Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ПОРАЖЕНИИ ТРЕТИЧНЫХ ПОЛЕЙ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Поскольку речемыслительная деятельность нарушается при поражении не только левого, но и правого полушария, мы начнем описание ее расстройств с поражения правого полушария у правшей, поскольку у левшей и лиц с парциальным или скрытым левшеством, по всей вероятности, механизмы динамической, сукцессивной организации речемыслительных процессов нарушаются не столь выражено, что объясняется, видимо, билатеральным выполнением у них этих функций и высокими компенсаторными возможностями обоих полушарий. Подтверждение этой мысли мы находим в работах W. Phenffld и L. Roberts (1959), которые показали, что нередко удаление премоторных и заднелобных отделов левого полушария не приводит к расстройствам речи. Рассматривая многочисленные проблемы бессознательного, Ф.В. Бассин (1988) и другие авторы склоняются к тому, что сфера бессознательного больше связана с неформализуемой, смысловой стороной психической деятельности, с ее интуитивным уровнем, а сфера сознательного — с системным логическим усвоением знаний. Анализируя данные литературы, Нгуен Хай Знонга (1985) подчеркивает, что правое полушарие прежде всего осуществляет кодирование и декодирование несловесных компонентов речи (интонация, тон, смысловой акцент, ритмико-мелодическая структура). Кроме того, правое полушарие может запоминать и воспроизводить целостные языковые единства, не членящиеся на составные части (речевые штампы, клишеобраз-ные формы вежливости, междометные восклицания, тесно связанные с интонациями). Правое полушарие ведает первичным конкретным значением слов, сохраняемых при афазиях, и обеспечивает общую глобальную содержательность высказывания. По мнению М. Crithley (1970), многие английские авторы склонны приписывать правому полушарию понимание основного, глубинного смысла изобразительного искусства. N. Geschwind (1976) отмечает, что больные с поражением правого полушария испытывают значительные затруднения в понимании и оценке смысла (подтекста) юмористических рассказов, в то время как больные с поражением левого полушария плохо разбираются в языковых значениях текста и хорошо оценивают юмор. К подобным же выводам об импрессивных функциях пра-iioro полушария приходит Э.Г. Симерницкая (1978), считающая, что при поражении правого полушария больные сосредоточивают внимание на анализе отдельных дискретных языковых компонентов, составных частях высказывания и не понимают общего смысла сообщения (пропускают общий смысл шуток, анекдотов, метафорических выражений). Автор подчеркивает, что функцией правого полушария является симультанное схватывание смыслового содержания наподобие «музыкального аккорда». Исключительный интерес представляет мнение В.А. Артемова о том, что интонация является «душой» мысли. Как отмечает Р. Якобсон (1978), в жизни человек воспринимает интонацию целостно, глобально, как смысл, нередко в отрыве от конкретного значения слова. Он же развивает мысль Л.С. Выготского (1956) о том, что ребенок воспринимает и использует звуковой комплекс слова на основе речевой интонации глобально, как единое целое, с обобщенной семантикой, а семантический аспект развивается от целого (нередко односложного предложения) к частотному, к серии конкретных слов, что в известной степени соответствует деятельности правого и левого полушарий. Е. Zeidel (1976), определяя языковые возможности правого полушария, выяснил, что при расщепленном мозге «словарь» правого полушария представляет собой набор «общих акустических обликов» слов, которые не дробятся на фонемы, поскольку правое полушарие воспринимает слово целостно, переходя от общего слухового облика слова к его значению, минуя промежуточный этап расчленения на фонемы, необходимый для левого полушария. К этим же выводам приходит и профессор Н.П. Бехтерева. Таким образом, накоплено достаточно данных о том, что правое полушарие на определенном уровне вносит важный вклад в речемыслительную деятельность, который определяется прежде всего пониманием замысла подтекста сложного высказывания, содержащегося в юмористическом тексте, восприятии сложного сюжета рисунка или картины, смысловых характеристик интонации. Совместно с Н.В. Лебедевой (1988) нами также было проведено исследование особенностей импрессивной и экспрессивной речемыслительной деятельности «правополушарных» больных с сосудистыми поражениями коры головного мозга. Больным предлагалось объяснить содержание серии юмористических текстов, 10 известных картин русских художников, а также 10 пословиц. Исследование подтвердило представления названных ранее авторов о том факте, что при поражении правого полушария больные не понимают смысла, а точнее, замысла авторов юмористических текстов и картин художников. Таким образом, нарушение речемыслительного процесса возникает уже при нарушении правого полушария, одним из своеобразных симптомов которого является хорошо известная анозогнозия (СВ. Бабенкова, 1970), при которой больной полностью не осознает своего заболевания. Более широко вопросы нарушения интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей головного мозга освещены в многочисленных работах А.Р. Лурия, а также Е.Д. Хомской, Э.Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой (1997), а также М.Г. Храковской (2000). Мы же обратимся непосредственно к нарушению речемыслительной деятельности при трех формах афазии, возникающих в случае поражения третичных полей левого, доминантного по речи полушария, и начнем описание не с афазий, развивающихся при поражении второго функционального блока (височной акустико-мнестической и нижнетеменной амнестико-семантической), а с заднелобной — динамической афазии, при которой нарушается основное звено речемыслительной деятельности — звено регуляции, планирования, прогнозирования и коррекции речевого поведения, звено, от которого зависит изначальный процесс порождения речи.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Если в организации всей лобной доли мозга основным является осуществление координаторных и целенаправленных воздействий организма на окружающую среду, то зоны мозга, лежащие кпереди от поля 44 (поле Брока), играют особую роль и речемыслительной деятельности человека. «Третичные поля переднелобной части левого полушария имеют отношение к наиболее высоко интегрированным формам целенаправленной деятельности» (А.Р. Лурия, 1969). Эти более поздно созревающие структуры мозга связаны с реализацией сознательных психических процессов и опосредуются через систему речевой деятельности. Третичные поля премоторных отделов мозга характеризуются наибольшей тонкостью нейронной структуры, и именно при их поражении возникает динамическая афазия, описанная К. Kleist (1934) под названием «дефект речевой инициативы». Степень тяжести динамической афазии зависит от величины' очага поражения и от того, какие заднелобные отделы вовлечены в него. Так, если имеются элементы аграфии и «телеграфного стиля», то это свидетельствует о комплексной эфферентной моторной афазии с компонентом динамической афазии или, наоборот, о динамической афазии с компонентом эфферентной моторной афазии. Если же у больного с динамической афазией наблюдаются эхолалия, эхопраксия, высокая степень адинамии, аспонтанности, то следует считать, что поражение распространяется на еще более передние части лобной доли (поле 10) или охватывает глубокие отделы вплоть до проводящих путей, связывающих лобную долю с первым функциональным блоком, то есть с подкорковыми отделами. Для того чтобы полнее понять особенности поражения этих отделов мозга при динамической афазии, обратимся к некоторым данным литературы по теории речевой и речемыслительной деятельности. К. Маркс писал, что человеческое действие тем и отличается от работы «наилучшей пчелы», что, прежде чем начать строительство, человек осуществляет его мысленно. В конце процесса труда получается результат, который в идеальном виде уже перед началом этого процесса имелся в представлении работника. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, но и сознательно достигает цели. Эти и другие мысли К. Маркса содействовали возникновению в первой трети XX в. диалектико-материалистического подхода к психологическим проблемам. Основоположником этого подхода был Л.С. Выготский. А.Р. Лурия (1975), развивая психологические идеи Л.С. Выготского, писал, что «путь от мысли к речи, заключающийся в подготовке речевого высказывания... начинается с мотива и общего замысла... проходит стадию внутренней речи, приводит к формированию глубинносинтаксической структуры, а затем развертывается во внешнее высказывание, опирающееся на поверхностносинтаксическую структуру». Более детально это положение А.Р. Лурия рассмотрено в работах, посвященных проблеме порождения речи. Н.А. Бернштейн (1947), создавая теорию о порождении и реализации произвольного движения, наметил его структуру, в которую входят следующие этапы: 1) восприятие и оценка ситуации; 2) определение того, что должно произойти с ситуацией в результате активного действия, что для этого и как надо сделать. Таким образом, ставятся задача и цель действия, и дается программа действия для реализации в будущем. Иными словами, при решении какой-либо задачи человек осуществляет почти одновременно два процесса — вероятностное прогнозирование и программирование действия. А.А. Леонтьев (1969), описавший психолингвистические модели порождения высказывания, сделал следующие предварительные выводы: 1) необходим выбор одного из множества возможных решений речевого поведения; 2) модели порождения входят в системы долговременной и кратковременной памяти, что позволяет выбрать ход решения задачи, подобный имевшейся ситуации; 3) существуют определенные синтаксические конструкции — психолингвистические «ординарные» (простые) и сложные, требующие дополнительных операций для своего порождения или интерпретации (понимания); 4) в психолингвистической структуре высказывания многое зависит от «долингвистических» факторов (то есть от ситуации и внешней среды); 5) можно выделить звено внутренней схемы или программы высказывания; 6) по-видимому, модель переработки высказывания должна быть грамматически общей для порождений и восприятия речи. Рассматривая проблему структуры и реализации планов, А.Н. Леонтьев отмечает, что всякая модель порождения речи должна иметь четыре этапа: мотивации и замысла (программы и планы) высказывания, осуществления замысла и сопоставления реализации замысла с самим замыслом. А. Р. Лурия (1964) делил речь на два основных класса: 1) аффективную — восклицания, междометия, клишеобразные автоматизмы (спасибо, конечно). Эти формы речи не исходят ни из какого замысла, а служат проявлением определенных внутренних аффективных состояний и выражают отношение к какой-нибудь ситуации; 2) устную диалогическую, начальным этапом или стимулом которой является вопрос одного из собеседников. Таким образом, диалогическая речь не исходит из внутреннего замысла говорящего, а стимулируется собеседником. Функцию формирования мысли берет на себя собеседник, задающий вопрос, который знает общую тему, однако его собеседник имеет замысел и план беседы для достижения цели. От этих двух видов речи значительно отличается устная и письменная монологическая речь. Устная монологическая речь (сообщение) характеризуется тем, что в ней тема сообщения исходит не из стимулов собеседника и не из ситуации общения, а из внутреннего замысла человека, формирующего это сообщение. Это так называемая инициативная речь. Письменная монологическая речь — своего рода беседа в отсутствие собеседника. В.А. Звегинцев (1968), рассматривая вопросы порождения речи, указывает, что, когда человек говорит об обычных вещах, не требующих глубоких размышлений, преобразование программы высказывания осуществляется почти автоматически, путем использования готовых речевых шаблонов, которым человек располагает в подобных случаях. Но речевые акты, требующие даже минимального творческого усилия, приводят к тому, что человек на уровне программы оперирует не словами, а семантическими полями, из состава которых он и подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль. По мнению Л.С. Выготского, «отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно — от слова к мысли... Мысль не выражается в слове, но совершается в нем» (Л.С. Выготский, 1934). Л.С. Бархударов (1973), анализируя поверхностную и глубинную структуру предложения, пришел к выводу, что синтаксис по своей природе относится не к языку, а к речи. Инвентарь языка конкретен (фонемы, лексемы с морфологическим составом слова) и бесконечен, в силу чего единицей синтаксиса оказывается не конкретное предложение, а абстрактная схема, модель, формула строения предложения в отвлечении от ее конкретного лексического наполнения, состоящая из подлежащего, сказуемого и их соподчиненных второстепенпых членов. Концепция поверхностной и глубинной синтаксической структуры исходит из наличия в строе предложения двух типов синтаксических отношений — поверхностных, то есть формально непосредственно выраженных (морфологически, порядком слов и другими средствами) в данном предложении, и глубинных, вскрываемых только путем сопоставления данного предложения с другими, семантически идентичными предложениями того же языка. Одна и та же глубинная структура реализуется множеством поверхностных структур, поскольку смысловое содержание глубинной структуры по-разному реализуется в процессе коммуникации. Точка зрения Л.С. Бархударова на поверхностную и глубинную структуру значительно отличается от мнения сторонников порождающей грамматики (В.А. Звегинцев, 1973), для которых глубинные структуры порождаются по заданным правилам, едины для всех людей, а поверхностные синтаксические структуры характерны для того или иного языка. Наиболее полно сложнейшая проблема глубинного и поверхностного синтаксирования раскрыта Т.В. Ахутиной (1975). Мы сделали очень краткий обзор литературы по вопросам порождения речи, по нашему мнению, достаточный для того, чтобы понять, что и как нарушается при поражении заднелоб-ных отделов левого полушария в случае развития так называемой динамической афазии. Формирование как заднелобных, так и задневисочных и заднетеменных третичных полей начинается примерно в 6—7 лет и завершается в 12—16 лет, в ходе владения сложными речемыслительными процессами при обучении в школе. Этот период становления речемыслительной деятельности охватывает различные интеллектуальные задачи, в процессе решения которых человек обучается планированию, программированию, прогнозированию и логическому мышлению. Они формируются уже в начальной школе, когда ребенок учится решать примеры в два-три действия. При этом сложны не столько сами арифметические действия, сколько тексты задач с сопоставительным, разнонаправленным употреблением наречий (больше, меньше, сколько, если и т.п.). У ребенка появляется способность планировать решение этих сложно закодированных задач. По существу, в начальных классах он обучается не только счету, но и умению разгадать математическую шараду, составленную взрослым человеком, спрогнозировать результат и план действия. В начальной школе ребенок учится произвольно удерживать во время диктантов при помощи слухоречевой памяти предложения разной длины, которые учитель для облегчения задачи делит на синтагмы. Постепенно произвольная слухоречевая память ребенка, реализуемая зад-невисочными и заднелобными отделами, расширяется до 5—7 слов и более. Э.Г. Симерницкая установила, что в детском возрасте нарушения воспроизведения серии слов при дихотическом прослушивании обнаруживаются только в случае поражения височных отделов мозга, специфичных для слухоречевой памяти, в то время как у взрослых они отчетливо выступают и при поражении лобных долей. Более того, поражение правой лобной доли приводит у взрослых больных к более выраженным нарушениям воспроизведения, чем поражения правой височной доли. Поражение левой лобной доли носит билатеральный характер, так как нарушается восприятие речевых стимулов, поступающих в оба уха, а при поражении правой лобной доли дихотическое восприятие речевых стимулов нарушается лишь при подаче их в левое, контралатеральное очагу поражения ухо. Таким образом, можно предположить, что лобные доли имеют «непосредственное отношение к проявлению и, возможно, формированию полушарных особенностей восприятия и воспроизведения слухоречевой информации» (Э.Г. Симерницкая, 1982). По данным А.Р. Лурия, созревание лобных долей у детей завершается к 12 годам, причем в правом полушарии лобная доля созревает раньше, чем в левом. Синдром динамической афазии проявляется в нарушении как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих сторон речи может быть различной — от едва заметных расстройств до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности. Нейрофизиологически эти трудности объясняются нарушением активности протекания всей психической деятельности. Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персеверируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить более 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов, даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности. В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные. Например, на вопрос «У вас был сегодня врач?» больной отвечает: «У нас (у меня) был сегодня врач». — «О чем вы говорили?» — «Мы говорили о чем... о давлении», — «У вас повышенное давление?» — «Нет, у нас не повышенное давление». Нередко наблюдаются эхолаличные повторы отдельных слов и фрагментов фраз собеседника, которые больные не замечают. Крайняя инертность протекания всех психологических функций у больных с динамической афазией особенно ярко проявляется при заданиях пересказать прочитанный или воспринятый на слух текст, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок или по какой-либо теме. В соответствии с представлениями о том, как речевая деятельность реализуется заднелобными отделами коры головного мозга, у больных с динамической афазией может быть сохранно понимание ситуативной речи и нарушено понимание слож ных текстов. Поскольку нарушена не только слухоречевая память, осуществляющая связь между отдельными звеньями высказывания, но и восприятие плана высказывания, больные не улавливают замысла теста. При динамической афазии, как и при эфферентной моторной, может наблюдаться специфический передний импрессивный аграмматизм. Он заключается в том, что больные игнорируют окончания (флексии) в инвертированных словосочетаниях, не могут показать ручку карандашом, линейку ручкой, дезориентированы в нахождении главного лица в словосочетаниях «мамина дочка», «мама дочки», что также свидетельствует о нарушении у них не только поверхностного, но и глубинного синтаксирования. В экспрессивной речи этих больных обнаруживаются те же трудности: остается относительно сохранной ситуативная, диалогическая речь, в которой замысел высказывания диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. При динамической афазии больные могут следить за домашними событиями, проявляя некоторую заботливость, но почти не оречевляя ситуацию, а также способны вести хозяйство. Лишь при обширных очагах поражения лобной доли больные выключаются из микросоциального общения, реализуемого при обычной динамической афазии, симультанно схватывающим ситуацию правым полушарием. При этом отмечается эмоционально-интонационная окраска междометий и других речевых штампов. Но как только возникает необходимость оречевить ситуацию (а это также нередко требует планирования не только речевых, но и внеречевых действий, которые все же следует оречевить), больные оказываются беспомощными, переход к употреблению вводных слов, частиц: «Ну, как это... ну... ну... понимаете, не могут, и все...» Оречевить смутную мысль, скорее побуждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы либо план высказывания при помощи фишек или элементарной схемы из 3—4 квадратов, как бы материализующей для этого больного высказывание (Л.С. Цветкова, 1972). В результате больной может построить фразу, «выталкивая» слова, например: «Надо... купить хлеба», «К нам же придут... гости!» и т.п. Даже диалогическая речь, в которой инициатором должен выступить больной, требует организационной помощи со стороны окружающих. То же, но в еще более выраженной форме происходит п случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего собственного жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс. А.Р. Лурия приводит пример, когда раненый полярник в ответ на просьбу рассказать о Севере сказал: «На Севере живут белые медведи. О чем и довожу до вашего сведения», то есть ограничился двумя шаблонными речевыми штампами. Другим примером может служить «рассказ» больного И. по картине В.В. Пукирева «Неравный брак»: «Ну... женятся они... Этот, как его... дает обручальное кольцо... Ну и все». Таким образом, не схвачен и не передан замысел картины, нет сострадания к невесте и мало-мальски связного текста, фразы произнесены монотонно, мимолетное чувство досады вызвали трудности нахождения слова «священник». При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение вслух отдельных слов и простых предложений. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам. Необычайные трудности возникают у них при чтении стихов, поскольку синтаксис стихотворного текста, порядок членов предложения в них подчинены ритму и рифме. Нарушение прогнозирования, трудности понимания иносказательных оборотов приводят к отказу от чтения басен и незнакомых стихотворений. Однако хорошо упроченные в памяти четверостишия больные произносят свободно. При динамической афазии затруднен пересказ прочитанного: планом для пересказа являются либо устные вопросы врача и логопеда, либо записанный в тетради больного развернутый план рассказа, состоящий из вопросов. Приводим пример пересказа прочитанного текста больным М., по профессии архитектора. Врач спрашивает: «Какой рассказ вам задал читать логопед?» — «Логопед нам задал читать рассказ «Архитектура Древней Руси». — «О чем говорится в этом рассказе?» — «В этом рассказе говорится об архитектуре древнего Киева». — «Вы бывали в Киеве?» — «Да, я бывал в Киеве». — «Чем славен древний Киев?» В ответ больной читает по книге: «Первым значительным каменным сооружением на Руси является Софийский собор в Киеве, построенный в 40-х годах XI века. Рисунок двадцать семь» и т.п. Таким образом, даже при пересказе по вопросам в заимствовании ответов из рассказа больной не редактирует текст, не сокращает его, называя даже номера рисунков. Записать текст на заданную тему больные с этой формой афазии могут лишь с посторонней помощью. Так, больная И., писательница и актриса, на определенном этапе восстановления речи уже могла рассказывать о своих встречах с писателями, поэтами, актерами и музыкантами. С помощью логопеда, задававшего наводящие вопросы, больная с удовольствием «рассказывала» о встречах с С. Вургуном, С.Я. Маршаком и другими знакомыми писателями. Но, рассказав об интересных встречах, об обстановке в Доме литераторов, больная, свободно пишущая под диктовку, самостоятельно не смогла написать даже небольшой текст. Каждую фразу она должна была услышать от логопеда и затем записать под диктовку. При этом она не делала никаких дисграфических ошибок. При динамической афазии значительно затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, 1968), но и простых примеров, в которых надо произвести операции на сложение и вычитание, например (3+26) — (28+13) = ... . Больные испытывают определенные трудности при переходе через десяток, а также при решении примеров, включающих операции па умножение и деление, поскольку это требует не только планирования действия, но и переключения с одного действия на другое. По нашим наблюдениям, динамическая афазия развивается только у правшей при поражении левого полушария, а у лиц с абсолютным или парциальным левшеством динамический компонент редуцируется быстро, что свидетельствует о высокой взаимозаменяемости у них функций заднелобных отделов, реализующих речемыслительные процессы. Возможно, интенция, готовность к ситуативной речи, тесно связанные с эмоциональной, интонационной стороной речи, представлены в обоих полушариях.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |