Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДКОРКОВОЙ ДИСФАЗИИ




 

При поражении подкорковых отделов мозга возникают своеобразные флуктуативные нарушения речи. Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание) суть «случайные отклонения на­блюдаемых физических величин от их средних значений. Флуктуация происходит у любых величин, зависящих от случайных факторов» (БСЭ, т. 27, с. 504). Флуктуации имеют мес­то во всех явлениях жизни, так, например, нарушения речи и сознания наблюдаются не только в остром периоде болезни при многих инфекционных заболеваниях, но и в состоянии нервного шока, растерянности, невнимательности. Невнима­тельность! Внимание! Погруженный в какой-либо вид инте­ресной для него деятельности, человек становится рассеян­ным. В норме внимание, сосредоточенность на восприятии смысла воспринимаемой на слух речи, замысла высказывания, «отбрасывает ненужные» элементы слышимого, но иногда тре­бует повторения и уточнения.

Основная функция первого функционального блока, блока тонуса и бодрствования, имеет обязательную колебательную функцию от бодрствования к покою в связи с тем или иным видом утомления или болезненного состояния. В связи с этим нарушения речевых функций, именуемых «подкорковой афа­зией», скорее всего следует называть флуктуативными, функ­циональными расстройствами речи, обусловленными тем, что связующие третичные поля коры головного мозга массивные восходящие и нисходящие проводящие пути в одних случаях, то есть при поражении коры головного мозга, являются истин­ными афазическими расстройствами, в других же — при пора­жении глубинных структур мозга, «белого вещества», высти­лающего своими проводящими путями все извилины коры головного мозга, различные ядра подкорковых отделов голов­ного мозга, речевые «дисфазические» расстройства являются вторичными как не обеспечивающие активность, бодрствование коры головного мозга. Взаимозамещающие функции ядер под­корковых отделов мозга и сохранность третичных полей коры головного мозга приводят к весьма быстрой редукции «под­корковых афазий», что не характерно ни для корковой дина­мической афазии, ни для амнестико-семантической и вариан­тов оптико- и акустико-мнестической афазий.

Существовавшее на протяжении более двух столетий пред­ставление о мозжечке как структуре мозга, контролирующей движения, в последние годы дополнилось новыми данными об участии его филогенетически наиболее молодой части — не-оцеребеллюма (серого вещества как коры) в реализации выс­ших психических функций (ВПФ). Спектр нарушений ВПФ при поражении мозжечка разнообразен и включает нарушение внимания в виде трудностей его переключения, нарушение ра­бочей (оперативной) памяти и обучения, нарушение планиро­вания и контроля деятельности, требующей выполнения зада­ний и действий в строгой последовательности, трудности зри­тельно-пространственного восприятия. Концепция о значении мозжечка в развитии когнитивных (познавательных) процес­сов, включая речевые нарушения, является новой и разрабаты­вается с начала 90-х гг. XX в. Ее основным положением, осно­ванным на анатомических, экспериментальных, клинических данных и методах функциональной нейровизуализации, явля­ется то, что мозжечок участвует в обработке информации, по­ступающей не только от двигательных зон коры головного мозга, но и от областей, связанных с когнитивными (то есть ВПФ), в том числе и речевыми, функциями. В целом концеп­ция может рассматриваться как частный пример сформулиро­ванного А.Р. Лурия еще в 70-е годы представления о трех функциональных блоках, обеспечивающих целостную деятель­ность головного мозга. Анатомической основой влияния моз­жечка на ВПФ являются его обширные связи с корой различ­ных отделов обоих полушарий мозга, в первую очередь с ассо­циативными полями лобных долей.

Описания расстройства ВПФ при инфарктах мозжечка единичны в отечественной и зарубежной литературе. Эти из­менения среди выборочных больных с различными по ло­кализации инфарктами в полушариях мозжечка обычно не­грубые и обнаруживаются только при неиропсихологическом осмотре, оставаясь вне внимания невропатологов. Они вклю­чают снижение рабочей памяти, внимания, трудности зритель­но-пространственного восприятия, приобретения новых зна­ний и навыков. Больными они определяются как забывчивость, рассеянность, утомляемость. Именно эти нарушения могут быть причиной нетрудоспособности больных, перене­сших нарушение кровообращения в мозжечке с полным после­дующим восстановлением двигательных и координаторных функций.

«При инфарктах мозжечка наблюдается хорошее и доста­точно быстрое восстановление ВПФ; особенности редукции дефектов чтения, письма и счета по мере улучшения состояния больных указывают на их обусловленность не первичным рас­стройством соответствующей функции, а нарушением интег-ративной деятельности мозга. Это особенно отчетливо прояв­лялось в нарушении целостности при восприятии и переработ­ке пространственно-временной информации. Имеет место выраженная фрагментарность в зрительной перцепции, в чте­нии, письме и счете» (А.А. Калашникова, А.С. Кадыков и др., 2000).

Второй причиной относительной редкости нарушений ВПФ при инфарктах мозжечка, вероятно, является то, что бас­сейн задней нижней артерии мозжечка обычно располагается в заднемедиальных, а не латеральных отделах полушарий, функ­ционально значимых для когнитивных функций. Преодоление подкорковых дисфазий не требует разработки специальных методик. Основой логопедического занятия с таким больным является частая смена заданий (от чтения к счету или к списыванию и т.п.), так как при выполнении како­го-либо одного задания больной быстро утомляется, уходит «в сторону» от задания и т.п.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВПФ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...