Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДКОРКОВОЙ ДИСФАЗИИ
При поражении подкорковых отделов мозга возникают своеобразные флуктуативные нарушения речи. Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание) суть «случайные отклонения наблюдаемых физических величин от их средних значений. Флуктуация происходит у любых величин, зависящих от случайных факторов» (БСЭ, т. 27, с. 504). Флуктуации имеют место во всех явлениях жизни, так, например, нарушения речи и сознания наблюдаются не только в остром периоде болезни при многих инфекционных заболеваниях, но и в состоянии нервного шока, растерянности, невнимательности. Невнимательность! Внимание! Погруженный в какой-либо вид интересной для него деятельности, человек становится рассеянным. В норме внимание, сосредоточенность на восприятии смысла воспринимаемой на слух речи, замысла высказывания, «отбрасывает ненужные» элементы слышимого, но иногда требует повторения и уточнения. Основная функция первого функционального блока, блока тонуса и бодрствования, имеет обязательную колебательную функцию от бодрствования к покою в связи с тем или иным видом утомления или болезненного состояния. В связи с этим нарушения речевых функций, именуемых «подкорковой афазией», скорее всего следует называть флуктуативными, функциональными расстройствами речи, обусловленными тем, что связующие третичные поля коры головного мозга массивные восходящие и нисходящие проводящие пути в одних случаях, то есть при поражении коры головного мозга, являются истинными афазическими расстройствами, в других же — при поражении глубинных структур мозга, «белого вещества», выстилающего своими проводящими путями все извилины коры головного мозга, различные ядра подкорковых отделов головного мозга, речевые «дисфазические» расстройства являются вторичными как не обеспечивающие активность, бодрствование коры головного мозга. Взаимозамещающие функции ядер подкорковых отделов мозга и сохранность третичных полей коры головного мозга приводят к весьма быстрой редукции «подкорковых афазий», что не характерно ни для корковой динамической афазии, ни для амнестико-семантической и вариантов оптико- и акустико-мнестической афазий. Существовавшее на протяжении более двух столетий представление о мозжечке как структуре мозга, контролирующей движения, в последние годы дополнилось новыми данными об участии его филогенетически наиболее молодой части — не-оцеребеллюма (серого вещества как коры) в реализации высших психических функций (ВПФ). Спектр нарушений ВПФ при поражении мозжечка разнообразен и включает нарушение внимания в виде трудностей его переключения, нарушение рабочей (оперативной) памяти и обучения, нарушение планирования и контроля деятельности, требующей выполнения заданий и действий в строгой последовательности, трудности зрительно-пространственного восприятия. Концепция о значении мозжечка в развитии когнитивных (познавательных) процессов, включая речевые нарушения, является новой и разрабатывается с начала 90-х гг. XX в. Ее основным положением, основанным на анатомических, экспериментальных, клинических данных и методах функциональной нейровизуализации, является то, что мозжечок участвует в обработке информации, поступающей не только от двигательных зон коры головного мозга, но и от областей, связанных с когнитивными (то есть ВПФ), в том числе и речевыми, функциями. В целом концепция может рассматриваться как частный пример сформулированного А.Р. Лурия еще в 70-е годы представления о трех функциональных блоках, обеспечивающих целостную деятельность головного мозга. Анатомической основой влияния мозжечка на ВПФ являются его обширные связи с корой различных отделов обоих полушарий мозга, в первую очередь с ассоциативными полями лобных долей. Описания расстройства ВПФ при инфарктах мозжечка единичны в отечественной и зарубежной литературе. Эти изменения среди выборочных больных с различными по локализации инфарктами в полушариях мозжечка обычно негрубые и обнаруживаются только при неиропсихологическом осмотре, оставаясь вне внимания невропатологов. Они включают снижение рабочей памяти, внимания, трудности зрительно-пространственного восприятия, приобретения новых знаний и навыков. Больными они определяются как забывчивость, рассеянность, утомляемость. Именно эти нарушения могут быть причиной нетрудоспособности больных, перенесших нарушение кровообращения в мозжечке с полным последующим восстановлением двигательных и координаторных функций. «При инфарктах мозжечка наблюдается хорошее и достаточно быстрое восстановление ВПФ; особенности редукции дефектов чтения, письма и счета по мере улучшения состояния больных указывают на их обусловленность не первичным расстройством соответствующей функции, а нарушением интег-ративной деятельности мозга. Это особенно отчетливо проявлялось в нарушении целостности при восприятии и переработке пространственно-временной информации. Имеет место выраженная фрагментарность в зрительной перцепции, в чтении, письме и счете» (А.А. Калашникова, А.С. Кадыков и др., 2000). Второй причиной относительной редкости нарушений ВПФ при инфарктах мозжечка, вероятно, является то, что бассейн задней нижней артерии мозжечка обычно располагается в заднемедиальных, а не латеральных отделах полушарий, функционально значимых для когнитивных функций. Преодоление подкорковых дисфазий не требует разработки специальных методик. Основой логопедического занятия с таким больным является частая смена заданий (от чтения к счету или к списыванию и т.п.), так как при выполнении какого-либо одного задания больной быстро утомляется, уходит «в сторону» от задания и т.п. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВПФ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |