое значение восстановлению уверенности больного в улучшении своих речевых возможностей при помощи аутогенной тренировки с опорой на чтение фраз, планирующих и подчеркивающих этапы восстановления речи. Напомним, что малыми синтагматически организованными формами являются краткие фразеологические стереотипы, которые можно использовать на резидуальном этапе восстановления. Приведем несколько заданий этого типа. Задание № 9. (Больному можно подсказывать первый слог искомого глагола.) Задание рассчитано на 3 занятия. Попросите больного закончить пословицы: Мал золотник, да. (дорог); не имей сто рублей, а имей сто (друзей); что посеешь, то и................. (пожнешь); тише едешь — дальше (будешь); на воре шапка....................................... (горит); не все то золото, что (блестит); сытый голодного не....................................... (разумеет); у сильного всегда бессильный (виноват); не плюй в колодец, пригодится водицы (напиться); не в свои сани не (садись); за двумя зайцами погонишься, ни одного не (поймаешь). На следующем этапе преодоления речевых трудностей ведется усиленная стимуляция ситуативной речи с опорой на вопросы и соответствующие ответы. Приведем примеры. При ответах на вопросы больной может пользоваться схемами предложения. Используются элементарные схемы предложений по методике преподавания русского языка в начальных классах средней школы. Задание № 14. Задание рассчитано на длительное время. Попросите больного ответить на вопросы (при затруднении найти нужное слово подскажите ему его первый слог), запишите его ответы в тетради больного для их чтения. Как ты спал? Что у тебя болит? Что тебе надо? Ты хочешь есть? Что ты будешь пить? Где лежат твои лекарства? Ты их пил? Какое лекарство тебе сейчас дать? Ты хочешь спать? Хочешь ли ты послушать радио или посмотреть телевизор? Который час? Во сколько тебя разбудить? Что приготовить на обед? Что надо спросить у врача? Какие слова ты скажешь врачу? (Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Мне уже лучше. Можно ли мне ходить? Я хочу смотреть телевизор. Что мне можно делать и что нельзя? Спасибо. До свидания.) Задание № 15. Помогите больному ответить на вопросы: Любите ли вы читать? Кто ваш любимый писатель? Еще каких писателей вы любите? Какая ваша любимая книга? Что вы сейчас читаете? (Ответы следует дать больному для чтения.) Задание № 16. Помогите больному ответить на вопросы: Что нужно для письма? Что пишут на конверте? Какие бывают письма? Как отправляют заказное письмо? Что вьщают на почте, когда принимают заказное письмо? Слова для справок: квитанция, конверт, марки, адрес. Для преодоления флективно-предложного аграмматизма у больных с ЭМА им предлагается заполнять пропущенные предлоги и флексии в упражнениях со словами «для справок» и без них. Но желательно, чтобы задания были для больного не только доступны, но и интересны. Больному предлагается пользоваться схемой предлогов, которую логопед может нарисовать в тетради больного, и вопросы, с которыми можно использовать эти предлоги. Например: когда? — после, до, с, в, через; куда? — на, в, к, до; откуда? — от, с; из; где? — на, под, над, у, около, перед, мимо, по, за (с рисунками, соответствующими этим предлогам). Задание № 37. Вставьте пропущенные предлоги. Здесь...................................... больнице я познакомилась очень интересными людьми. Как правило, это влюбленные свою работу люди. Например, Вера Николаевна была балериной. Она рас- Приведем примеры текстов для чтения и пересказа по вопросам. Цель ваших занятий с больным — научить его не спеша отвечать на вопросы. Задание. Сначала прочтите больному текст. Уточните, все ли слова ему понятны, затем прочтите текст вместе с больным, шепотом сопровождая его чтение. После этого прочтите текст с больным еще 1 —2 раза, а затем перейдите к ответам на вопросы, которые вы зададите больному. Помогайте больному ответить на ваши вопросы. Запишите в тетради его ответы и попросите его прочитать их. Поощряйте больного репликами: «Хорошо!» Задание. Прочтите с больным текст. Помогите ему пересказать его. Что я умею делать Я уже пишу. Я уже читаю книгу. Я уже говорю по телефону. Я могу побриться. Я подогреваю себе обед. Я вымыл посуду. Я ходил в магазин. Я съел бутерброд. Я долго и хорошо говорил. Особое значение в преодолении ЭМА мы придаем зрительным диктантам, совмещающим в себе чтение вслух (или про себя), письмо и контроль за выполнением задания, безусловно, и опору на проговаривания списываемого текста. Первоначально желательно давать больным небольшие темы, знакомые с детства и насыщенные глагольной лексикой. Приведем примеры. Тексты предварительно логопед пишет крупным шрифтом на отдельных карточках. Тексты для зрительных и слуховых диктантов для больных с речевым расстройством средней и легкой степени тяжести ЭМА. Задание № 1. Прочитайте вместе с больным текст, дайте ему его списать. Попросите написать его по памяти, подглядывая в текст и исправляя его. Продиктуйте больному текст. В лесу родилась елочка. В лесу она росла. Зимой и летом стройная, зеленая была. Задание № 2. То же. Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Задание № 3. Диктант. Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Говорят, что в это время мая цветет черемуха и сирень. Сегодня я не ходил гулять. Однако в клинике сосудистых заболеваний головного мозга нередко встречаются очень тяжелые варианты комплексной моторной афазии (КМА), при преодолении которых так или иначе следует работать по улучшению функций «нижнего» уровня речевых функций, а именно преодолевать апраксию артикуляционного аппарата или следов ЭМА с постоянным акцентом на восстановление нарушенного синтагматического, более высокого уровня речи, предикативности речи как центрального звена речевого общения при преимущественной ап-раксии артикуляционного аппарата. Для этого варианта моторной афазии в разработанном нами пособии (1997, 2000) приведено большое число заданий, одно из которых мы разрешаем себе привести, причем подчеркнем, что при этом варианте моторной афазии грубейшим образом страдают чтение и особенно письмо. Для больных составляются азбуки из названий городов, имен близких им людей (Алеша, Боря, Витя и т.п.), необходимо работать с разрезной азбукой при составлении слов, отличающихся одним звуком (дом-дым, бок-бак и т.п., полка, палка, пилка). Особое внимание уделяется восстановлению «чувства» различия и наличия в слове гласных звуков. Поскольку внутренняя речь редуцирована, «слово» звучит неполно именно вследствие редукции гласных звуков и одного из согласных в слогах с их стечением и т.д. Для составления фразы при этой форме афазии рационально подбирать серии слов различных грамматических категорий, включающих в себя закрепляемый звук, например: на звук «с» для чтения, зрительного диктанта и составления фразы предлагаются слоги: са-ас, со-ос и т.д., затем слова со-ва, сом, сыр и т.д.; глаголы: светит, свистит, сгорел, сдам, слышит и т.д.; прилагательные: свободный, свободное время, серьезный человек, сильный характер и т.д. Особое внимание уделяется слоговой структуре слова типа заданий на отбивание числа слогов в слове, месту нахождения в нем отрабатываемого звука: сад, сосна, доска, соус и т.п., преодолению трудностей произношения слогов и слов со стечением согласных: слон, спички и т.п. И так со всеми звуками от А до Я. На преодоление речевых расстройств (вторично нарушенного фонематического слуха у этих больных, нарушений звуко-буквенного анализа состава слова, восстановления диалогической и монологической речи по различным темам, сюжетным рисункам с обязательной опорой на чтение и зрительные диктанты) при усердной помощи родственников больного уходит минимум два года систематических занятий. Завершая раздел о тактике преодоления афазий, возникающих при поражении вторичных полей (зон) второго и третьего функциональных блоков, необходимо еще напомнить, что: 1) родственники больных нуждаются в объяснении им первично нарушенной предпосылки речевого нарушения именно у их больного, объяснении роли сохранных отделов мозга в процессе восстановления. Это обстоятельство существенно в том отношении, что без активной помощи близких больному лиц преодоление эфферентной моторной афазии обречено на неудачу (за редким случаем, если очень высок преморбидный уровень больного, обладающего сильной волей и жаждой полного преодоления речевого дефекта, что наблюдается преимущественно у левшей); 2) левшество содействует восстановлению ВПФ, оно связано лишь с вторичными полями второго и третьего функциональных блоков левого полушария и значительно отличается по степени тяжести нарушения ВПФ у правшей за счет прежде всего более сохранного у них непроизвольного понимания речи и непроизвольной спонтанной ситуативной речи. Именно в связи с этим следует тщательно выяснить признаки левшества у больного, объясняя родственникам больного роль левшества в процессе восстановления, логопеду рекомендуем тестировать больного на наличие ведущих глаза, уха и рук больного. Тестирование у больного ведущего уха затруднено вследствие отсутствия, как правило, специальной аппаратуры на «дихотическое прослушивание». Определить наличие ведущего уха, по данным зарубежных авторов, возможно при помощи КТ головного мозга, которое может выявить величину (длину височной площадки) правой или левой височных долей. В связи с этим, по нашим наблюдениям, реже всего наблюдается как у больных, так и у здоровых лиц ведущий левый глаз, явный признак скрытого или явного левшества у больного. При тестировании ведущей руки больного (даже при наличии гемипареза) может выявиться несовпадение тестов на переплетение пальцев рук и «позы Наполеона» (скрещивание рук на груди). Это наблюдение может подсказать, какая доля мозга больного является ведущей. Переплетение пальцев рук указывает на наличие ведущей теменной доли, а «поза Наполеона» — на ведущую левую или правую лобную доли. Наличие левшества у больного подсказывает логопеду возможность значительного восстановления нарушенных у пациента ВПФ. Так, при наличии левшества у больного относительно быстро восстанавливается или вообще не нарушается ситуативная, клишеобразная речь (в виде отсутствия жаргонофазии как при сенсорной акустико-гностической афазии, так и при АМА и ЭМА). При комплексной моторной афазии (КМА) наличие левшества у больного может менее грубо сказываться в проявлении у одних больных апраксии артикуляционного аппарата, а у других степени персевераторности отдельных слов и пауз в процессе составления фразы как при работе по сюжетной картинке, так и ответах на вопросы. Именно эти особенности речи больного подсказывают логопеду план тактики восстановительного обучения при КМА. Наличие левшества у больных с акустико-амнестической и амнестико-семантической афазией не играет в процессе их преодоления решающей роли, так как третичные поля этих долей «связаны» не столько с анализаторными системами, сколько с активностью и «бодрствованием» глубинных отделов мозга, то есть с первым функциональным блоком. Однако наличие левшества явно сказывается на функциях третичных полей третьего функционального блока, при поражении которого, по нашим наблюдениям, не возникает динамическая афазия, вероятно, в силу взаимозаменяемости при нарушении левой лобной доли на «помощь» «спешит» правая лобная доля (М.К. Бурлакова, 1997а). И еще раз подчеркнем то, что спонтанное восстановление ВПФ наблюдается лишь у абсолютных левшей в течение одной-двух недель после инсульта, а при абсолютном правшестве никогда ни при одной из форм афазии не наблюдается спонтанное восстановление нарушенных ВПФ, которые возможно преодолеть лишь при активной, длительной помощи логопеда, высокого преморбидного уровня больного, его эмоционально-волевых качеств и активности близких больному лиц. Отметим, что в последние годы выявлению левшества у здоровых лиц содействует наблюдение за стороной волосяного пробора на голове, «вихря» волос слева. Больной П., 52 года, правша, высококвалифицированный греческий рабочий, полиглот, эмигрировавший в 1932 г. с родителями из Советского Союза в Грецию, владеющий русским языком как родным. Поступил в НИИ неврологии АМН СССР для восстановления речи спустя 6 месяцев после инсульта в ноябре 1966 г. Клинический диагноз: общий и церебральный атеросклероз. Кардиосклероз. Остаточные явления после нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии. Легкий правосторонний гемипарез. Моторная афазия. Речевой статус: больной полностью ориентирован в месте и времени. Активен. Специально приехал из Греции для восстановления речевых функций. Контактен. По его словам, счастлив, что приехал «на родина». Понимание русской речи полное. Наблюдается выраженный импрессивный аграмматизм предложно-флективного характера, характерный для эфферентной моторной афазии. При выполнении инструкции больной как бы игнорирует предлоги и окончания существительных. Выполняет многозвеньевые инструкции. Фонематический слух сохранен. При проверке слухоречевой памяти выявляются перестановки предъявляемых для запоминания 3—4 слов. Повторение слов свободное, без артикулярных трудностей и дизартрии. Возможно называние практически всех бытовых предметов и предметных картинок разных категорий (транспорт, овощи, посуда, одежда, обувь и т.п.). Речевой дефект сосредоточен в одном звене — в нарушении ситуативной речи, а также повествовательной при рассказе по сюжетной картинке, пересказе прочитанного. Наблюдается четко выраженный аграмматизм типа «телеграфного стиля», то есть употребление только существительных в именительном падеже, богато интонируемых и сопровождаемых восклицательными клишеобразными междометиями: «Ах!», «Ну вот!», «И ах!», «Ну и все!», «Вот так». Например: «Ну, вот... мальчик.,, и вот лужа и вот дождь. Осень. Листья нет... И вот мужчина плащ и женщина зонтик. И вот... Ах! Лужа! Мальчик лужа и палка. Хорошо мальчик... И вот холод. И мальчик дома. Пол лужа... Бабушка метла и вот руки голова... Ах! Ах! Бабушка мальчик постель и вот врач и вот... это тумбочка? Тумбочка и микстура. Горло ангина. И вот опять мальчик двор. Осень. Дождь нет... Мальчик, пальто, кепка, калоши. Вот хорошо! Гулять. Я хочу гулять». Последняя фраза была выучена больным на логопедических занятиях. Запись отдельных букв сохранна. Письменная речь состоит из отдельных существительных, при помощи которых он составляет списки-заказы, по которым медицинский персонал покупает ему конфеты, печенье и т.п. Больной не испытывает необходимости общаться при помощи письма, поскольку свободно называет предметы, о которых хочет что-то сообщить. При диктовке слов, не входящих в ситуативную речь, больной испытывает трудности в написании даже таких слов, как «перо», «песок», «берег», «окно», «комната», «сестра» и т.п., допуская в них пропуски гласных, перестановки согласных, пропуски согласных в слогах со стечением согласных. При записи простейших фраз под диктовку он «перешифровывает» в «телеграфный стиль» (Вася удит рыбу — «Вася... рыбка», на заборе сидит ворона — «забор ворона», дети были в саду — «дети сад» и т.п.). Очень редко в устной речи и при записи фраз под диктовку больной употребляет глаголы, например: «Я гулять двор», «Я пить вода». При хорошем повторении изолированных глаголов (с переводом в инфинитив) больной испытывал чрезвычайные трудности в написании их (идут — «ит», гуляют — «гать», спит — «стип», смотрит — «смрть»), абсолютно игнорируя гласные буквы, независимо от того, стоят ли они под ударением. Хорошо пишет под диктовку лишь те слова, которые он научился писать в Греции перед поездкой в Москву. Дома заучивал названия предметов обихода, причем у него имелся словарик заученных слов, а на всех предметах в доме были прикреплены ярлычки с их названиями. Таким образом, в формировании у больного «телеграфного стиля» был «виновен» метод восстановления речевых функций, избранный местным логопедом, исправляющим произношение у детей. Чтение «про себя» относительно сохранно с явными нарушениями понимания предлогов и окончаний существительных. Счет (сложение и вычитание) сохранен. Умножение возможно только с опорой на таблицу умножения. Выраженная премоторная апраксия. Конструктивно-пространственный праксис сохранен. Заключение: эфферентная моторная афазия типа «телеграфного стиля», аграфия средней степени тяжести, выраженная премоторная апраксия. Больной находился в НИИ неврологии 6 месяцев, не хотел уезжать из Советского Союза. В течение всех 6 месяцев велась последовательная, непрерывная работа по преодолению «телеграфного стиля». Однако «телеграфный стиль» остался непреодоленным, больной мог читать фразы, не переводя их в «телеграфный стиль», но стойко продолжал общаться по привычному для него речевому шаблону. Наши наблюдения за восстановлением речи у 15 из подобных больных показали, что «телеграфный стиль» непреодолим, не только потому, что он позволяет больному общаться с окружающими, но и поскольку преодоление эфферентной моторной афазии возможно лишь по «закону» — «что посеешь, то и пожнешь». Посеешь повторение, больной будет только повторять; посеешь пение, больной будет только петь; посеешь называние, больной будет только называть; посеешь побудительную и ситуативную (предикативную) речь, опирающуюся на чтение и письмо, — у больного постепенно восстановится речь настолько, что больной вернется к работе. Больная С, 63 года, переводчица, левша. Поступила в НИИ неврологии АМН СССР в июне 1983 г. Клинический диагноз: остаточные явления нарушения мозгового кровообращения в бассейне правой средней мозговой артерии. Гипертоническая болезнь III стадии, атеро- и кардиосклероз. Ишемическая болезнь сердца. Грубый левосторонний гемипарез. Моторная афазия. Больная активна, контактна, ориентирована в месте и времени. Очень словоохотлива, сообщает о себе множество несущественных для обследующего фактов. Все двигательные операции, кроме письма, выполняет левой рукой «всю жизнь» (по ее словам). Многоречива, как «правополушарная» правша. Понимание речи сохранно. Фонематический слух и слухоречевая память сохранны. Импрессивного аг-рамматизма нет. До болезни больная свободно говорила на английском языке. По ее мнению, она всю жизнь говорила необычайно быстро. В настоящее время речь плавная, без аграмматизма, не очень быстрая. В первые часы после инсульта речь полностью отсутствовала («оставались только бранные слова, а раньше этого не было») В настоящее время в устной речи отмечаются только запинки типа легкого заикания. Больная не может регулировать громкость голоса. Грубо нарушены интонирование и мелодическое оформление читаемого текста: читает громко, но без «выражения» и интонаций. При письме сложных слов отмечаются пропуски и вставление букв, замена букв по способу артикуляции (например, «б» или «д» вместо «г»). Знание английского языка сохранилось: при предъявлении картинок свободно строит фразы. Выражена премоторная апраксия. Счет, конструктивный праксис сохранны. Заключение: остаточные явления эфферентной моторной афазии в виде заикания, легкая аграфия. Выраженная премоторная апраксия. Хороший темп восстановления речи можно объяснить левшеством. Приведем примеры речи больной. Ей задают вопрос: «Какое сегодня число?» — «Понятия не имею. Завтра тридцатое, а сегодня тридцатое или тридцать первое». — «На что сейчас жалуетесь?» — «Речь у меня бывает... Иногда я очень хорошо говорю, а иногда с запинками». — «Вы левша?» — «Откуда вы знаете, что я левша? Отгадали? Я всю жизнь левой рукой делала и сейчас (у больной грубый левосторонний гемипарез. — М. Ш.-Т.). Я все умею делать левой рукой, только пишу правой, а когда-то я чертила и левой, и правой. А писать меня приучили правой рукой, поэтому правой пишу. Только почерк изменился и ошибки... и то, и другое». Речь без артикуляторных трудностей и редких литеральных парафазии, которые выявляются при назывании (клей — «крей, нет клей в бутылке», петля — «бетля, нет, тут у меня нет никаких сдвигов, ну, не бетля, а петля. Почему я сказала бетля?» При чтении стихотворения возникают «наплывы» одной артикуляции на другую, то есть псевдодизартрические трудности. При счете от 20 к единице персеверации: 10, 9, 7, 7, нет 8, 6, 5... 4, 4, 2,2, 1. При письме: комната — «комкната», путешествие — «путешестие», окончилось — «оконкчилось», благополучно — «балабопучо». Больной X., 55 лет, художник, левша. Поступил в НИИ неврологии АМН СССР в марте 1987 г. Клинический диагноз: остаточные явления нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии. Гипертоническая болезнь III стадии. Атеросклероз сосудов головного мозга. Кардиосклероз. Моторная афазия. Спастический правосторонний гемипарез. На серии компьютерных томограмм слева в проекции базальных отделов височной доли, островка, подкорковых образований, внутренней капсулы центральных извилин, височной доли, нижнетеменной дольки, задних отделов лобной доли определяется очаг пониженной плотности. Заключение: выявленные нарушения могут соответствовать постинсультным изменениям. Речевой статус: больной — левша. Свободно рисует левой рукой (до болезни делал это правой). Свободно списывает левой рукой слова и цифры. Ведущий глаз левый. Больной ориентирован в месте и времени. Контактен. Временами слабодушен. Понимание обиходной речи, фонематический слух, слу-хоречевая память сохранны. Удерживает в памяти 3—4 из 5—6 слов (путем нахождения серии слов из большого числа картинок). Выражен импрессивный аграмматизм. При показе частей лица на себе отмечаются персевераторные движения руки без отчуждения смысла слова. Собственная речь бедная, нечеткая, в основном односложная, иногда переходящая в «дизартрическое» бормотание. Называние и повторение доступны. При возбуждении речевая продукция увеличивается, однако понять больного удается не всегда из-за крайне бедного словаря и персевераций одного и того же слова. Наиболее грубо нарушены письмо и счет. При записи слов из 3—5 букв возникают персеверации букв из предыдущих слов, например: комната — «до» (дом), окно — «кт», «окт», «окд», рука — «кут». Счет нарушен даже в пределах первого десятка. При высокой сохранности рисунка больной не может верно расположить цифры на циферблате часов, так как игнорирует понятие числа. Отмечается грубая премоторная апраксия. Для личности больного характерна прочно сохраняющаяся особенность: он не обращает внимания на трудности при письме, речи и счете, поскольку главное для него то, что он может рисовать левой рукой. Игнорирование речевых нарушений по типу анозогнозии препятствует их преодолению. Заключение: эфферентная моторная афазия средней тяжести у левши. Грубейшие аграфия и акалькулия. Игнорирование своего речевого дефекта. Больной Ш., 36 лет, кандидат технических наук, левша, поступил в НИИ неврологии АМН СССР в сентябре 1988 г. Клинический диагноз: коагулопатия. Гиперкоагулопатический синдром. Повторные нарушения мозгового кровообращения в левом полушарии головного мозга с развитием инфарктов. Повторные преходящие нарушения мозгового кровообращения в стволе мозга. Артериальная гипертония. Легкий правосторонний гемипарез. Моторная афазия. Левша. КТ: очаг пониженной плотности слева в проекции верхней трети центральных извилин, в задних медиальных отделах затылочной доли. Расширение субарахноидального пространства одной трети левого бокового желудочка. Речевой статус: больной полностью ориентирован в месте и времени. Испытывает тяжелые переживания в связи с заболеванием. Понимание речи полное. Фонематический слух сохранен. Слухоречевая память без изменений. Импрессивного аграмматизма нет. Больной начал читать и писать в 5 лет. В 6 лет пошел к школу, свободно излагая свои мысли печатными буквами. Отец и брат больного — левши. У матери ведущий левый глаз. Устная речь в момент поступления больного (спустя полгода после последнего инсульта) лексически бедная, замедленная, с длительными паузами между словами и дроблением слова на слоги. В речи много литеральных парафазии, артикуляторных поисков нужного звука из-за выраженной апраксии артикуляционного аппарата. Больной смешивает звуки по признакам звонкости—глухости и выбору места артикуляции (б-д-г, т-п и т.д), нередко при произнесении слов пропускает слоги, что осложняет понимание того, что он хочет сказать. В связи с этим он напряженно следит за своей речью, стараясь не пропускать слоги и звуки. При письме отдельных слов отмечается множество ошибок: литеральные парафазии, пропуски согласных и гласных. Чтение вслух по слогам с обильными литеральными парафазиями и поисками соответствующих артикулем. Элементарный счет относительно сохранен. Выражена премоторная и конструктивно-пространственная апраксия. Заключение: комплексная афферентно-эфферентная моторная афазия. Аграфия. Премоторная и конструктивно-пространственная апраксия. Левша. Больной тяжело переживал свой речевой дефект, временами был угнетен, не верил в возможность выздоровления. Занятия с логопедом проводились 2 раза в день, так как больной быстро утомлялся. В результате длительных занятий в стационаре, а затем в амбулаторных условиях были изжиты артикуляторные трудности, преодолена апраксия артикуляционного аппарата и весьма выраженная аграфия. Уже через 3 месяца после начала занятий можно было говорить, что комплексная моторная афазия сменилась эфферентной моторной афазией средней тяжести, а позже и легкой. Если через 3 месяца после последнего инсульта больной начал писать тексты по рисункам X. Бидструпа с 30—50 ошибками и их исправлениями на странице, то через год после начала занятий оставалось по 5—6 исправлений на странице текста; 1—2 ошибки больной не замечал. Основной задачей восстановительного обучения после преодоления грубой дисграфии было преодоление дограмматического письма. Больной делал следующие ошибки: 1) написание безударных гласных: отпирает — «отпера-ет», копает — «капает», письмо — «песьмо», октябрята — «октебрята», убирает — «уберает», упражнение — «упрожнение»; 2) слитное написание частицы «не» с глаголами: «неспешите», «неуспевали»; 3) отдельное написание приставки глагола: «по ехать», «по спать», «по забыть»; 4) слитное написание предлога с существительным или местоимением: «нату беду», «походу дела», «вподъезде», «полестнице», «сними», «комне»; 5) написание мягкого знака перед шипящими звуками в середине слова: «женьщина», «девочька», «сестричька»; 4) неправильное написание гласных после шипящих согласных: «на-шолся», «тучя», «чяйка», «пришол», «жыли-были», «жывопись» и т.п. Текст больного: «Матор роботал как часы. Мы неуспевали по поднять бензобак читыре раз в день. Мы ели и пили, восемь часов спали. Все время свадобное от важдения мы проводили в по чинке машины. За три дня мы прошли три тысячи (кило) метров». Со временем дограмматическое письмо убывало, однако и через год именно эти, уже редкие ошибки и незначительные трудности в речи (замедленность, паузы, переход на послоговое произнесение труднопроизносимых, многосложных слов) не позволили больному приступить к работе. Только через 2 года он вернулся к работе на полставки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |