Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ АФАЗИИ
Ю.Я. Варакин, М.Р. Лубенская в своей работе «Клиника и динамика сенсомоторнои афазии при сосудистой патологии головного мозга» (1985) пишут, что помимо так называемых чистых форм афазии отмечается большое число смешанных и комплексных речевых расстройств. Наиболее тяжелыми являются тотальная и сенсомоторная афазии, которые феноменологически близки и различаются лишь выраженностью речевых нарушений. При тотальной афазии обычно отсутствуют все виды речевой деятельности, при сенсомоторнои — одни могут страдать в большей, другие — в меньшей степени. Грубая сенсомоторная афазия по своим проявлениям близка к тотальной, и их границы не являются строго очерченными. В отечественной литературе используются термины «тотальная афазия» и «сенсомоторная афазия». Зарубежные авторы обычно говорят о глобальной афазии, объединяя эти расстройства речи. Некоторыми исследователями ставится вопрос о том, является ли глобальная афазия простой суммой афазий Брока и Вернике (по терминологии зарубежных авторов), и подчеркивается то обстоятельство, что ее возникновение связано с грубейшим дефектом специфических языковых символических процессов (подчеркнуто нами. — М. Ш.-Т.). Под наблюдением Ю.Я. Варакина и М.Р. Лубенской находились 37 больных в возрасте от 40 до 60 лет с сенсомоторнои афазией. В первые дни и недели после инсульта у 25 из них афазия была тотальная, у остальных — грубая сенсомоторная, приближающаяся по тяжести к тотальной. 27 больных перенесли ишемический инсульт, 10 — геморрагический. Основным заболеванием, приведшим к инсульту, были гипертоническая болезнь, атеросклероз или их сочетание. Длительность наблюдения за больными составляла 1—5 лет (чаще 1,5—2 года). За 20 больными наблюдение было начато уже в первые дни или недели после инсульта, за остальными — лишь спустя несколько месяцев. У всех больных, кроме клинического, проводилось детальное стандартизированное неиропсихологическое исследование речевых функций в динамике с количественной оценкой состояния различных сторон речевой деятельности и речи в целом по пятибалльной системе. Больные повторно получали лечение в восстановительном отделении института при обязательном участии логопеда. У всех 37 больных проведена компьютерная томография мозга, позволившая уточнить размеры и локализацию очага поражения. У 13 больных с ишемическим инсультом были проведены ангиография, или ультразвуковая доплеография, а также исследование регионального мозгового кровотока. У большинства больных в остром периоде инсульта отмечалась правосторонняя гемиплегия и гемигипестезия. В рези-дуальном периоде у многих больных оставался правосторонний гемипарез разной степени выраженности. Вместе с тем у 6 больных через несколько месяцев после инсульта двигательные нарушения регрессировали или были умеренными при сохранении выраженной афазии. Речевые нарушения и их динамика у больных были неоднородными. Авторами было выделено два варианта сенсомотор-ной афазии. Первый вариант (сочетание симптомов моторной и сенсорной афазий разной степени выраженности) отмечался у 25 больных. В раннем периоде заболевания у них определялась тотальная афазия — полностью отсутствовала или была минимальной собственная речь; как правило, оказывались недоступными функции повторения и называния, а также чтение и письмо. Больные не понимали речи окружающих и общались только с помощью интонаций, жестов и мимики. В дальнейшем, как правило, начинали уменьшаться сенсорные речевые нарушения, и через несколько недель (или месяцев) на первый план выступал моторный речевой дефект, во многих случаях в виде комплексной моторной афазии. К этому времени больные обычно достаточно хорошо понимали обиходную речь, однако при нейропсихологическом исследовании выяснялось, что восприятие речи у них неполное, фрагментарное и опирается в первую очередь на знание ситуации и контекстную догадку. У 12 больных со вторым вариантом сенсомоторной афазии также наблюдались тяжелые нарушения речи, отличавшиеся своеобразием, что позволило выделить отдельный синдром сенсомоторной афазии, при котором нельзя было говорить о простом сочетании моторной и сенсорной афазий. Больные включались в речевое общение, что-то произносили, повторяли, называли. Но то, что они «говорили», в наиболее тяжелых случаях нельзя было назвать речью. Это была неразборчивая, непонятная окружающим звуковая продукция, характеризующаяся бедностью и стереотипностью звуковых проявлений, наличием персевераций. Речь этих больных значительно отличалась от речи больных с тяжелой моторной и выраженной сенсорной афазиями. Как правило, было грубо нарушено понимание обращенной к больным речи. К сожалению, в работе Ю.Я. Варакина (невропатолога) и М.Р. Лубенской (логопеда) не была приведена очень интересная и явно продуктивная методика преодоления речевых расстройств (понимания речи и экспрессивной стороны речи по типу эфферентной моторной афазии), которую мы неоднократно наблюдали, присутствуя на занятиях М.Р. Лубенской. Приемы работы с этими больными во многом были заимствованы из метода обыгрывания смысла или значения слова, предложенного В.М. Коганом (1963). Занятие строилось в виде обыгрывания значения слов с опорой на предметную картинку с описанием логопедом всех функций и качеств предмета, его «биографии». Затем больному предлагалось найти предмет среди серии уже «проработанных» слов-понятий и стимулировалось его называние через жесткий фразеологический контекст, например «Морковь растет на огороде, сладким корешком вниз, в землю, с зеленым, веселым, красивым хвостиком листьев наверху. Листики морковки не съедобны, а морковку мы кладем в суп, в салат, трем на терке для супа. Дети любят грызть сладкую сочную ... морковку». Точно так же «обыгрывались» глаголы — действия с предметами: «Как едят дети морковку? Они ее гры (зут). Повторите все слово «грызут» и т.п. Вся работа с больным велась М.Р. Лу-бенской с опорой не только на рисунки и восприятие речи на слух, но и при помощи выразительных жестов и мимики. Этот вариант семантической афазии, возникающий на стыке нижнезаднелобных и передневисочных отделов левого полушария, по нашему мнению, является результатом поражения зоны «перекрытия» лобной и височной долей мозга (рис. 6, 8, по Г.И. Полякову) — повторяю, зоны перекрытия первичных полей лобной и височной долей мозга ребенка 12—16-месячного возраста, начинающего улавливать семантику, значение слова на стадии «указательного жеста» в дословесном периоде развития ВПФ у младенца (Е.И. Исенина, 1986; Г.Л. Розен-гард-Пупко, 1963; М.К. Бурлакова, 2001 и др.). Можно ее назвать первичной семантической афазией. Она преодолевалась у взрослых больных путем вовлечения в процесс восстановления или «перестройки» не только вторичных, но и третичных полей теменно-височных и лобных долей коры головного мозга, что соответствует теории Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о влиянии высших уровней речи на преодоление низших, то есть третичных и вторичных полей на нарушенные первичные. Этот вариант комплексной, а точнее, самостоятельной сугубо семантической формы афазии выделен в особый вид нарушения ВПФ А.Р. Лурия в его последней монографии «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Феномен этой самой тяжелой комплексной, с нашей точки зрения, первичной семантической афазии с нарушением понимания семантических основ ядра лексикона можно объяснить, используя текст из основной работы А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека» (2000, стр. 95): «Прослеживая анатомические связи височной области, СМ. Блинков (1955) показал, что височная область имеет мощные ассоциативные связи с нижними отделами премоторной области (зоны Брока) и что эти связи заканчиваются именно в задней трети первой височной извилины». Подтверждение этих наблюдений СМ. Блинкова мы находим в работах Г.И. Полякова и СБ. Дзугаевой (рис. 6, 8, 11). В результате кропотливой работы с крайне тяжелыми и «бесперспективными» больными (М.Р. Лубенская любила работать с самыми «трудными» больными) логопед возвращал их к речи настолько, что они начинали не только понимать элементарную, обиходную речь, но и «строить» фразу по сюжетным рисункам. Воистину, артистический талант М.Р. Лубенской преодолевал то, что, казалось бы, преодолеть невозможно. Однако, как говорится, «и на старуху бывает проруха». М.Р. Лубенская и Ю.Я. Варакин, не учтя точку зрения А.Р. Лурия на то, что «проводниковая» афазия является вариантом афферентной моторной афазии (А.Р. Лурия, 1969, 1975, 2000), отнесли ее к сенсорной афазии и не сумели подобрать «ключи» к преодолению этой «парадоксальной», «псевдомоторной» афазии (М.С Лебединский, 1941; М.К. Бурлакова, 19976).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |