Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Акустико-гностическая афазия составляет около 10% общего числа афазий. На раннем этапе после инсульта эти больные возбуждены, как правило, не осознают своего заболевания, в связи с чем встают, пытаются ходить, не соблюдают постельный режим. Речь этих больных отличается не только выраженной «жаргонофазией», но и ее обилием. Больные встревожены, «многоречивы», обращаются с вопросами к окружающим, раздражаются из-за того, что им не отвечают или, по их мнению, специально отвечают неточно, тяжело переживают то, что сами не понимают речи окружающих. Устная речь больных настолько загружена литеральными парафазиями, что получила определение «речевой окрошки». Однако уже через 1—2 недели после инсульта в речи больных появляются отдельные адекватные или парафазично произнесенные фразы. При попытке понять значение слова больные повторяют его и постепенно теряют его звуковой образ, вследствие чего при дальнейших повторениях слова оно начинает «рассыпаться», нарастает число литеральных парафазии, и в конце концов больной полностью утрачивает возможность произнести слово, которое он вначале свободно повторил. Таким образом, из-за нарушения фонематического слуха, выделения отдельных акустических признаков фонем нарушается слухоречевая память на отдельные, изолированно повторяемые слова. Наиболее сохранным при акустико-гностической сенсорной афазии является чтение, базирующееся на зрительном восприятии и артикуляторной стороне речи. В связи с этим оно служит основным «инструментом», перестраивающим в дальнейшем нарушенную при сенсорной афазии речевую нейропсихологическую предпосылку (нарушение фонематического слуха). Вторично при сенсорной афазии может быть нарушен элементарный счет. Не понимая задания решить пример, больные переписывают его, а, поняв задание, допускают множество ошибок, поскольку у них возникают вербальные, числовые парафазии. При акустико-гностической сенсорной афазии, помимо нарушения фонематического слуха, нарушается и слухоречевая, сукцессивная память в пределах одного слова. Неоднократно доказывалось, что у правшей правое полушарие «распознает» гласные фонемы, а левое — согласные. В связи с обильной редукцией гласных фонем в русском языке больные с сенсорной афазией, особенно в первые месяцы после инсульта, до начала логопедических занятий по восстановлению фонематического слуха, находятся в особо трудных условиях. Акустико-гностическая афазия у левшей наблюдается чрезвычайно редко. На высокую степень межполушарной взаимосвязи височных долей ссылаются не только нейрохирурги, но и нейрофизиологи (О.С. Васильева, Б.С. Котик, 1983; Л.Н. Иваницкая, 1987; Е.А. Жирмунская, 1989; Ю.В. Брагинская и др., 1989, и др.). По всей вероятности, именно этим объясняется уровень высокой компенсаторной перестройки у больных с сенсорной акустико-гностической афазией. Однако, по нашим наблюдениям, стойкая акустико-гностическая афазия у левшей все же наблюдается. Это так называемая в клинике нервных болезней транскортикальная сенсорная афазия, для которой характерна диссоциация между сохранным повторением слов и даже фраз при грубом нарушении понимания речи. Такая парциальная сенсорная афазия возникает у лиц с явным или парциальным левшеством, причем при поражении как левого, так и правого полушария, видимо, в тех случаях, когда не преобладает доминантность одного из полушарий (М.К. Бур-лакова, 1997). У всех больных, находившихся под наблюдением Л.Г. Столяровой (1961), отмечалась правополушарная симптоматика, которая не была расценена автором как существенный признак левшества. Считаем нужным описать чрезвычайно редко встречающуюся так называемую субкортикальную (по классификации К. Wernicke) сенсорную афазию, наблюдающуюся при двустороннем поражении височных долей. Отличительной особенностью этой формы афазии является абсолютно полное нарушение как понимания речи, так и акустической реакции на речевые и неречевые звуки при сохранности слуха, а также различная степень нарушения экспрессивной устной и письменной речи при относительно сохранном чтении. Под нашим наблюдением находились 4 таких больных. Субкортикальная сенсорная афазия может быть вызвана инфарктами мозга, возникающими первоначально, как правило, в правой, а спустя несколько лет в левой височной доле (2 наблюдения). Субкортикальная сенсорная афазия может развиться и при постепенно разрушающей височные доли атрофии мозга (2 наблюдения), при которой медленно неудержимо нарастает нарушение понимания речи. Приводим описание больной с акустико-гностической афазией в сочетании с акустической агнозией на неречевые звуки. Больная Руднева А.В., 60 лет, доктор технических наук, замдиректора одного из ведущих научно-исследовательских институтов. В 1963 г. перенесла преходящее нарушение мозгового кровообращения в правом полушарии головного мозга с явлениями легкого левостороннего гемипареза, некоторыми трудностями письменного изложения мысли, выражавшимися в пространственной разбросанности слова на листе бумаги и чрезвычайной краткости, фрагментарности письма. Через 3 месяца после нарушения мозгового кровообращения больная вернулась к работе. Вскоре защитила докторскую диссертацию, была заместителем директора по науке в техническом институте. Повторное нарушение мозгового кровообращения возникло 19.02.68 г. На фоне хорошего самочувствия больная внезапно перестала отвечать на вопросы, стала беспокойной, стремилась уйти из дома. Госпитализирована в больницу АН СССР, где через несколько дней развилось состояние психомоторного возбуждения, в связи с чем больная переведена в психиатрическую больницу № 1 им. П.П. Кащенко. Диагноз: атеросклеротический кардиосклероз, мерцательная аритмия, последствия эмболии задних ветвей левой височной артерии, сенсорная афазия. Много позже по истории болезни больницы № 1 для научных работников было установлено, что за 3 года до этого инсульта больная перенесла первый инсульт при поражении правой височной доли, в связи с чем у нее выявилась акустическая агнозия на неречевые звуки. При первичном нейропсихологическом обследовании больной еще в апреле 1968 г. в больнице им. П.П. Кащенко обращало на себя внимание то, что она была возбуждена, не понимала причины ее помещения в больницу, не выполняла никаких словесных инструкций, не реагировала на оклик, на прямо обращенную к ней речь медицинского персонала и больных. Однако она оглядывалась при телефонных звонках разной громкости, легком стуке в дверь, позвякивании ключей за дверью, на основании чего можно было думать о сохранности слуха (позже было проведено аудиометрическое исследование слуха, которое подтвердило его сохранность). Собственная речь ограничивалась обильным громким стереотипным произнесением набора различных слогов. Через 2—3 недели в процессе установления контакта с ней удалось обнаружить некоторую сохранность чтения и письма. Данные первичного обследования позволили предположить наличие редко встречающейся в клинике субкортикальной сенсорной афазии (по классификации Вернике—Лихтгейма). Восстановление речи у больной Р. с самого начала заметно отличалось от такового при тяжелой акустико-гностической сенсорной бфазии. Установление контакта с больной длилось около месяца. Это было связано не только с тем, что больная находилась в состоянии постоянного психомоторного возбуждения (была неусидчива, отклоняла все попытки логопеда привлечь ее внимание к чтению или списыванию подписей к картинкам, решению арифметических примеров, отбрасывала тетрадь и карандаши), но и с уже отмеченным непониманием ею своего состояния. Ряд поступков свидетельствовал о том, что она считает себя здоровой. Характерно, что на другое утро после выписки из больницы больная самостоятельно, протестуя против сопровождения, уехала на работу и там пыталась конспектировать статьи из журналов, во время обеденного перерыва спустилась в столовую и т.п. Нарушение речи у нее представляло исключительный научный интерес, в связи с чем наблюдение за восстановлением ее речи было начато еще в период ее пребывания в больнице им. П.П. Кащенко и продолжалось в течение 2 лет, до момента возникновения серии повторных нарушений мозгового кровообращения, вследствие которых развились грубейшие нарушения ориентации в пространстве, предметная агнозия и наступил летальный исход. Речевой статус больной весьма своеобразно раскрывался по мере нейропсихологического наблюдения. Несмотря на негативизм, для того чтобы объяснить ей сам факт заболевания, еще в процессе занятий с нею в больнице им. П.П. Кащенко удалось сосредоточить ее внимание на нескольких простых арифметических примерах, во время решения которых она постоянно делала ошибки, не замечая их. Привлечь ее внимание к ошибке удалось лишь через 2 недели. Больная очень раздраженно начала исправлять свои ошибочные арифметические действия, подчеркнутые красным карандашом с целью привлечь ее внимание. Только после того, как она неоднократно делала ошибки при решении элементарно простых примеров, больная впервые за 3 месяца болезни осознала наличие каких-то погрешностей в своей деятельности. Во время решения арифметических примеров иногда стал прерываться ее бесконечный речевой поток. Раскладывание перед ней картинок с подписями привело к тому, что на одном из занятий она в раздражении, не глядя на подписи, попыталась написать названия картинок. Написанные слова были с ошибками. Через несколько занятий нам удалось привлечь ее внимание к одной из них, что так же, как при решении арифметических примеров, способствовало осознанию больной своего состояния. Она стала задумчивой, более усидчивой, во время списывания подписей к картинкам и исправления ошибок речевой поток на несколько минут прекратился. В речи стали появляться недоуменные и вопросительные интонации. С целью проверки степени сохранности чтения и установления контакта мы принесли больной журнал по ее специальности. Больная начала листать его, неожиданно четко читая фамилии авторов и названия статей. На следующее занятие она принесла конспект статьи, по которому можно было судить об относительной сохранности чтения и письма. Воспользовавшись этим, чтобы объяснить больной особенности ее речи и цель занятий, мы написали краткие фразы: «Вы больны», «У вас расстроена речь, надо заниматься». Однако больная не понимала написанного. Как стало ясно в дальнейшем, она зеркально воспринимала значение местоимений и, считая, что мы сообщаем ей о своем здоровье, не выполняла никаких письменных инструкций. Выяснилось, что она лучше понимала подробные письменные объяснения, подобно тому как больные с акустико-гностической сенсорной афазией лучше улавливают смысл не кратких инструкций, а пространных устных высказываний. После очередного психомоторного возбуждения, возникшего из-за того, что больная не поняла, зачем перед ней раскладывают картинки с подписями, ей показали предисловие к «Пособию по восстановлению речи у больных с афазией» (1962), схематично нарисовали речевые зоны мозга, ушную раковину, письменно кратко объяснили причины возникновения болезни. Внимательно ознакомившись с книгой, рисунками и нашими объяснениями, больная внятно произнесла: «А что же нужно делать? Я же не знаю, что это такое. Что такое логопед? Значит, у меня больных афазией? Какие страшные болезни!» Прочитав ответ на все эти вопросы, больная стала несравненно усидчивее, спокойнее. Так начал устанавливаться контакт с ней. Она сама выбрала письмо как вид деятельности: стала упорно списывать по целому тетрадному листу подписи к картинкам. Остановить ее было чрезвычайно трудно, поскольку она считала, что делает полезную работу. Лишь через 2 месяца удалось перейти от многократного списывания усвоенных слов к заполнению пропущенных букв в словах и письменному называнию предметных картинок. Каждое верно выполненное задание отмечали красным крестом. Больная стала пододвигать свою письменную работу для проверки, что свидетельствовало об установлении определенного контакта с логопедом и о понимании возможности ошибок в ее деятельности, при появлении логопеда и кабинете она бросалась его целовать. Вначале каждое письменное обозначение предметной картинки требовало долгих поисков написания слова (примерно так же, как больные с обычной сенсорной афазией ищут звучание слова при многократном произнесении его). Для того чтобы восстановить написание слова, больная исписывала целые страницы. Этот найденный больной способ освоения и упрочения слова в процессе письма привел к улучшению внутриречевого звукового анализа состава слова. При записи новых слов длительное время наблюдались частые перестановки и замены букв, но слоговая структура слова сохранялась. Через 3 месяца стало возможным устное называние предметных картинок. Чтение и письмо использовались больной для контроля. Был поставлен диагноз «субкортикальная сенсорная афазия», и больная была переведена в НИИ неврологии АМН СССР, в отделение Р.А. Ткачева. Казалось бы, вместе с восстановлением называния можно было начать работу по воспитанию дифференцированного восприятия на слух слов с опорой на картинку и подписи к ней. Но больная по-прежнему не понимала письменных инструкций типа «дайте чашку», «дайте яйцо» и т.д., не реагировала на речь окружающих, а раскладывание предметных картинок воспринимала как предложение произнести или записать их название, то есть произвести действия, усвоенные ею в первый период работы. Перевести больную на другие виды письменной речевой работы удалось лишь через 4—5 месяцев, когда в некоторой степени восстановилась звуковая структура многих слов, улучшился звуковой анализ. Обнаружилось, что больная утратила понимание значения многих слов. Судя по ее интонации, она была удивлена тем, что тот или иной предмет имеет вновь ею найденное и знакомое обозначение. От письменного называния картинок перешли к заполнению пропусков букв в словах, а затем и слов в предложениях. Заполнение пропусков в подписях к простым сюжетным картинкам существительных и глаголов
помогло отвлечь больную от письменного называния всех предметов. Появилась возможность перейти к работе над буквой. Предлагалось выбирать из орфографического словаря наиболее употребительные слова. Выполнению этого задания предшествовало подробное объяснение задачи: были отмечены точкой несколько наиболее употребительных слов на букву «а», затем написан заголовок «Самые употребительные слова», после чего больная, поняв задание, долгое время уже наряду с другими видами упражнений работала со словарем, выбирая слова на определенную букву. Так удалось подвести больную к букве, а затем к восприятию на слух отдельных звуков. Итак, в первые 4—5 месяцев работы с больной были посвящены главным образом установлению с ней неречевого контакта, осознанию ею своего речевого дефекта, втягиванию ее в выполнение простых заданий через подробные письменные объяснения целей работы, стимулированию понимания небольших текстов на бытовые темы, списыванию, к вычленению буквы из слова, в связи с чем были сделаны попытки подойти к посильному восстановлению слухового восприятия. Работу по восприятию речи на слух оказалось возможным начать не с фразы и слова, как обычно при сенсорной афазии, а со звука. Перед больной раскладывали буквы, которые предназначались для диктанта. Сначала она многократно списывала их, громко и верно читая, не дожидаясь диктанта. На следующем занятии, после того как больная списала буквы, их перевернули изображением вниз, не предложив новых букв, что вызвало негодование больной. Помогло «магическое» слово «диктант» (в дальнейшем этот заголовок помог перейти от диктанта букв к диктанту чисел, слов и фраз). Как только больная стала узнавать на слух большинство звуков, появилась возможность побуквенно диктовать ей слова и небольшие фразы. Освоению акустического облика звуков некоторое время содействовало соотнесение звука со зрительно воспринятой артикуляцией: больная вглядывалась в артикуляционные уклады отдельных звуков. В связи с трудностями контакта у больной с первых дней заболевания вырабатывались стойкие поведенческие стереотипы в быту и на занятиях, малейшее изменение которых в течение полутора лет вызывало протест и недовольство. Переход к каждому новому типу заданий был тесно связан с предшествующими, непосредственно вытекал из предыдущей деятельности. Необходимо было соблюдать всю «программу» предыдущих занятий. По-видимому, это объяснялось тем, что лишь строжайшее соблюдение установившегося порядка жизни и члнятий позволяло больной организовать свою деятельность. Так, перед тем как начать писать диктант, она обязательно списывала, наливала те слова и числа, которые ей предстояло затем писать на слух. Позже была введена запись незнакомых больной слов через заголовок «Диктант новых слов», а также диктант фраз, знакомых больной, пословный диктант незнакомых фраз с сообщением темы («Утро», «Дети» и т.д.). Во время диктовок слов и фраз по устремленному на рисунок изгляду больной, по тому, как она повторяла и записывала слово, всегда можно было понять, точно ли она восприняла услышанное. Нередко больная, первоначально верно повторяя слово, при следующем произнесении деформировала его и записывала другое, в какой-то степени созвучное с ним. Во время диктовки знакомых фраз большая часто повторяла не всю фразу, а лишь его смыслоразличительную часть (мальчик плывет, мальчик рисует и т.д.), по которой она восстанавливала в памяти всю фразу. Иногда же во время диктанта при верном схватывании смысла больная записывала фразу с парафазиями (например, «девочка стирает посуду»). Через полгода после начала занятий с целью слухового стимулирования и исключения возможности чтения с губ диктант стали проводить, используя бумажный экран, прикрывающий губы логопеда. В течение года больная писала диктант пословно. Через полгода удалось подвести ее к схватыванию на слух двузначных чисел, то есть сразу двух слов. Параллельно с некоторым развитием слухового восприятия были сделаны попытки организовать речь больной с помощью составления фраз к сюжетным картинкам, чтобы в дальнейшем обучить ее письменному выражению своих мыслей. Этот вид занятий также прошел стадии многократного списывания фраз к сюжетным картинкам, списывания и записи под диктовку фраз побудительного характера из «разговорника» для иностранцев, что дало возможность подготовить почву для восприятия на слух побудительной речи и подвести больную к ведению письменной беседы. Во время работы с «разговорником» обращало на себя внимание игнорирование больной знаков препинания. Фразы звучали без интонаций побуждения. Использование фразы «разговорника» привело к тому, что в некоторых случаях стало доступно выполнение простейших, связанных с ситуацией письменных инструкций. Собственная речь больной по-прежнему оставалась непонятной, несколько монотонной, парафазичной с обильными персеверациями, чаще всего слога «си-си-си». Однако характер персевераций постепенно стал проясняться. Иногда можно было услышать часть слова с многократным повторением какого-либо слога: «Коророва», «здесь... сь... сь», «яблокококо», «молокококо» и т.д.; как бы персеверовался неслышимый ею слог, звук, а позже и слово. Больная своеобразно овладевала самостоятельным составлением письменной фразы к незнакомым картинкам. В связи с тем, что она длительное время письменно называла предметные картинки, больная первоначально писала лишь названия действий, то есть инфинитивы глаголов. После того как логопед объяснил ей схему предложения (подлежащее + сказуемое + дополнение), она стала составлять фразы из существительных в именительном падеже и инфинитивов глаголов, которые тщательно сверяла по орфографическому словарю, например: «Я читать, писать, говорить», «Бабушка девочка ругать мусор», «Снеговик дети двора играть» и т.д. Выявился «псевдотелеграфный стиль» письменной речи, преодолеть который удалось лишь через 3 месяца занятий путем многократного объяснения схем предложения и предлогов, анализа ее ошибок. По мере изжития аграмматизма особые трудности возникли не столько при использовании больной флексий существительных, сколько при расстановке предлогов и употреблении окончаний глаголов. Иногда она ставила предлоги перед глаголами, рядом могли стоять сразу два предлога, как бы дополняющих друг друга. Например: «Букет сирени на стоит в вазе», «Клетка висит у обезьяне», «Клетка в тигре стоит», «Печка около дрова», «Маленькую собачку к на служу у клоуна», «Барабанщик стоит играю на барабане» и т.д. Все грубые ошибки больной подробно письменно объясняли, переписывали и упрощали многие ее фразы. Постепенно количество ошибок сократилось. Кроме явлений аграмматизма, наблюдались определенные трудности при написании многосложных слов. Она не только заменяла и пропускала буквы, но иногда замещала среднюю трудную для звукового анализа часть слова стереотипным повторением какой-либо буквы или просто волнистой чертой, сохраняя верное написание начала и конца слова, например «поггггте» (погодите), «поооооооета» (пожалуйста) и т.д. Это подтверждает наблюдения Э.С. Бейн (1964) и наши данные о том, что больные с сенсорной афазией лучше схватывают начальную и конечную части слова как более слышимые и частотные и с трудом улавливают корневую, чрезвычайно вариативную часть слова. Через год после начала занятий, когда в некоторой степени улучшилось понимание больной письменных инструкций и появилась возможность самостоятельного составления фраз, для облегчения общения с ней был введен новый тип занятий — письменная вопросно-ответная беседа. Для объяснения характера занятий логопед написал слова «вопрос» и «ответ», и больная начала кратко письменно отвечать на вопросы. Затем было отмечено улавливание вопросительной интонации на основе восприятия вопросительного знака и вопросительного слова. Для того чтобы преодолеть краткость, односложность письменных ответов, приходилось показывать ей образец развернутого ответа. Вопросно-ответная система занятий привела к повышению речевой активности больной. Догадываясь, что ее плохо понимают, она пыталась письменно обращаться к окружающим. Через полтора года после начала занятий больная писала: «Читать письменно», «Всем драчам (врачам) у говорить сказать пишет», «Сказать письмо с Вами», то есть просила объяснить врачам, что с ней лучше использовать письменную речь для активного общения. В то же время выявилось стойкое непонимание больной значений местоимений «я» и «вы» («ты»), которые больная часто использовала в диалогах с окружающими. Так, когда больной сказали: «Вам холодно? Наденьте кофточку», — она начала надевать свою кофту на логопеда, то есть восприняла написанный вопрос как непосредственное чтение мысли, идущей от нее. Больная не была левшой. Подобные трудности понимания местоимений наблюдаются и при афферентной моторной афазии с выраженными семантическими трудностями (наподобие известного детского выражения «надо говорить не яблоко, а тыблоко»). Постепенно к концу второго года работы удалось перейти к письменному и устному пересказу небольших прочитанных текстов и кинофильмов. Улучшилась устная речь при составлении фраз по сюжетным картинкам, например: «Дедушка садом к сам прошел к саду. Он шлепнул по зонтик. Они скасасачут они по зонтиком шлепнул» (Дедушка с внуками пришли к своему саду. Дедушка слегка шлепнул внуков зонтиком, и теперь они скачут по саду). К концу второго года занятий удалось связать повелительную форму глаголов с действием, в результате чего больная стала выполнять многие устные инструкции (дайте, встаньте, откройте, полейте и т.д.). Положительная медленная динамика восстановления речевых функций больной стала возможной в основном благодаря систематическим педагогическим занятиям с постоянным психотерапевтическим акцентом в течение 2 лет. Восстановление чтения, письма, стимулирование слухового восприятия позволили преодолеть полную словесную глухоту и подвести больную к восприятию на слух отдельных звуков и слов. Однако своих дефектов речи больная по-прежнему не слышала и не делала попыток контролировать свою речь, что, несомненно, связано с двусторонним поражением у нее височных долей. Больная стала до известной степени осознавать речевой дефект, более адекватно к нему относиться, значительно сократилось число психомоторных, негативных реакций. Бросались в глаза сохраненная эмоциональность больной, ее необыкновенная целеустремленность в работе. По мере восстановления возможности речевого общения до предела сжатый круг интересов и деятельности больной стал расширяться. Больная постепенно раскрывалась во всей сложности и богатстве ее личности. На дне рождения больной уже шел вопрос о коллективной монографии ее сотрудников под руководством Анастасии Владимировны, но очередной инсульт, случившийся с ней на улице, когда она выносила помойное ведро, привел к тому, что она не нашла свой дом и двое суток шла вдоль шоссе до Ленинградского вокзала, где она подошла к милиционеру. До этого родственниками больной был предпринят ее розыск, милиционер сразу узнал ее по фотографии и отвел в медицинскую комнату, где она буквально бросилась к людям в белых халатах. Через две недели она скончалась. Этот инсульт «принес» ей агнозию на лице. Вариативность сенсорной афазии, различные ее проявления у правшей и левшей, а также при двустороннем поражении височных долей, раскрытие чрезвычайной сложности, многофакторности и многоуровневости речевой деятельности подтверждают мысль И.П. Павлова (1951) о том, что патология часто открывает, разлагая и упрощая то, что заслоняет слитное и усложненное при физиологической норме.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |