Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧЕНИЕ А.Р. ЛУРИЯ О ТРЕХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКАХ МОЗГА
А.Р. Лурия внес исключительный вклад в учение о роли трех функциональных блоков в речеобразование. В работе «Функциональная организация мозга» (1978) он раскрывает роль функциональных блоков мозга: I блока как блока регуляции тонуса и бодрствования; II блока как блока приема, переработки и хранения информации, III блока как блока планирования, программирования и контроля психической деятельности. 1-й функциональный блок — блок регуляции тонуса и бодрствования. Блок регуляции тонуса и бодрствования (подкорковые отделы, ретикулярная формация, таламус, гипоталамус) обеспечивает максимальный тонус коры, необходимый для осуществления ее организованной целенаправленной деятельности.И.П. Павлову принадлежит не только заслуга описания роли этого блока. Он показал, что процессы возбуждения, протекающие в бодрствующей коре (ГМ), подчиняются «закону силы», согласно которому каждое сильное раздражение вызывает сильную, а каждое слабое — слабую реакцию. В тормозных, или «фазовых», состояниях действие «закона силы» нарушается, вследствие чего слабые раздражители либо уравниваются с сильными по интенсивности, либо превосходят их, либо вообще перестают вызывать какие бы то ни было ответы. В случае снижения тонуса коры (ГМ) даже при обычных соматических заболеваниях нарушается нормальное соотношение возбудительных и тормозных процессов, необходимых для нормального протекания психической деятельности. Планы, прогнозирование, перспективы, программы деятельности человека, направленные на достижение определенной цели и осуществляемые при участии речи, требуют значительной затраты энергии, что обеспечивается лишь при наличии высокого уровня активности подкорковых образований. Иными словами, это энергетический блок, при поражении различных отделов которого развиваются адинамия, апатия, безразличие, флуктуация психологических функций, возникающая в результате снижения активации тех или иных отделов коры головного мозга. Так, в течение одного дня, а нередко и одного обследования речевых функций больной то выполняет инструкции, то не выполняет их, временами испытывает трудности в письме, чтении и счете при общей сохранности этих функций, создавая картину псевдоафазии. Мощные восходящие и нисходящие нейронные связи, существующие между подкорковыми «узлами» и корой головного мозга, активизируют последние (рис. 10, 13, 14). Функции I функционального блока весьма разнообразны, что объясняется сложностью его строения. Передний мозг включает кору больших полушарий, миндалину, гиппокамп, базальные ганглии и перегородку, образующую стенку между двумя желудочками. К базальным ганглиям относят полосатое тело (стриатум), которое соединено с двигательной и сенсорной корой, таламусом, черной субстанцией, получающими информацию о состоянии активности всех областей коры. Неспецифические ядра таламуса обеспечивают фазические и локальные формы активности, базисные механизмы ориентировочных реакций, внимания, памяти. Специфические ядра таламуса (наружные и внутренние коленчатые тела, группа вентикулярных ядер) рассматриваются как имеющие отношение к моторным и сенсорным функциям. Они имеют отчетливые проекции в определенных зонах коры головного мозга. К ассоциативным ядрам таламуса относятся подушечка, дорзально-медиальная, задняя дорзальная и задняя группа ядер. Они имеют широкие связи с ассоциативными полями коры головного мозга. I функциональный блок головного мозга работает в теснейшей связи с высшими отделами коры, в частности с лобными долями III функционального блока и третичными полями II функционального блока. Исследования СБ. Дзугаевой и А.Р. Лурия подчеркивают постоянное взаимодействие между гиппокампом и теми неокортикальными зонами того же полушария, которые ответственны за кодирование, декодирование, хранение и «извлечение» информации различной модальности. Анатомические, нейрохирургические и нейропсихологические исследования показывают и подтверждают наличие многочисленных афферентных и эфферентных связей, соединяющих I, II и III функциональные блоки головного мозга. В последние годы все чаще появляются публикации с описанием речевых нарушений, похожих на афазические, возникающих при поражении этих отделов. Характер этих нарушений проявляется в их флуктуативности, то есть как бы мерца-тельности, поскольку та или иная функция речи оказывается то нарушенной, то сохранной, больной то понимает, то не понимает речь (в течение дня или ряда дней), пишет то с ошибками, то без них. Как правило, при этом всегда отмечается так называемая премоторная, или динамическая, апраксия (трудности в переключении с одного вида движения или деятельности на другой, нарушение программы движений), амнести-ко-мнестические и амнестико-семантические трудности. II функциональный блок — блок приема, переработки и хранения информации. Если первый блок регуляции тонуса и бодрствования построен по типу «неспецифической» нервной системы и не имеет прямого отношения ни к приему и переработке информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения, то второй функциональный блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения информации. Этот «репродуктивный» афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав «аппараты» зрительной (затылочной) доли, слуховой (височной) доли и кинестетической (теменной) доли. Указанные отделы принимают раздражения, поступающие от периферических рецепторов, и анализируют огромное число составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных системах. Основу анализаторных систем образуют первичные (ядерные), или проекционные, зоны коры головного мозга, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо кинестетическую, либо слуховую модальность, или функцию. Первичные, или проекционные, отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности взрослого человека почти не принимают участия. Однако они окружены «аппаратами» вторичных, или гностических, зон коры, которые отличаются меньшей модальной специфичностью, так как выполняют более сложные функции, позволяющие комбинировать поступающие возбуждения в различные функциональные узоры, осуществляя тем самым первичную синтетическую функцию (например, акустически анализируют дифференциальные признаки фонем или отбирают необходимые движения органов артикуляционного аппарата для производства артикулем, входящих в то или иное слово). Первичные проекционные зоны слуховой коры располагаются во внутренних и наружных отделах височных поперечных извилин, вторичные — во внешних отделах височной области (поля 21 и 22, по Бродману). Первичные кинестетические проекционные зоны находятся в постцентральных отделах, в непосредственной близости с центральной бороздой (поля 3, 1 и 2, по Бродману). Они отличаются четкой соматотопической проекцией отдельных частей тела (в верхних отделах этой зоны представлены ощущения от нижних конечностей, в средних — верхних конечностей, в нижних — ощущения от лица, губ, языка, гортани и отчасти внутренних органов). Над первичными зонами общечувствительной (теменной) коры надстраиваются ее вторичные зоны (поля 5, 7 и 40, по Бродману). При их раздражении возникают комплексные формы кожной и кинестетической чувствительности (рис. 9). Вторичные гностические зоны по мере отдаления от первичных постепенно утрачивают свою специфичность, и если первоначально они анализируют или синтезируют акустические и кинестетические дифференциальные признаки фонем и артикулем, то постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплеков, которые входят в слог и слово. В этих же отделах осуществляется запоминание множества специфических для каждого языка слогов и комплексов звукосочетаний, которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, хранят информацию о звуковом составе слова. При поражении этих зон возникают варианты сенсорной, акустико-гностической и афферентной кинестетической моторной афазии. Познавательная деятельность опирается не на одну, а на несколько модальностей. Сложную системную работу целой группы анализаторов выполняют третичные зоны или поля второго функционального блока. Они расположены на границе как затылочной, височной и заднетеменной коры, так и нижнетеменных и задневисочных отделов. Их основная часть (поле 39) — нижнетеменная область — занимает почти четвертую часть всего блока приема, переработки и хранения информации. Эти третичные зоны задних отделов реагируют на обобщенные признаки слова, признаки того или иного предмета, движения, передаваемые словом. Такая работа третичных зон задних отделов коры необходима для построения уровня символических процессов — для операций значениями слов, ассоциативной памятью на слова разных групп, сложными логическими и грамматическими структурами, для счета, для хранения их в памяти и т.п. Развивая идеи Л.С. Выготского (1934), А.Р. Лурия сформулировал три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в блок получения, переработки и хранения информации. Первый закон — закон иерархического строения входящих в состав этого блока корковых зон. У маленького ребенка для обеспечения формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, связанных с той или иной периферической анализаторной системой. Для формирования успешной работы вторичных зон ребенка, обеспечивающих организацию комплексных форм слуховой, зрительной или кинестетической чувствительности (например, акустические параметры фонем, вычленение элементов предмета, артикуляторные дифференциальные признаки фонем и т.д.) необходима сохранность функционирования первичных чувствительных зон. Сформированность у ребенка вторичных (гностических) зон коры обеспечивает формирование у него третичных зон в более позднем возрасте. В отличие от ребенка у взрослого ведущими являются третичные зоны коры. Как подчеркивает А.Р. Лурия, воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует, кодирует свои впечатления в определенные логические системы. В связи с этим высшие третичные зоны коры управляют работой подчиненных им вторичных зон коры, а при их поражении оказывают на них компенсирующее воздействие, то есть работа зон коры зависит от сохранности высших: вторичных зон — от третичных, первичных — от вторичных, афферентных подкорковых отделов — от сохранности первичных отделов коры. Второй закон работы задних отделов коры головного мозга — закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры, входящих в их состав. Третичные зоны задних отделов коры головного мозга, обозначенные как зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов (теменно-затылочных, височно-затылочных или теменно-височно-затылочных), осуществляют сложные симультанные пространственные синтезы символического уровня, интегрируя, например, дифференциальные признаки слова или словосочетания. Они обобщают социальный опыт индивидуума, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне речевого мышления. Например, слово «яблоко» стягивает пучок словесно, символически организованных дифференциальных признаков этого символа посредством понятий (твердое, круглое, сладкое или: «как яблоко, румян» и т.д.). Таким образом, третичные зоны участвуют в сложных познавательных процессах. Третий, основной закон формулируется как закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и третичным зонам. Лишь построенные по соматотопическому принципу первичные зоны правого и левого полушарий равноценны. Каждая из этих первичных зон является проекцией контрлатеральных, расположенных на противоположной стороне поверхностей. Иначе обстоит с сугубо человеческими вторичными и третичными зонами левого и правого полушарий. III функциональный блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Организация активной, сознательной, целенаправленной деятельности обеспечивается третьим функциональным блоком мозга, расположенным в лобных отделах головного мозга. Этот блок создает замыслы, формирует планы и программы действий, следит за эффектом их выполнения и т.д. Первичные проекционные зоны, находящиеся в передней центральной извилине, являются исполнительным аппаратом мозговой коры, подготавливающим двигательные программы. Однако решающее значение в подготовке двигательных импульсов имеют вторичные и третичные зоны этого функционального блока. Вторичные премоторные отделы коры головного мозга развертывают сложное действие или речевой акт по линейному признаку во времени, то есть сук-цессивно. В процессе функционирования этих отделов коры головного мозга осуществляется серийная организация речевого акта, письма и т.д. Третичные префронтальные передние отделы лобной доли играют решающую роль в формировании намерений и программы, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Лобные доли мозга обладают мощной системой восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, получают от ретикулярной формации мощные энергетичные, тонизирующие импульсы. Третичные префронтальные отделы лобных долей фактически надстроены над всеми зонами коры головного мозга. Они отвечают за общую организацию поведения. А.Р. Лурия подчеркивает, что, поскольку любая форма деятельности является результатом деятельности сложной функциональной системы, она базируется на совместной работе сех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление, а также на деятельности правого, субдоминантного по речи полушария (у правшей). Не только глубинные отделы полушарий головного мозга в ряде случаев дают картину так называемой «глубинной» афазии. Интересные данные обнаружены Л.А. Калашниковой, А.С. Кадыковым, Н.К. Корсаковой, Т.А. Кучумовой и др. (2000) о нарушении высших психических функций при инфарктах мозжечка. Существующее на протяжении более двух столетий представление о мозжечке как структуре мозга, контролирующей лишь движения, в последние годы дополнились новыми данными об участии его филогенетически наиболее молодой части — неоцеребеллюма в реализации высших психических функций, что подтверждено рядом новейших аппаратных методов. В целом концепция авторов рассматривается как частный пример сформулированного А.Р. Лурия представления о трех функциональных блоках, обеспечивающих целостную деятельность головного мозга. Анатомической основой влияния мозжечка на ВПФ являются его обширные связи с корой различных отделов полушарий мозга, в первую очередь с ассоциативными полями лобных долей. Авторы приводят три случая с эфферентной моторной и динамической афазией, возникающей при изолированном поражении мозжечка. Они отмечают, что характерной особенностью нарушения ВПФ при поражении мозжечка, как и при поражении других глубинных отделов мозга, является быстрое и достаточно полное восстановление ВПФ, особенно на фоне логопедических занятий. Образование новых синтетических связей между нейронами коры головного мозга и мозжечком, по мнению Allena и др., является морфологической основой восстановления ВПФ. В заключение — о роли различных отделов головного мозга, принимающих участие в речеобразовании. Нельзя забывать о так называемом субдоминантном по речи правом полушарии у правшей, «дающем» богатейшую зрительную, слуховую и тактильно-кинестетическую информацию не только для обозначения всех неречевых звуков, но и о предметах, тактильных, эмоциональных и других ощущениях. При зрительной предметной и слуховой агнозиях пациент не в состоянии определить, назвать предметы и совершаемые им действия. Таким образом, действительно весь мозг участвует в речевой деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1068. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |