Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Афферентная моторная афазия является одним из самых тяжелых речевых расстройств, возникающих при поражении передних и задних отделов вторичных, ядерных полей нижнетеменной доли (поля 7, 40) (см. рис. 6, 7). Нередко она наблюдается в комплексе с эфферентной моторной афазией, и тогда се преодоление оказывается особенно долгим процессом. С другой стороны, именно для афферентной моторной афазии характерны различные диссоциации в грубом нарушении артикуляционной стороны речи и относительной сохранности либо ситуативной речи при наличии парциального левшества, либо письма при вариативной апраксии артикуляционного аппарата. Афферентная моторная афазия возникает при поражении постцентральных нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных от центральной роландовой борозды вплоть до поля 39 — зоны перекрытия анализаторных систем, при поражении которой возникает амнестико-семантическая афазия (рис. 7). Для первичных ядерных постцентральных отделов характерно четкое соматотопическое строение. Нервные волокна, несущие импульсы от нижних противоположных со-матотопической проекции конечностей, располагаются в верхних отделах этой зоны; волокна, передающие импульсы от верхних конечностей, — в средних отделах, а волокна, несущие импульсы от лица, губ, языка, глотки, — в нижних отделах. Эта проекция, впервые описанная американскими нейрохирургами Пенфильдом и Робертсом, построена не по геометрическому, а по функциональному принципу: чем большее значение имеет та или иная область периферических тактильно-кинестетических рецепторов того или иного активного органа и чем большей свободой обладает тот или иной двигательный сегмент (сустав, фаланги пальцев, предплечье, язык, губы и т.д.), тем большую территорию имеет его представительство в соматотопической проекции коры (рис. 9). Как показали исследования, проведенные Н.А. Бернштейном (1985), нормальная кожно-кинестетическая афферентация является необходимой основой движения. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга больной из-за нарушения кинестетической афферентации оказывается не в состоянии производить пространственно организованные комплексы тонких движений (А.Р. Лурия, 1947), чем объясняется наличие у них конструктивно-пространственной апраксии. Над первичной проекционной зоной кожно-кинестетической коры настроены вторичные отделы. К ним относятся поля 1, 2, 5, 7 и частично поле 40, которые, сохраняя модально-специфический характер, постепенно теряют соматотопическую организацию. Входящие в их состав нейроны отвечают на более комплексные раздражители. При этом грубые нарушения чувствительности губ, языка, неба обычно отсутствуют, но возникают трудности синтеза отдельных ощущений в целые симультанные структуры, в комплексы артикулем, характерных для того или иного национального языка. При поражении этих отделов возникает апраксия, получившая название «апраксия позы, или афферентная, кинестетическая апраксия» (А.Р. Лурия, 1969). При афферентной моторной афазии нарушается пространственно организованная, повторим, симультанная кинестетическая основа произвольных движений различных органов артикуляционного аппарата. Известно, что каждый речевой звук производится одномоментным включением или выключением ряда артикуляционных органов. При произнесении «м» и «н» мягкое небо находится в пассивной, «опущенной» позиции, смычка губ и языка с небом является менее напряженной, чем при воспроизведении звуков «б» и «п», «д» и «т». Наиболее напряженной является смычка при произнесении глухих фонем «к» и «т», но при этом голосовые связки оказываются в менее напряженном состоянии. В основе механизма возникновения литеральных (звуковых) парафазий этих больных лежит то, что при поражении постцентральных отделов коры головного мозга нервные импульсы «затекают» в неадекватные для той или иной фонемы группы мышц (А. Р. Лурия, 2000). Варианты апраксии артикуляционного аппарата
А.Р. Лурия отмечает (1975), что существуют два варианта афферентной моторной афазии. Для первого характерны типичные нарушения пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полное отсутствие ситуативной речи. Этот вариант афферентной моторной афазии неоднократно подробно описан А.Р. Лурия (1947, 1962, 1969, 2000). Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой» афазии, отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения звуков и слов, называния предметов и рисунков, чтения вслух, письма под диктовку и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественным нарушением дифференцированного произвольного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов (А.Р. Лурия, 1969; М.К. Шохор-Троцкая, 1991, 1997). Афферентной моторной афазии, в основе которой лежит кинестетическая апраксия позы языка и других органов артикуляционного аппарата, посвящены работы Н. Lipman (1900— 1915), который первый заговорил об «апраксии речевой мускулатуры». (Термин «афферентная» моторная афазия введен А.Р. Лурия, этот термин является синонимом слову «сенсорный») Афферентная моторная афазия проявляется в затруднении артикуляции как отдельных звуков и звукосочетаний, так и серии звуков, слов или фраз. Как подчеркивает А.Р. Лурия, основное нарушение при афферентной моторной афазии сводится к «апраксии поз артикуляционного аппарата и поискам нужных артикуляций», а не к дезавтоматизации плавной речи и повышенной инертности артикуляционных штаммов, также у этих больных длительное время отмечается смазанное, нечеткое «приблизительное» произнесение звуков. Наиболее подробно апраксия артикуляционного аппарата была изучена Н. Lipman (1910). Он первый отметил, что может наблюдаться преимущественная апраксия различных органов артикуляционного аппарата при сохранности непроизвольных движений орального аппарата при еде, необходимости сплюнуть соринку, выпить таблетку и т.п., непроизвольно засвистеть или «пощелкать» языком. До А.Р. Лурия никто из афазиологов старой школы (Р.А. Ткачев, Л.В. Занков и др.) не обращал внимания на то, что каждый речевой звук организуется комплексным синхронным, одномоментным включением различных органов артикуляторного аппарата (голосовые складки, мышцы гортани, мягкое небо, различные группы мышц языка и губ), то есть симультанным конструктивно-пространственным синтезом дифференциальных признаков фонем, осуществляемым вторичными зонами нижнетеменных отделов коры левого полушария головного мозга. Большинство безречевых больных с этой формой афазии могут общаться с окружающими при помощи хорошо интонированных речевых эмболов и более развернутых речевых автоматизмов. У всех больных в той или иной степени нарушены разные уровни письменной речи и понимания. У всех больных имеется конструктивно-пространственная апраксия, выявляемая по специальным методикам, например, при составлении орнаментов по методике Кооса, или апраксия разных поз пальцев — «рога» — первый-пятый, второй-четвертый и др. позы пальцев. Некоторые больные зеркально и неловко воспроизводят задания погрозить пальцем, поманить к себе и т.п. Премоторная апраксия, наблюдающаяся при эфферентной моторной афазии, возникает при задании воспроизвести серию движений одной или обеими руками, например при задании воспроизведения на столе или в воздухе серии движений по типу кулак — ладонь — ребро (рука стоит на боковой стороне ладони). При задании несколько раз повторить самостоятельно эту серию движений больной с эфферентной моторной афазией сбивается с ритма, пропускает одну из нужных поз ладони здоровой руки и т.п. Больной с афферентной моторной афазией, как правило, удерживает «программу» движений и не персеверирует одну и туже позу ладони. Ни у кого из больных этой группы не наблюдалось премоторной апраксии, персевераций. Для некоторых больных с этой формой афазии характерен импрессивный аграмматизм. В их письменной речи могут наблюдаться типичные литеральные параграфии (замены букв). Апраксия языка сказывается на реализации как гласных, так и согласных фонем, приводит к обильным литеральным парафазиям, общей приблизительности, нечеткости произношения, что напоминает речь больных с дизартрией. Однако общая подвижность всех артикуляционных органов, четко произносимые различные по звуковому составу речевые эмболы, грубые нарушения письма, наличие орального праксиса, отсутствие саливации, абсолютная подвижность всех органов во время еды свидетельствуют о том, что в таких случаях имеет место псевдодизартрия, возникшая вследствие апраксии артикуляционного аппарата. Если при преимущественной апраксии гортани нарушения произношения выражаются главным образом в недостаточной фонации гласных, оглушении звонких согласных, при трудностях артикуляции заднеязычных «к» и «г», в авокалии и дизвокалии при попытках воспроизведения мелодий хорошо знакомых песен (у больных, хорошо певших до болезни), то выявляемая апраксия глотки представляет собой сложное нарушение произносительной стороны речи, обусловленное особенностями функциональной роли глотки в механизме речеобразования. Как показал Н.И. Жинкин (1958), именно глотка является тем узловым органом, который преднастраивает всю работу артикуляционного аппарата, процесс слогообразования, обеспечивает синхронное включение всех речевых органов. В связи с этим при афферентной моторной афазии в случае развития апраксии глотки возникает также вторичная апраксия всех фонемообразующих органов (губ, языка, гортани, мышц, реализующих речевое дыхание) при сохранности их чувствительности. В результате апраксии глотки возникают типичные литеральные парафазии (н-д-т-л, м-б-п и т.п.), выпадение и замещение работы одного органа другим, выраженные трудности самой преднастройки артикуляции, проявляющейся размашистыми поисковыми движениями (нарушается артикуляционная база русского языка), вызывающими встречные гипердвижения неапраксических органов, стремящихся компенсировать апраксию глотки. Вследствие этого возникают нечеткость артикулирования, различные призвуки, литеральные парафазии, нарушается нахождение как дифференциальных признаков фонем, так и их вариантов. Кроме того, в результате функционального парадокса речевого дыхания и функциональной апраксии глотки происходит упрощение сложного слога до элементарного СГ, ГС, вследствие чего больные во-калируют каждый согласный, как бы дробят сложный состав слога на простые (например, стол — съ-тъ-ол, дом — до-мъ, прогулка — пъ-ро-гу-лъ-ка и т.п.), нарушается редукция гласных и согласных, речь напоминает утрированное чтение по слогам. ( С — согласный звук; Г — Гласный.) Поскольку в русской фонологической системе глотка не является первичным фонемообразующим органом и на компенсацию ее апраксии направлена в большинстве случаев сохранная афферентация губ и языка, у больных этой группы обнаруживается некоторая сохранность письменного общения. При афферентной моторной афазии в процессе произнесения слова или слогов, входящих в слово, нарушается преднастройка программы произнесения 2—4 звуков слога, накладывающихся друг на друга артикуляторно и лишь озвучивающихся в определенной последовательности. Это, например, четко видно в словах с лабиализованными гласными и согласными, таких, как «гусь», «тюбетейка», «спишь», «сплю» и т.д. Предвосхищение произнесения согласных и гласных возможно лишь при отличном звуковом анализе состава слова. Однако звуко-буквенный анализ у больных с афферентной моторной афазией даже в стадии значительного восстановления письменной речи остается замедленным, неточным. Согласно теории А.Р. Лурия о динамической организации ВПФ и исследованиям А.А. Цыганок при афферентной моторной афазии весьма своеобразно нарушается понимание речи, так как и теменная область принимает участие в понимании речи. На поздних этапах восстановления при афферентной моторной афазии наблюдается негрубый экспрессивный аграмматизм устной диалогической речи больных, который в значительной степени определяется условиями восстановительного обучения. При спонтанном и неквалифицированно провзоди-мом восстановлении речи у таких больных может возникнуть псевдоаграмматизм типа «телеграфного стиля». Это обуслсовлено тем, что по мере восстановления нарушений артикуляторной стороны речи больной упражняется в «автоматизации» вновь обретенных навыков произношения путем повторения и называния предметов обихода. Поскольку развернутое устное высказывание больных с этой формой афазии по сериям сюжетных картинок, по открыткам или на заданную тему мало чем отличается по сввоей синтаксической структуре и проявлениям аграмматизма в письменной речи, его преодоление становится возможным только после специальной логопедической работы, отметим, что в ней гораздо меньше сокращений, реже наблюдаются пропуски слов. Однако в отличие от письменной устная монологическая речь этих больных с самых первых дней изобилует попытками «редактирования» устного высказывания. Больные отвергают неудачные, как им кажется, слова, иногда начинают рассказывать текст заново, не удовлетворяясь тем, что они произнесли. Нередко больные, правильно оценивая свои ошибки, настойчиво ищут более подходящее слово, флексию и предлог. Аграмматизм в устной речи больных с афферентной моторной афазией держится дольше, чем в письменной речи, видимо, это объясняется тем, что на поиск нужной флексии в процессе письма имеется больше времени, и больные нередко переходят к устному проговариванию. Алексия и аграфия при различных вариантах афферентной моторной афазии могут быть выражены по-разному. Многое в нарушении этих функций речи зависит от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при глобальной апраксии всего артикуляционного аппарата и преимущественной апраксии языка, который является основным активным артикуляционным органом во всех языках мира, а в русском осуществляет 81% артикуляторных движений (в русском языке 19% составляют губные фонемы). При грубой афферентной моторной афазии восстановление чтения и письма происходит параллельно с преодолением апраксии артикуляционного аппарата и является опорой для закрепления навыков произношения, выполняя с преодолением апраксии артикуляционного аппарата ведущую роль. Только при закреплении восстановительного артикуляторного уклада, соотнесения его с буквой, чтением (использования методики надстрочных знаков) удается перевести больного от акустического подражания к называнию букв с чтением слов (рис. 14).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |