Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лучший из вероятных сценариев
— Участник культа говорит: "У меня свободный день. Мы не обязаны быть здесь. Давай отправимся в город или куда-нибудь еще, прогуляемся, развлечемся". Вы уже выбрали несколько мест, которые могли бы пробудить у него благоприятные воспоминания, и знаете, какие вопросы вы хотели бы с ним обсудить, например о фобиях (глава 10). Худший из вероятных сценариев — Участник культа подозрителен. Он говорит; "Я не доверяю тебе, ты раньше никогда меня не навещал. Может, ты хочешь отправить меня на депрограммирование"! Вам надо потрудиться, чтобы достичь взаимопонимания и до верия. Вы можете спросить: "Что нам сказать, чтобы убедить тебя в чистоте наших намерений и в нежелании нарушать твои права и не принуждать к чему-либо против твоего желания?". Наиболее вероятный сценарий — Участник культа говорит, что «друг» просил присоединиться к вам во время визита, и добавляет, что будет лучше, если вы все останетесь на его территории. Вы говорите: "На этот раз мы согласны, если ты действительно этого хочешь". Затем вы спра шиваете другого члена группы: "Как вас зовут? Откуда вы? Как давно вы в этой группе?". После приятной, лишенной намеков на конфронтацию встре чи культист, а также его товарищи и лидеры будут думать, что
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 194
вы удобный для них человек, и будут надеяться, что вы больше не представляете для них опасности. Они лишь убедятся в том, что вы любите своего ребенка. Вас, вероятно, пригласят приехать в гости еще. На следующий раз, возможно, вы сумеете побыть некоторое время наедине со своим родственником. Вам обоим могут даже разрешить покинуть территорию, находящуюся в ве дении культа. Продумывая и подготавливая свое поведение в соответствии с каждым сценарием, вы в большой мере избегнете неизвестности, порождающей страх и тревогу. Репетируйте различные вариа ции. Если вы поймете, что ваши слова вызывают негативные реакции, попробуйте что-то другое. Чем лучше вы понимаете реакцию культиста, тем точнее вы можете предсказать его ответ. Многие люди испытывают непривычные затруднения, учась быть осмотрительными в общении с членами семьи. Этот вид репетиционных приемов давно уже стал обычным делом в мире бизнеса, особенно в торговле. Его цель — научить продавцов и торговых агентов делать деньги. Чем больше они моделируют возможную реакцию клиента, тем больший успех им обеспечен. Чем больше вы репетируете, тем легче будет оказывать конструк тивное влияние на культиста.
НАМЕРЕНИЕ — ПРЕПОДНЕСЕНИЕ — РЕАКЦИЯ Важным элементом целенаправленного общения является спо собность оценивать предполагаемое сообщение, манеру его изло жения и реакцию адресата. Практикуясь в умении задавать во просы или передавать информацию, имейте в виду три стадии общения. — Намерение: то, что вы хотите выразить, например: "Я так сильно тебя люблю". — Преподнесение: слова, которыми вы поль зуетесь, и то, как вы их говорите: выражение вашего лица, тон голоса и темп речи. — Ответ: получаемая вами реакция — то, что «услышал» адресат. Например, отец культиста хочет сообщить сыну, что любит его. Это то, что он чувствует. Однако он может быть потрясен внеш ним видом сына, поэтому спрашивает: "Почему ты так одет? " Манера преподнесения окрашена в данном случае в саркастиче ские и критические тона, так что ответ будет, вероятно, защит ным. Культист может выразить свои чувства невербальным спо собом — отводя глаза, морща лоб или скрещивая руки — или словами: "Я такой, как есть. Если ты не можешь меня принять, это твоя проблема". Сосредоточьтесь на реакции. Если вы не по лучаете желаемого отклика, добивайтесь взаимопонимания и доверия, снабжая собеседника информацией и заставляя его со
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 195
мневаться в незыблемости своего положения, после чего вновь продумайте выбор слов и манеру изложения. Снова подумайте, что именно вы хотите выразить, и найдите для этого другой спо соб. Если ваши действия способствуют взаимопониманию и дове рию, вы на правильном пути. Если то, что вы делаете, ведет к деструктивной реакции и отчуждению близкого человека, пре кратите это делать. Сведите ущерб к минимуму. Вам необходимо выработать гибкие и конструктивные модели общения, которые максимально способствуют позитивным реакциям, а следова тельно, взаимопониманию и доверию. Жесткие, автоматизиро ванные модели породят отчуждение и разочарование. Членам команды стратегического взаимодействия не стоит расстраиваться или проявлять нетерпение, если они не видят немедленных результатов. Поступая правильно, мы не всегда сразу же получаем наилучший из возможных откликов, но по крайней мере избегаем отрицательных реакций. Представьте свои отношения с близким человеком в виде чаши отверстием в дне. Применяя ПСВ, вы заполняете чашу любовью, попытками взаимопонимания и доверия, но она будет протекать до тех пор, пока вы не выясните, где находится дыра, в которую все исчезает. Как только вы определите, что нужно сделать внутри чаши, ины ми словами, внутри сознания культиста (какую фобию уничто жить, какой информацией обменяться), вы увидите положитель ные результаты.
РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ Следующий уровень подготовки, помимо визуализации (мыс ленного представления), — это разыгрывание ролей. Сначала лю дей приходится уговаривать играть роли, но затем они быстро втягиваются и успешно практикуются в этом деле. Большинству клиентов нравится, когда в качестве разминки я несколько раз участвую в сценках вместе с ними. Обычно я начинаю с того, что беру на себя роль одного из них (члена семьи или друга), в то время как они выступают за участника культа. Мы сосредоточи ваемся на той ситуации, в которой они чувствуют себя беспомощ ными и не знают, как себя вести. К числу распространенных ситуаций относится неумение адекватно высказаться о том, по чему они считают, что лидер культа вводит близкого им человека в заблуждение. То, что они ставят себя на место близкого челове ка и слушают мои ответы, приводит к появлению новых способов самовыражения. Через некоторое время представители команды меняются ролями.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 196
В ходе ролевых игр вы также играете самого себя и делитесь своими соображениями относительно того, что вы хотите сказать культисту (которого играет другой член команды). Это дает воз можность репетировать ответы на различные вопросы со сторо ны культиста. Предварительное проигрывание процесса взаимо действия поможет вамчувствовать себя непринужденно во время реальной встречи и достичь более высокого уровня взаимопони мания и доверия. Бывшие члены культа особенно сведущи по части того, чего можно ожидать и как надо действовать в подобных ситуациях. Чем больше у вас будет контактов с этими людьми, способными на репетициях проигрывать реакцию типичного культиста, тем точнее вы будете прогнозировать поведение близкого человека.
ПРИМЕР РОЛЕВОЙ ИГРЫ Ниже приводится запись длительной ролевой игры, которую я разыграл с бывшим членом группы Свидетелей Иеговы (здесь он фигурирует под именем Стив В. Некоторые его характерные чер ты также изменены). Ваши первые попытки, скорее всего, будут более фрагментарными и менее отшлифованными, в основном за недостатком опыта. Я воспроизвожу упражнение целиком, чтобы продемонстрировать различные аспекты общения с чле ном культа. Эта сцена знакома большинству из нас: человек появляется у моих Дверей с намерением вручить мне издания "Сторожевой Башни". Не все понимают, что Свидетели Иеговы отвечают кри териям культа, применяющего контроль сознания. Пока бывшие члены этой группы не просветили меня, я также не предполагал, что это так. СВ: (стучит в дверь): Я — Стив. Я здесь, чтобы спросить, интере суетесь ли вы изучением Библии. Время истекает. Я могу предо ставить неопровержимые доказательства того, что в ближайшие месяцы грядет Армагеддон. Вы должны войти в Царство Божье! СХ: Еще раз — как вас зовут? СВ: Стив В. А вас как зовут? СХ: Стив. Я думаю, мы можем запомнить имена друг друга. Меня интересует то, что вы намерены сообщить, Стив. Не могли бы вы немного рассказать о себе? Сколько времени вы состоите в Обществе Сторожевой Башни? СВ: Большую часть жизни. Моя мать стала Свидетелем Иеговы (СИ), когда мне было пять лет. Она привела в эту группу и своих детей. Для меня это образ жизни. СХ: Вы помните, когда ваша мама вступила в группу?
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 197
СВ: Да, я даже помню одно Рождество, — как вам, возможно, известно, СИ не празднуют Рождество. СХ: О, в самом деле? Но вы помните, как праздновали Рожде ство когда вам было пять лет? СВ: Да, и даже охоту за пасхальными яйцами в доме бабушки. СХ: Это было интересно? СВ: Да, но я здесь не для того, чтобы говорить об этом. Я здесь, для того, чтобы говорить о Царстве Божьем. СХ: Вы живете по соседству? СВ: Я — один из ваших соседей. СХ: Сколько вам лет? СВ: Сорок четыре года. СХ: И вы давно живете в этом районе? СВ: О, приблизительно двадцать лет. СХ: Итак, вы идете от двери к двери, потому что хотите, чтобы люди знали о скором конце? СВ: Мы предлагаем бесплатное изучение Библии на дому. В Библии можно найти доказательства того, что конец этого мира близок. Вы узнаете, что можно сделать для того, чтобы спастись и войти в новый мир. СХ: Угу. Что изменится, если я вступлю в вашу организацию? СВ: Вы впервые выясните, насколько соответствуете цели Бога. Вы увидите, что у Иеговы есть цель для вас. СХ: Я уже верю, что Бог имеет цель для меня. СВ: В самом деле? И что это за цель? СХ: Я провел много исследований, проводил беседы и консуль тации, читал лекции. СВ: Чему посвящены эти исследования и консультации? СХ: Стив, я действительно интересуюсь вами как человеком. Могли бы вы рассказать мне немного больше о том, что происхо дило в вашей жизни? Что для вас важно? Какие у вас есть вопро сы? Это поможет мне понять, чем вообще занимается ваша груп па. Могли бы вы рассказать мне о своих мыслях? СВ: Как Свидетель Иеговы? СХ: Нет, как человек. СВ: Когда вы — СИ, вся ваша жизнь поглощается организацией Иеговы. Все, чем вы являетесь как человек, стремится к цели распространения Царства благой вести. Если вы накопите доста точно добрых трудов, вы переживете битву Армагеддона. Я жду ее. СХ: Стив, я должен задать вопрос и надеюсь, что он вас не огорчит. Мне бы этого очень не хотелось. Можно спрашивать? СВ: Давайте.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 198
СХ: Когда я слышу, как именно вы говорите, то чувствую, что с вами происходит что-то еще. Внутри вас остается какая-то часть, которая не верит полностью в то, что вы говорите. СВ: Я думаю, вы видите, что СИ не совершенны. Мы не совер шенны. СХ: Хорошо. И я не совершенен. Я не знаю ни одного человека, который был бы совершенен. СВ: Лишь мы владеем истиной, но как личности мы несовер шенны. У нас есть свои проблемы. У меня есть семейные пробле мы. СХ: Я согласен с вами! Никто из нас не совершенен. В этом мы едины. СИ претендуют на обладание истиной — существует масса организаций, утверждающих, что они обладают истиной. Вы обратили на это внимание? СВ: Насколько я знаю, Христианская Наука, мормоны, римские католики и адвентисты седьмого дня заявляют, что обладают высшей истиной. СХ: А что вы скажете о сайентологии? Это те, кто рекламирует книгу "Дианетика". СВ: О да. СХ: Они уверены, что лишь они владеют истиной и могут по мочь спасти Землю. А что вы думаете о мунистах? СВ: Они все верят, что владеют истиной? СХ: Они убеждены, что Сан Мьюнг Мун, их лидер, является вновь пришедшим Христом. Члены группы полностью посвяща ют жизнь тому, чтобы помочь людям прийти к Богу через их интерпретацию Библии. У меня есть друзья, участвовавшие в этой группе. Как насчет Множащихся Пастырств (Multiplying Ministries)! СВ: Я никогда не слышал о них. СХ: Это очень быстро растущая группа. Они уверяют своих чле нов, что раз так много людей присоединяется к ним, значит, они избраны Богом. СВ: С их стороны слишком самонадеянно заявлять подобное. СХ: Да, и я так думаю. Члены этой группы верят, что Кип Мак- Кин — Бог, миропомазанный на планете Земля, и что только они практикуют истинное христианство. Они также верят, что конец близок. Я знаю людей, связанных с этой группой. Это поразитель но. Если вы посмотрите со стороны и подумаете об этом, то обна ружите существование тысяч подобных групп. Каждая заявляет, что лишь она владеет истиной. Если вы изменяете данной кон кретной группе то, в сущности, отправляетесь в ад. Можете ли вы вообразить кого-нибудь боящимся уйти от мунистов только из-за боязни попасть в ад? Разве это не смешно?
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 199
СВ: Ну, во-первых, они лгут. В отличие от них, у нас есть Библия, подтверждающая все, что мы говорим. Я знаю, что выгляжу неле по, стоя перед вашей дверью и заявляя: "Мы обладаем истиной!", но мы в самом деле ею обладаем. Мы можем доказать это с помо щью Библии. Я не думаю, что другие группы могут это сделать. СХ: Стив, я вполне допускаю, что вы чувствуете и думаете именно так. Вы были вовлечены в группу в возрасте пяти лет. Уверен, что на вашем месте я чувствовал бы то же самое. Думаю, любопытно обнаружить, что где-то есть другие группы с завербо ванными адептами, которым сказали, будто лишь они одни вла деют Божественной истиной, а любая другая группа по сравне нию с ними — намного хуже. Лишь они одни обладают истиной! Им даже навязали фобии — можете себе представить! Если они уйдут из своей группы, с ними случится что-нибудь плохое. Им говорят, что они отправятся в ад. Они заболеют раком, их собьет автомобиль, наконец, они потеряют путь к спасению. Они верят, будто такой же человек, как они, настолько ближе их к Богу, что принимают за чистую монету все, что говорит лидер, даже если это противоречит их собственному внутреннему стремлению к истине. Даже если это идет против их желания сомневаться, ду мать и осуществлять свою свободную волю. Вы, вероятно, согла ситесь, что Бог хочет, чтобы мы имели свободную волю. Разве это не поразительно? СВ: Я не желаю говорить об этом. Я предпочел бы поговорить о журнале "Сторожевая Башня", который перед нами. СХ: А я думаю, это было бы ценно. Мне бы хотелось немного поразмышлять о нашей беседе. Я знаю, вы тоже намерены это сделать. Я хотел бы упомянуть еще кое о чем, что, как мне кажет ся, важно сказать именно сейчас. Мунисты говорили моему другу, что если он когда-либо подвергал сомнению Муна или Библию в том виде, как она подавалась Церковью Унификации (Объедине ния), то это значит, что его пытались соблазнить или проверить злые духи или Сатана. Его учили исключать любые сомнения. Только следовать примеру. Только отдавать себя в руки Бога. И тогда все получится. Когда кто-нибудь пытался поговорить с ним, спрашивая: "Эй, ты читал это? " или: "Ты говорил с этим челове ком?", а также советуя: "Изучи это", — он автоматически отвечал: "Сатана пытается забрать меня из этой группы. Сатана старается отвратить меня от Бога. Я не могу это слушать". Чем сильнее он пытался подавить сомнения, тем глубже они становились. Он действительно хотел знать, в чем состоит истина. Разве это не удивительно? СВ: Я должен идти.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 200
СХ: Приятно было познакомиться с вами (рукопожатие). Я уве рен, что вы подумаете о том, что я сказал, не постесняетесь вер нуться, и мы сможем еще поговорить. Помните, что разговаривая с членом культа, вы можете пере дать свои мысли и суждения за считанные секунды при помощи нескольких слов, взгляда, интонации, жеста. В ходе описанного выше упражнения я старался избегать прямой конфронтации, занимая позицию любопытствующую, но и обеспокоенную. Прак тика порождает, опыт, а на моем счету более двадцати лет. Я не обдумываю сознательно все, что буду объяснять, а делаю это уже естественно. Исходя из учебных задач, я объясню некоторые из главных пунктов.
УЛЫБКА НА ЛИЦЕ Он постучал в дверь, я открыл ее и улыбнулся. Если бы я хму рился, он получил бы отрицательное сообщение. Нужно помнить старую истину: "Убить можно и взглядом". Я хотел, чтобы вошед ший сразу понял, что я настроен дружественно.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |