Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПОКОЙНЫЙ, ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ГОЛОС




То, как вы говорите, столь же важно, как то, что вы говорите. Я

говорил спокойно, а не шептал или кричал. Я позволил ему пред­

ставиться, спросил его имя и пожал руку. Я не ускорял и не замед­

лял темп. Отзеркаливайте, подстраивайтесь, ведите беседу.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Я пожал ему руку, прибегнув тем самым к телесному контакту.

Невербальный язык — важный элемент доверительного обще­

ния. Его важность была продемонстрирована, в частности, в ходе

социально-психологического исследования, когда человек перед

телефоном-автоматом спрашивал у прохожих 25 центов, чтобы

позвонить. Некоторые прохожие давали монету. Когда просив­

ший касался человека или пожимал ему руку, процент тех, кто

соглашался дать монету, резко возрастал.

Прикосновение превращает абстракцию в реального человека.

Я всегда стараюсь пожать руку собеседнику. Если ему неловко и

его рука не поднимается навстречу моей, я быстро опускаю руку.

Не стоит настаивать, но попробовать установить физический

контакт необходимо.

Иногда члены семьи не придают значения физическому кон­

такту, не протягивают руки, избегают объятий, особенно если

адепт культа ведет себя слишком сдержанно или жестко. Тем не

менее пожмите руку близкого человека или обнимите его. Корот­

кое дружеское объятие стоит того, чтобы проявить инициативу.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 201


 

 

Обнимая культиста, не нужно отпускать его слишком рано, жди­

те, пока он сам не захочет, чтобы его отпустили. Если раньше вы

не обнимались или не целовались, предупредите его о своем

намерении и попросите разрешения: "Я очень хочу тебя обнять!

Можно?". Посмотрите, ответит ли он взаимностью. Лучше попро­

бовать, чем отказаться вовсе.

Учитывайте пространственную дистанцию: если вы находи­

тесь слишком близко, это может быть воспринято как назойли­

вость, если чересчур далеко — это может показаться проявлением

равнодушия. Чтобы определить размеры интимной зоны собесед­

ника, можно придвинуться к нему и посмотреть, не отступает ли

он назад. Когда Стив переносил вес на другую ногу, я старался

тоже перемещать вес на другую ногу, как бы отражая его жесты и

движения, — это также усиливает взаимопонимание. Можно так­

же попробовать похлопать человека по спине, например, если вы

вместе выходите из комнаты.

Обратите внимание на ваши руки. Когда я говорил со Стивом о

других культах, то жестикулировал так, чтобы дать понять, что

речь вдет о «других» группах, к которым его окружение не отно­

сится. В то же время я хотел, чтобы он следил за моими жестами,

воображая себя на месте муниста.

Я хотел, чтобы он, как бы перевоплотившись в муниста, почув­

ствовал, насколько строг запрет на сомнение в учении Муна и в

том Боге, которому Мун призывает поклоняться. Я говорил об

этом не отвлеченно и теоретически, а буквально разъяснял все

на пальцах, дабы помочь ему увидеть другую сторону проблемы

воочию, а не просто услышать рассказ.

 


ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Некоторых людей зрительный контакт подбадривает, посколь­

ку заставляет их чувствовать, что вы обращаете на них внима­

ние. Других Прямой зрительный контакт нервирует. Такие люди

склонны скорее к восприятию слуховых, а не зрительных сигна­

лов. Мне кажется неестественным применять длительный зри­

тельный контакт при разговорах с людьми, однако пришлось

этому научиться. В ходе общения понаблюдайте за невербальны­

ми реакциями человека, чтобы выяснить, в чем он нуждается для

углубления взаимопонимания и доверия.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ДОКУЛЬТОВОГО "Я"

Я пытаюсь найти доступ к той личности, которая заслоняется

его нынешним участием в культе. В случае со Стивом этой лич­

ностью является маленький пятилетний ребенок. Разумеется, я

предпочел бы иметь дело с подлинной личностью, а не с культо­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 202


 

 

вым «я». Если мне это удается в первые моменты, как в случае с

описанной мной реакцией культиста на упоминание Рождества

и Пасхи, можно считать связь установленной и относительно

устойчивой, чтобы ее использовать.

 

РАБОТА С КУЛЬТОВЫМ "Я"

Если культовая личность — единственное, что открыто в чело­

веке для взаимодействия, то я стремлюсь всеми доступными спо­

собами расширить ее мир. Можно попытаться спросить, почему

член Административного совета (элитное руководство Свидете­

лей Иеговы) оставил группу, но в то же время все еще верит в Бога

и написал книги, рассказывающие о шестидесяти годах, прове­

денных в этой организации.

Установите свою «территорию» и попробуйте перетянуть его

на нее, не допуская обратного.

Я предпочитаю не вовлекаться в разговор о журнале иегови­

стов "Сторожевая Башня". Традиционная стратегия, используемая

в спорах, заключается в том, что преимущество получает тот, кто

определяет предмет обсуждения. Вместо того чтобы обсуждать

доктрину группы, к которой принадлежал Стив, я перевел разго­

вор на верования других групп.

 


НАХОДИТЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Я не говорил Стиву, до какой степени я не согласен с ним. Я

определил сферу нашего разговора так: "Я — человек, и ты —

человек. Мне интересно, кто ты". Я старался объяснить, что для

меня имеет значение, что он думает, постоянно задавал ему во­

просы наподобие: "Вы можете вообразить? Вы когда-либо думали

об этом? " Я также сделал акцент на том, что у нас одинаковые

имена. Когда имеешь дело с религиозными культами, разговор о

духовности и вере может помочь сильнее, чем что бы то ни было,

тем более если вы верующий. Если вы находите точки соприкос­

новения в одних вещах, вам будет легче говорить и о других. На

основе общих интересов и мнений возникает взаимопонимание

и доверие.

То, что я открыл ему дверь, не означало, что я собираюсь выз­

волять его из культа за те десять минут, которые я отвел для

общения с ним. Для того чтобы хотя бы наметить пути достиже­

ния взаимопонимания, нужно было как-то развить отношения.

Идеальным итогом этих отношений могло стать его согласие с

моими доводами и признание того, что та «другая» группа, о

которой я веду речь, относится к числу культов и использует

методы контроля сознания. Проговорите вслух те пункты, в кото­

рых вы можете достичь согласия. Этот шаг приблизит вас к цели,

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 203


 

 

поскольку вы тем самым поможете этому человеку расширить

свои взгляды.

 


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

Письма, телефонные звонки и визиты к близкому человеку —

основные способы контакта, которыми вы располагаете.[51] Ваше

общение часто является самым важным связующим звеном меж­

ду культистом и «внешним» миром. Каждый раз, когда вы общае­

тесь с близким человеком — в письмах, по телефону или лично,

вы создаете возможность влиять как на его культовую личность,

так и на его подлинное "я".

 

A). ПИСЬМА

Письма — мощное средство общения. Необходимо придавать

значение каждой букве. Это единственный способ связи, пользу­

ясь которым вы полностью контролируете ситуацию. Вам следу­

ет продумывать и планировать написание писем в качестве осно­

вы для дальнейшего общения. Как всегда в ходе применения под­

хода стратегического взаимодействия, ваша первоначальная

цель заключается в повышении уровня взаимопонимания и до­

верия, в достижении такого состояния, когда близкий человек

ждал бы от вас ответа и хотел переписываться. Следующая цель

— сбор информации. Как только вы достигли существенных ре­

зультатов в достижении этих двух целей, можно переходить к

более продвинутым техникам. Даваемые ниже рекомендации

помогут вам сочинить письмо:

— Начинайте и заканчивайте письмо теплыми словами.

— Пишите кратко (избегайте нудных и многословных тракта­

тов).

— Сосредоточьтесь на одном или двух ключевых пунктах.

— Заново формулируйте вопросы, поднятые в прошлых теле­

фонных разговорах и письмах.

— Задавайте вопросы, развивающие тематику прошлых взаи­

модействий.

— Координируйте усилия по написанию писем с другими

людьми.

Письма замечательны тем, что их не обязательно отправлять

после написания или даже кому-нибудь показывать. Их можно

просто прочитать и выбросить, при необходимости — спрятать.

Для некоторых людей сочинение писем — невероятно полезный

способ «очиститься» от гнева, разочарования и боли. Участники

команды стратегического взаимодействия могут адресовать куль­

тисту «очищающие» письма столько раз, сколько потребуется,

высказывая в них именно то, что они хотят сказать, не таясь. Это

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 204


 

 

— эффективный способ не только поддержать близкого человека,

но и сохранить собственное душевное равновесие. Вас могут по­

разить некоторые мысли, возникающие в вашем подсознании.

Стратегия эффективного написания писем

Как показывает опыт, наиболее эффективная стратегия вклю­

чает в себя поэтапный процесс написания и редактирования.

Сначала напишите первый вариант письма. Отложите его на

несколько часов или несколько дней. Откройте его вновь и пред­

ставьте, что вы — его адресат. Вообразите, что он мог бы думать и

чувствовать, читая каждую строчку. Ставя себя на место культи­

ста, можно лучше всего оценить эффективность того, что вы на­

писали. Чувствуете ли вы себя ближе к автору письма,

читая его с точ ки зрения адресата? Побуждает ли вас это пись­

мо поделиться с автором чем-то сокровенным? Подталкивает ли

к размышлениям о собственном опыте? Редактируйте письмо

столько, сколько потребуется, пока не убедитесь, что оно достигло

максимальной эффективности. Вы можете также спросить у ва­

ших родственников и бывших культистов, что они думают о

письме, и прислушаться к их советам. Помощь членам семей и

друзьям в редактировании важных писем занимает существен­

ное место в моей работе консультанта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...