Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПОКОЙНЫЙ, ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ГОЛОС
То, как вы говорите, столь же важно, как то, что вы говорите. Я говорил спокойно, а не шептал или кричал. Я позволил ему пред ставиться, спросил его имя и пожал руку. Я не ускорял и не замед лял темп. Отзеркаливайте, подстраивайтесь, ведите беседу.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК Я пожал ему руку, прибегнув тем самым к телесному контакту. Невербальный язык — важный элемент доверительного обще ния. Его важность была продемонстрирована, в частности, в ходе социально-психологического исследования, когда человек перед телефоном-автоматом спрашивал у прохожих 25 центов, чтобы позвонить. Некоторые прохожие давали монету. Когда просив ший касался человека или пожимал ему руку, процент тех, кто соглашался дать монету, резко возрастал. Прикосновение превращает абстракцию в реального человека. Я всегда стараюсь пожать руку собеседнику. Если ему неловко и его рука не поднимается навстречу моей, я быстро опускаю руку. Не стоит настаивать, но попробовать установить физический контакт необходимо. Иногда члены семьи не придают значения физическому кон такту, не протягивают руки, избегают объятий, особенно если адепт культа ведет себя слишком сдержанно или жестко. Тем не менее пожмите руку близкого человека или обнимите его. Корот кое дружеское объятие стоит того, чтобы проявить инициативу.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 201
Обнимая культиста, не нужно отпускать его слишком рано, жди те, пока он сам не захочет, чтобы его отпустили. Если раньше вы не обнимались или не целовались, предупредите его о своем намерении и попросите разрешения: "Я очень хочу тебя обнять! Можно?". Посмотрите, ответит ли он взаимностью. Лучше попро бовать, чем отказаться вовсе. Учитывайте пространственную дистанцию: если вы находи тесь слишком близко, это может быть воспринято как назойли вость, если чересчур далеко — это может показаться проявлением равнодушия. Чтобы определить размеры интимной зоны собесед ника, можно придвинуться к нему и посмотреть, не отступает ли он назад. Когда Стив переносил вес на другую ногу, я старался тоже перемещать вес на другую ногу, как бы отражая его жесты и движения, — это также усиливает взаимопонимание. Можно так же попробовать похлопать человека по спине, например, если вы вместе выходите из комнаты. Обратите внимание на ваши руки. Когда я говорил со Стивом о других культах, то жестикулировал так, чтобы дать понять, что речь вдет о «других» группах, к которым его окружение не отно сится. В то же время я хотел, чтобы он следил за моими жестами, воображая себя на месте муниста. Я хотел, чтобы он, как бы перевоплотившись в муниста, почув ствовал, насколько строг запрет на сомнение в учении Муна и в том Боге, которому Мун призывает поклоняться. Я говорил об этом не отвлеченно и теоретически, а буквально разъяснял все на пальцах, дабы помочь ему увидеть другую сторону проблемы воочию, а не просто услышать рассказ.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ Некоторых людей зрительный контакт подбадривает, посколь ку заставляет их чувствовать, что вы обращаете на них внима ние. Других Прямой зрительный контакт нервирует. Такие люди склонны скорее к восприятию слуховых, а не зрительных сигна лов. Мне кажется неестественным применять длительный зри тельный контакт при разговорах с людьми, однако пришлось этому научиться. В ходе общения понаблюдайте за невербальны ми реакциями человека, чтобы выяснить, в чем он нуждается для углубления взаимопонимания и доверия.
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОКУЛЬТОВОГО "Я" Я пытаюсь найти доступ к той личности, которая заслоняется его нынешним участием в культе. В случае со Стивом этой лич ностью является маленький пятилетний ребенок. Разумеется, я предпочел бы иметь дело с подлинной личностью, а не с культо
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 202
вым «я». Если мне это удается в первые моменты, как в случае с описанной мной реакцией культиста на упоминание Рождества и Пасхи, можно считать связь установленной и относительно устойчивой, чтобы ее использовать.
РАБОТА С КУЛЬТОВЫМ "Я" Если культовая личность — единственное, что открыто в чело веке для взаимодействия, то я стремлюсь всеми доступными спо собами расширить ее мир. Можно попытаться спросить, почему член Административного совета (элитное руководство Свидете лей Иеговы) оставил группу, но в то же время все еще верит в Бога и написал книги, рассказывающие о шестидесяти годах, прове денных в этой организации. Установите свою «территорию» и попробуйте перетянуть его на нее, не допуская обратного. Я предпочитаю не вовлекаться в разговор о журнале иегови стов "Сторожевая Башня". Традиционная стратегия, используемая в спорах, заключается в том, что преимущество получает тот, кто определяет предмет обсуждения. Вместо того чтобы обсуждать доктрину группы, к которой принадлежал Стив, я перевел разго вор на верования других групп.
НАХОДИТЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Я не говорил Стиву, до какой степени я не согласен с ним. Я определил сферу нашего разговора так: "Я — человек, и ты — человек. Мне интересно, кто ты". Я старался объяснить, что для меня имеет значение, что он думает, постоянно задавал ему во просы наподобие: "Вы можете вообразить? Вы когда-либо думали об этом? " Я также сделал акцент на том, что у нас одинаковые имена. Когда имеешь дело с религиозными культами, разговор о духовности и вере может помочь сильнее, чем что бы то ни было, тем более если вы верующий. Если вы находите точки соприкос новения в одних вещах, вам будет легче говорить и о других. На основе общих интересов и мнений возникает взаимопонимание и доверие. То, что я открыл ему дверь, не означало, что я собираюсь выз волять его из культа за те десять минут, которые я отвел для общения с ним. Для того чтобы хотя бы наметить пути достиже ния взаимопонимания, нужно было как-то развить отношения. Идеальным итогом этих отношений могло стать его согласие с моими доводами и признание того, что та «другая» группа, о которой я веду речь, относится к числу культов и использует методы контроля сознания. Проговорите вслух те пункты, в кото рых вы можете достичь согласия. Этот шаг приблизит вас к цели,
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 203
поскольку вы тем самым поможете этому человеку расширить свои взгляды.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ Письма, телефонные звонки и визиты к близкому человеку — основные способы контакта, которыми вы располагаете.[51] Ваше общение часто является самым важным связующим звеном меж ду культистом и «внешним» миром. Каждый раз, когда вы общае тесь с близким человеком — в письмах, по телефону или лично, вы создаете возможность влиять как на его культовую личность, так и на его подлинное "я".
A). ПИСЬМА Письма — мощное средство общения. Необходимо придавать значение каждой букве. Это единственный способ связи, пользу ясь которым вы полностью контролируете ситуацию. Вам следу ет продумывать и планировать написание писем в качестве осно вы для дальнейшего общения. Как всегда в ходе применения под хода стратегического взаимодействия, ваша первоначальная цель заключается в повышении уровня взаимопонимания и до верия, в достижении такого состояния, когда близкий человек ждал бы от вас ответа и хотел переписываться. Следующая цель — сбор информации. Как только вы достигли существенных ре зультатов в достижении этих двух целей, можно переходить к более продвинутым техникам. Даваемые ниже рекомендации помогут вам сочинить письмо: — Начинайте и заканчивайте письмо теплыми словами. — Пишите кратко (избегайте нудных и многословных тракта тов). — Сосредоточьтесь на одном или двух ключевых пунктах. — Заново формулируйте вопросы, поднятые в прошлых теле фонных разговорах и письмах. — Задавайте вопросы, развивающие тематику прошлых взаи модействий. — Координируйте усилия по написанию писем с другими людьми. Письма замечательны тем, что их не обязательно отправлять после написания или даже кому-нибудь показывать. Их можно просто прочитать и выбросить, при необходимости — спрятать. Для некоторых людей сочинение писем — невероятно полезный способ «очиститься» от гнева, разочарования и боли. Участники команды стратегического взаимодействия могут адресовать куль тисту «очищающие» письма столько раз, сколько потребуется, высказывая в них именно то, что они хотят сказать, не таясь. Это
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 204
— эффективный способ не только поддержать близкого человека, но и сохранить собственное душевное равновесие. Вас могут по разить некоторые мысли, возникающие в вашем подсознании. Стратегия эффективного написания писем Как показывает опыт, наиболее эффективная стратегия вклю чает в себя поэтапный процесс написания и редактирования. Сначала напишите первый вариант письма. Отложите его на несколько часов или несколько дней. Откройте его вновь и пред ставьте, что вы — его адресат. Вообразите, что он мог бы думать и чувствовать, читая каждую строчку. Ставя себя на место культи ста, можно лучше всего оценить эффективность того, что вы на писали. Чувствуете ли вы себя ближе к автору письма, читая его с точ ки зрения адресата? Побуждает ли вас это пись мо поделиться с автором чем-то сокровенным? Подталкивает ли к размышлениям о собственном опыте? Редактируйте письмо столько, сколько потребуется, пока не убедитесь, что оно достигло максимальной эффективности. Вы можете также спросить у ва ших родственников и бывших культистов, что они думают о письме, и прислушаться к их советам. Помощь членам семей и друзьям в редактировании важных писем занимает существен ное место в моей работе консультанта.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |