Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭФФЕРЕНТНАЯ, КИНЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
В предыдущих главах мы рассмотрели нарушение речевых функций при поражении вторичных полей второго функционального блока коры головного мозга — блока приема, переработки и хранения информации, поступающей от тех или иных рецепторных систем. В связи с этим как акустико-гностическую сенсорную, так и кинестетико-гностическую артикуляторную афферентную моторную афазию в равной мере можно называть гностической, сенсорной, афферентной. Эти формы афазии непосредственно связаны с рецепторными системами: одна — с акустической, верхневисочной, другая — с кинестетической, нижнетеменной. Именно для того, чтобы легче было их дифференцировать, А.Р. Лурия создал номинацию форм афазии: височная — акустико-гностическая сенсорная, нижнетеменная — кинестетическая афферентная моторная. В обе указанные области — в височную и нижнетеменную доли — сигналы, образующие обратную связь, поступают от периферии — от слухового аппарата и кожно-кинестетической рецепторной периферии. Обе эти зоны бездействуют без третьей речевой области — зоны Брока (см. рис. 1, поля 44, 45), или, точнее, премоторных отделов вторичных полей третьего функционального блока — блока активации, регуляции программирования и контроля за выполняемой деятельностью (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, 1966). Именно при поражении этого блока возникают две формы афазии: эфферентная моторная — при поражении вторичных полей премоторной зоны, динамическая — при поражении третичных полей заднелобных отделов, прилегающих к премоторной зоне (А.Р. Лурия, 1977). В настоящее время известно, что у больного с моторной афазией, которого в 1864 году описал Р. Вгоса (рис. 7), была поражена не только задняя часть нижней лобной извилины, получившая название зона Брока, но и ряд отделов, захватывающих височные и нижнетеменные отделы. Однако открытие Р. Вгоса, что и при поражении нижней лобной извилины сугубо нарушается экспрессивная устная речь, остается основополагающим в афазиологии. Эта форма моторной афазии пер-иопачально именовалась афазией Брока. Позже, при создании классификации афазических расстройств, К. Wernike и L Lichtheim ее назвали корковой, или кортикальной. Эта форма речевого расстройства была названа ими корковой моторной афазией в связи с тем, что при ней наряду с расстройством экспрессивной речи грубо нарушено письмо. Однако па-юфизиологические и тем более нейропсихологические механизмы данной формы афазии были изучены значительно. Позже. Сущность нейропсихологической предпосылки к развитию этой формы афазии раскрывалась по мере накопления знаний о роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Если нейронные аппараты (А.Р. Лурия, 1969) 4-го поля окончательно созревают у ребенка к 4 годам, то созревание поля 6 происходит дольше и заканчивается лишь к 7 годам (Вероятно, в связи с этим логопедические занятия с дислаликами возможно начинать лишь после исполнения ребенку 5лет.) Поле 6 связано с полями 8, 4, 5 и 39, то есть с рядом полей При нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персеверации, длительные паузы в процессе речевой деятельности, мыслительные и двигательные процессы утрачивают свою плановость, «динамическую» или «кинетическую» сменяемость одного движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи. Так, при задании выполнить в определенной последовательности серию движений рукой (положить на стол руку вниз ладонью, затем сжать ее в кулак и развернуть его при вертикальном расположении ладони), то есть провести тест кулак — ладонь — «ребро», больные с лобным синдромом не удерживают последовательность сменяющих друг друга движений, либо пропуская, либо персеверируя одно из них. Серийная или развернутая по времени линейная организация движений касается не только любого трудового, двигательного процесса, но и сукцессивной, синтагматической, линейной организации речевого процесса, в котором все подчинено мелодии или просодии. Речь человека мелодична, поскольку в ней соподчинен выбор всех средств выражения мысли, начиная от формы высказывания (различные типы предложения) и кончая выбором словосочетаний, отдельных слов и, наконец, самих звуков, то есть используется все богатство, которое хранится в памяти второго функционального блока. Выбор всех средств речевой коммуникации осуществляется по специальным планам или программам, реализуемым вторичными полями третьего функционального блока, при поражении которых возникают различные варианты эфферентной моторной афазии. Итак, при эфферентной моторной афазии нарушается синтагматическая организация речи, основанная на жестком принципе «и — и», то есть в слове «дом» может быть только такая последовательность звуков: «д», «о», «м». В предложении «ворона сидит на заборе» предлог «на» может стоять только перед дополнением «заборе», поскольку эта фраза необратима, то есть забор не может сидеть на вороне, а ворона на заборе может сидеть. Если в русском языке возможны варианты построения инвертированных предложений типа «на заборе сидит ворона» или «сидит ворона на заборе» (поэтический вариант), то в ряде языков, в том числе в английском, при перестановке слов в предложении может резко измениться его смысл. Наиболее тяжело при эфферентной моторной афазии нарушается автоматизированный выбор самых подвижных, нестабильных единиц языка - словосочетаний, требующих соподчинения предлога с существительными, подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения, то есть существительного в косвенных падежах, отвечающего на косвенные вопросы. Необычайно сложна функция глагола, который соподчинен как с подлежащим так и с дополнением и отвечает на вопросы: кто делает? что делает? с кем? с чем? где? когда? зачем? и т.д. В связи со всем сказанным, учитывая многоуровневость речепроизводства и синтагматической организации высказывания, по всей вероятности, следует говорить о нескольких вариантах эфферентной моторной афазии, постоянно наблюдающихся в клинической практике, требующих для своего преодоления различных приемов коррекционно-педагогическои работы и имеющих свой предел восстановления нарушенных речевых функций. О многовариантности эфферентной моторной афазии неоднократно писал А.Р. Лурия. Он выделил и подробно описал четыре ее варианта. Первый вариант — эфферентная моторная афазия, при которой нарушена лишь мелодика речи. Эта форма афазии возникает при поражении премоторных отделов, находящихся выше зоны Брока, то есть верхних отделов премоторной зоны. Речь таких больных теряет автоматизм, плавность, становится немелодичной, послоговой, замедленной, невыразительной, с как бы усредненными интонациями, с заметными паузами в процессе высказывания, но без явлений аграмматизма, без нарушений понимания и при сохранности письма и письменной речи. Выраженные трудности у этих больных наблюдаются лишь в первые 2—3 месяца после инсульта, редкие ошибки в письме исчезают в течение года, и в дальнейшем к больным возвращается трудоспособность. При втором варианте эфферентной моторной афазии относительно сохраняется ритмико-мелодическая сторона высказывания. В речи больных немало экспрессии, восклицательных и вопросительных интонаций, но она отличается фрагментарностью и неполнотой высказывания, длительными паузами, аграмматизмом согласования. На ранних этапах выражено нарушение «чувства языка», которое особенно проявляется не только в понимании, но и в аграмматизме письменной речи. Кроме «глагольной» слабости (затруднен подбор глаголов в процессе высказывания), проявляющейся как в устной, так и в письменной речи, могут возникать вербальные парафазии (Вербальные парафазии наблюдаются при всех формах афазии, в связи с чем нет «парафазической» формы афазии), сказуемое может стоять в конце предложения, вследствие чего больной не может развертывать предложение в длину, определяется мнимая законченность высказывания. Отмечается довольно много ошибок при письме, в основном в виде пропусков гласных и перестановок согласных звуков. При произнесении серий бессмысленных слогов, а также малознакомых и сложных по слоговому составу слов возникает псевдодизартрия: нарушается произвольное оттормаживание начальных звуков слова, одни звуки «наползают» на другие. Из-за нарушения прогнозирования звукового состава слога и его мелодики появляются незначительные паузы и долготы внутри слога, которые заполняются близкими по артикуляции звуками или их редуцированными призвуками. Однако перечисленные явления псевдодизартрии возникают в основном при сложных заданиях и не наблюдаются в повседневной речи. Степень аграфии и импрессивного аграмматизма при данной форме афазии может быть различной, но этот вариант эфферентной моторной афазии является весьма перспективным в плане его преодоления и завершается восстановлением грамматического построения высказывания и значительным преодолением аграфии при некоторой сохранности импрессивного аграмматизма и значительной сохранности пауз в процессе порождения высказывания. Этот второй вариант эфферентной моторной афазии изредка наблюдается у лиц с левшеством. Их отличительной чертой является сохранность ситуативной, клишеобразной речи при нарушении произвольного составления фразы по сюжетной картинке (обилия пауз и трудностей в подборе слов). У этих больных нерезко выражен импрессивный аграмматизм, характерный для всех больных с эфферентной моторной афазией, а именно игнорирование флексий существительных, например при задании показать ручку карандашом больные берут в руки оба предмета и произносят: «Вот ручка и карандаш». На поздних стадиях восстановления может наблюдаться «дограмматическая» аграфия (иногда её называют досинтаксической аграфией). Третьим вариантомэфферентной моторной афазии является аграмматизм типа «телеграфного стиля». Это весьма своеобразное речевое расстройство, при котором больные общаются лишь при помощи существительных в именительном падеже, очень редко — глаголов в инфинитиве и множества междометий. При этом варианте эфферентной моторной афазии, как и при двух предыдущих, больные свободно раскладывают серии сюжетных картинок, у них сохранен план повествования. Как правило, они могут написать несложные слова не только под диктовку, но и самостоятельно, основываясь на проговарива-нии каждого слога и звука, допуская пропуски и перестановки букв. Речь больных интонационно достаточно ярко окрашена, и они по существу свободно общаются при помощи существительных в именительном падеже, дополняя речь мимикой и жестами. А.Р. Лурия (2000) указывает, что нарушение схемы целого высказывания особенно отчетливо проявляется на относительно поздних стадиях обратного развития моторной афазии, и приводит известный пример больного с огнестрельным ранением передних отделов речевой зоны: «Вот... фронт... и вот... наступление... вот взрыв... и вот... ничего... вот... операция... осколок... речь, речь... речь». Автор подчеркивает и то, что «телеграфный стиль» труднопреодолим в процессе восстановительного обучения. Многие авторы считают первично-нарушенной предпосылкой этого варианта эфферентной моторной афазии расстройство предикативной функции внутренней речи. По мнению А.Р. Лурия, «телеграфный стиль» наблюдается и при афферентной моторной афазии, но в этом случае имеет «парадигматический» характер и преодолевается значительно легче. Он высказывает предположение, что при данном варианте афферентной моторной афазии «предикативная функция речи страдает особенно редко». С нашей точки зрения парадокс «телеграфного стиля» речи, по-видимому, объясняется не только нарушением внутренней речи, но и чрезвычайными особенностями премоторных отделов коры головного мозга, формированием и закреплением сложного речевого коммуникативного стереотипа в результате применения неадекватной синдрому эфферентной моторной афазии методики его преодоления. Многолетние наблюдения за восстановлением речи у больных с эфферентной моторной афазией показали, что на раннем этапе после инсульта «телеграфный стиль» можно предупредить, своевременно вводя в речь больного глаголы и всю группу сказуемого, то есть существительные в косвенных падежах, предлоги и наречия (М.К. Шохор-Троцкая, 1962, 1972, 1991; Э.С. Бейн, 1964; Э.С. Бейн, П.А. Овчарова, 1970). На мысль о возможности предупреждения «телеграфного стиля» у больных с моторной афазией нас натолкнула работа Ф.С. Розенфельд (1946). Будучи тифлопедагогом, она восстанавливала речь раненых с моторной афазией путем вызова у них определений формы, вкуса и цвета предметов. В результате постепенно накапливался лексический запас, состоящий исключительно из прилагательных (твердый, вкусный, круглый, овальный, зеленый, красный, жидкий, горячий, холодный и т.п.). Подчеркнем, что более чем за 30 лет работы мы ни разу не наблюдали «телеграфный стиль» на раннем этапе восстановления. Многие из этих больных прослежены долгие годы и даже десятилетия, ни у кого из них не возник спонтанно «телеграфный стиль». Четвертый вариант эфферентной моторной афазии подтверждает тот факт, что при этой форме вследствие чрезвычайной инертности протекания всех нейродинамических процессов нарушаются не глубинные, а самые поверхностные уровни программированного синтагматического, сукцессивного выбора звуков для комплектования, развертывания, прогнозирования во времени слогового состава слова. Обильные, труднопреодолимые персеверации приводят к тому, что для называния предмета больному постоянно требуется подсказка не только первого, но и второго, а иногда и третьего слогов. Нарушение программирования, прогнозирования серии слогов при назывании предметов обусловливает персеверации отдельных звуков и слогов. Это патологическая инертность не столько артикуляций, сколько автоматизированного выбора слога — минимальной речевой единицы. Трудности выбора слогов при назывании предметов могут привести к совершенно неожиданным вербальным парафазиям. Например, больной было предложено называть предметные картинки, среди которых было изображение моркови. Больная жестами и словом («ну...ну») просила подсказать хотя бы начало слова. После того, как был подсказан первый слог («мо»), она продолжила: «...локо, нет, не молоко, а как?». На подсказку «мор» реакция: «Море... море... нет, не море, а как это...» Лишь когда было подсказано «морко», она обрадованно повторила: «да... морковка... морковка». Прослеживая анатомические связи височной области, СМ. Блинков (1955) показал, что височная область имеет мощные ассоциативные связи с нижними отделами премоторной области (зона Брока) и что эти связи заканчиваются именно в задней трети первой височной извилины, то есть в зоне Вернике. Более того, раздражение вторичных зон слуховой коры (поля 21 и 22) вызывают потенциалы, которые прослеживаются в нижних отделах премоторной и лобной коры (поля 44, 46 и 10). По мнению А.Р. Лурия, по-видимому, таким образом и создаются условия для совместной работы слухового и рече-двигательного анализаторов, и прежде всего тех отделов последнего, которые имеют отношение к иннервации голосовых органов. Рассматривая взаиморасположение ядерных и внеядерных зон коры головного мозга, можно обнаружить ту часть внеядерного ассоциативного поля височной доли (поле 21), которая начинается в самых передних отделах височной доли, завершается в самых конечных ее отделах вплоть до поля 37 и имеет на всем своем протяжении видоизмененные «треугольники» (см. рис. 7), метящие моторные связи нижнелобных отделов по всей второй височной извилине. Если при акустико-гностической афазии нарушаются фонематический слух и слухоречевая память в пределах мелодики отдельного слова, то наиболее рано формирующиеся отделы слухоречевой памяти объемом в 1—2 слова закладываются здесь именно в самом раннем детстве. Первичная слухоречевая память удерживает значение и смысл слова в том периоде речевого развития ребенка, когда он уже начинает овладевать ситуативной, холистической речью, неделимой на акустические и артикуляторные компоненты. Рассмотренные нами варианты трех форм афазии, возникающих при поражении вторичных полей второго и третьего функциональных блоков, имеют много общих черт: 1. Нарушаются (в разной степени) все стороны речевой деятельности: понимание речи, устная речь, письменная речь во всех звеньях, то есть на уровне звука, слога, слова и фразы, чтения, письма и счета. 2. При всех этих формах афазии наблюдаются трудности 3. Все три формы афазии могут протекать в таких вариан- 4. При всех трех формах афазии могут быть очень грубо на 5. При всех указанных формах афазии весьма своеобразно
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |