Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДАННЫЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА И ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВПФ У РЕБЕНКА
Е.Д, Хомская в работе «Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов» (1978) констатирует, что «нейрофизиологические механизмы произвольных движений и их онтогенетического формирования включают не только моторные, и лобные и нижнетеменные отделы коры (особенно левого полушария)» (с. 241). Исследуя изменение кровотока в разных отделах коры головного мозга, Е.Д. Хомская отмечает, что при выполнении различных речевых заданий локальный кровоток меняет свою направленность, так, при многократных произвольных движениях правой руки возникает устойчивое повышение локального кровотока в сенсомоторной зоне левого полушария, особенно в постцентральной области коры. При ощупывании объекта рукой, ногой, щекой сдвиги кровотока регистрируются в соответствующей зоне соматотопического представительства работающего органа (в пределах постцентральной коры). При выполнении вербальных тестов (повторение, называния дней недели или месяцев в прямом и обратном порядке) локальный кровоток растет в премоторной, постцентральной коре и в средних отделах височной области коры (см. 245). При чтении текста кровоток увеличивается в затылочной коре, а также в височной и премоторной областях коры. При выполнении логических задач локальный кровоток повышается в передних отделах коры и нижнетеменной области (см. 245). В выполнении различных тестов принимают активное участие и глубокие структуры мозга, относящиеся прежде всего к качеству ответов (правильный, ошибочный), то есть уровень активности закономерно перестраивается как при правильных, так и при ошибочных ответах. Глубокие отделы, таким образом, выполняют общие модулирующие функции. Наиболее высокий уровень локального кровотока отмечается многими авторами в левой лобной доле, которой свойственны умственная активность, физиологическая активность произвольного внимания. В формировании высших психических функций изначально ведущую роль выполняют затылочные и лобные доли головного мозга, «питаемые», активируемые подкорковыми отделами. Так, уже 3-недельный ребенок реагирует на свет, направляя «взгляд» в сторону источника света, в 5-месячном возрасте ребенок не только криком и другими способами проявления эмоций (покой, удовлетворенное гуление) демонстрирует сложившиеся комфортные и дискомфортные тактильные ощущения (мокрые пеленки, раздражение кожи, боль в ухе и т.п.). Таким образом, к 5-месячному возрасту задействована теменная доля. Эти данные Е.Д. Хомской очень важны для логопедии. К этому же возрасту относится «умение», а главное — «желание» сидеть на руке взрослого. То есть возникает первичная пространственно-координационная установка, также контролируемая лобными долями. Эти два примера говорят о раннем созревании, прежде всего затылочных долей (зрительного восприятия), а затем и так-тильно-кинестетического. Известно, что ребенок до второго года проходит стадии гуления и лепета. Наблюдения за ранооглохшими детьми показывают, что глухой ребенок к 9 месяцам от рождения «замолкает», что говорит о непроизвольности издаваемых глухим ребенком звуков в процессе гуления. Время возникновения лепета, появляющееся у здоровых детей в возрасте 8—9 месяцев, говорит о том, что здоровый ребенок к этому времени реагирует не только на шумы, издаваемые различными предметами, но и на речевые шумы при глобальном восприятии различных интонаций говорящего с ребенком человека. Первоначально речь матери или отца представляется в коре головного мозга младенца как нечленораздельный звуковой шум, окрашенный интонациями симпатии, поощрения и легкого порицания. Таким образом, височные (акустические) зоны коры головного мозга начинают созревать несколько позже затылочных и теменных отделов. И лишь к 10—12 месяцам ребенок, уже хорошо различающий предметы и тактильно-кинестетические (простейшие) ощущения, начинает вычленять из потока речи взрослых отдельные слова и пытается их произнести сначала непроизвольно, а затем и произвольно с «заимствованными» у родителей интонациями требования, упрека или ласки. Д.А. Фарбер, изучая этапы формирования различных стадий развития коры головного мозга от момента рождения ребенка до 15—17-летнего возраста, представленные в работе «Онтогенез мозговых структур (по данным электрофизиологических исследований)» (1978), приводит следующие стадии развития по данным вызванных потенциалов (ВП): первые 3—5 месяцев; затем от 1 года до 3 лет; у детей 4—5 лет намечается возросшее значение ВП в переднетеменных областях. По топографии частотного спектра ЭЭГ, мозг шестилетнего ребенка ближе к семилетнему, чем к пятилетнему (см. 269). Следующими этапами формирования высших корковых функций, по данным ЭЭГ, являются возрасты: 7—8 лет; 8—9 лет; 10—12 лет; 13—15 лет; 16—17 лет (на этапе завершения полового созревания). Данные Д.А. Фарбер показывают, что «организация процесса восприятия от приема афферентного стимула, осуществляемого нейронным аппаратом проекционных корковых зон (первичные поля. — М. Ш.-Т.) в период от новорожденности до системного акта, созревание которого, определяемое вовлечением в прием и переработку сенсорной информации (вторичные поля) отделов коры, завершается только к 13—15 годам» (с. 247), когда возникает способность сложного системного анализа. Становление корково-подкоркового взаимодействия, определяющего проявление свойств основных нервных процессов, сказывается и в формировании индивидуально-типологических особенностей, темперамента и характера человека. Завершение формирования морфо-функциональных структур, становления дифинтивного типа функционирования мозговых структур следует отнести к 16—17-летнему возрасту. Исследования Е.Д. Хомской, Д.А. Фарбер и многих других позволяют нам еще раз проследить начальные и последующие стадии формирования речевых функций у ребенка. Рассматривая прогрессивную дифференциацию областей и полей коры головного мозга в онтогенезе (1978), Г.И. Поляков также отмечает, что периоды созревания первичных, вторичных и третичных полей протекают в определенной последовательности. Ядерные центральные первичные поля коры головного мозга, связанные с подкорковыми образованиями, формируются в первую очередь. Периферические поля ядерных зон вступают в интенсивный период своего развития в первые недели и месяцы жизни ребенка. Наиболее поздно созревают зоны перекрытия анализаторов и формаций лобной области, что происходит в первые годы жизни ребенка, но они завершают свое развитие позднее (к 4—5 годам). СМ. Блинков, излагая общее анатомическое введение в нейропсихологию, специально останавливается на некоторых вопросах билатеральной симметрии. Он отмечает, что нередко можно видеть разницу между длиной полушарий: у правшей немного длиннее левое полушарие, у левшей — правое. Особенно это характерно для полей, расположенных в верхней височной извилине (зона Вернике) и нижней лобной извилине (зона Брока) (рис. 1). Однако в серии наблюдений в разных случаях размеры одного и того же поля больше то в левом, то в правом полушарии. Между этими крайними вариантами встречается вся гамма переходов, включая равенство размеров одного и того же поля в обоих полушариях. Эти данные позволяют сделать заключение о наличии переходов между левшеством и правшеством. Морфологические данные, пишет СМ. Блинков, приводят к выводу о диссоциированной доминантности: как правило, преобладание размеров одной какой-либо корковой формации в одном полушарии сочетается с преобладанием у того же человека другой корковой формации в противоположном полушарии, что приводит к парциальному левшеству. Например. Преобладание размеров теменной доли в левом полушарии может сочетаться с преобладанием размеров лобной доли в правом полушарии (того же мозга) (подчеркнуто мной. — М. Ш.-Т.). Доминантность левого полушария в отношении речи не всегда совпадет с его доминантностью в отношении праксиса. Ведущая рука необязательно совпадает с ведущим глазом или даже с ведущей ногой (1967, 1978). И опять обратимся к проблеме левшества. В 1948 г. была опубликована очень важная для нейропсихологии работа Е.В. Гуровой, которая как врач помогала А.Р. Лурия в определении левшества и правшества у больных с черепно-мозговыми травмами и обнаружила, что из 800 больных 42% оказались абсолютными правшами. И лишь у 240 больных, то есть у 30%, было выявлено разной степени левшество. Однако врач-невропатолог не владела классификацией А.Р. Лурия и пользовалась сокращенной неврологической классификацией афазий, а именно вычленяла только моторную, сенсорную, амнестическую и тотальную афазии. Все больные поступали в резидуальной стадии восстановления. Эти цифры важны для нас в том смысле, что Е.Д. Хомской было подтверждено, что абсолютное правшество здоровых взрослых людей (студенческая среда) наблюдается всего у 42%, абсолютных левшей около 8% (на что неоднократно указывалось в литературе), а у 50% студентов отмечалось парциальное или скрытое (генетически подтвержденное) левшество при наличии тех или иных тестов для определения рукости. Данные Е.Д. Хомской и Е.В. Гуровой значимы для нас в двух планах: 1) подтверждено, что абсолютное правшество наблюдается лишь у 42% населения нашей страны; 2) определение наличия левшества у 240 больных (раненых) с афазией, но не рассмотренных Е.В. Гуровой с позиций нейропсихологи-ческой классификации А.Р. Лурия побудило нас заняться вопросом изучения вариантов афазий у 240 больных левшей, что привело нас к случайному обнаружению того факта, что «пре словутая» проводниковая афазия наблюдается только у левшей. В результате этого исследования (М.К. Бурлакова, 1997) было стерто противоречие между классической анатомической классификацией Вернике—Лихтгейма и нейропсихологической классификацией А.Р. Лурия. Было выявлено, что большинство афазий у левшей возникает при поражении левого полушария, наиболее грубо страдает письмо, чтение и понимание при поражении вторичных полей нижнетеменной доли, а также зон Брока и Вернике. Кроме того, наблюдается значительное отличие этой же афазии у правшей. Кроме того, обнаружена значительная компенсаторная взаимозаменяемость функций височной и лобной долей. У больных с парциальной акустико-гностической афазией при наличии абсолютного непонимания устной речи сохраняется возможность чтения слов без литеральных парафазии, в ряде случаев выполнение письменных инструкций без понимания более сложных текстов, а также верная запись слов под диктовку без понимания воспринятого на слух слова и написанного посредством прочтения этого слова, в устной речи не отмечаются литеральные парафазии и логорея. «Проводниковая» афферентная моторная афазия у левшей и «транскортикальная» сенсорная афазия у левшей все же чаще возникают при поражении левого и реже правого полушария. Акустико-мнестическая и амнестико-семантическая афазии в значительном большинстве возникают у левшей при поражении левого полушария и, к сожалению, менее преодолимы, чем эти же афазии у правшей. Замечательно, что эфферентная моторная афазия у левшей в основном возникает также при поражении задних отделов лобной доли, а динамическая афазия у них вообще отсутствует: по всей вероятности, у левшей имеет место высокая взаимозаменяемость тех отделов лобной доли, при поражении которых у правшей возникает динамическая афазия. Таковы данные наших исследований.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |