Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДЛИННОЙ ЛИЧНОСТИ




Как бы ни пытались культовые вербовщики подавить и уни­

чтожить подлинную личность, им никогда не удается это сделать

до конца. В сознании докультового «я» было слишком много

переживаний, отложившихся в положительные воспоминания,

чтобы все они могли исчезнуть без остатка. Культ стремится пре­

дать забвению эти значимые моменты и отвести прошлому чело­

века подчиненное место. Однако через какое-то время подлинное

«я» начинает искать способы восстановить свою свободу.

Подлинная личность продолжает играть активную роль в ду­

ховной жизни культиста:

— Провоцируя заболевания (например, кожные, астматиче­

ские, аллергические), что дает члену культа оправдание для сна

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 183


 

 

и некоторого свободного времени на фоне изматывающего рабо­

чего режима. Если болезнь угрожает жизни, член культа может

считать оправданным и поиск внешней медицинской помощи. —

Оказывая давление на культовую личность с целью отправиться

в гости домой. Подлинная личность изощряется в изобретении

оправданий, таких, как сбор одежды и средств или поиск новых

рекрутов.

— Роняя в разговоре с членами семьи или друзьями намеки на

то, что им на самом деле тоже хочется спастись. Несколько семей

входили в контакт со мной после того, как их ребенок запрещал

им обращаться к профессиональному консультанту. До того как

культист делал подобный намек, семьи не представляли себе, что

могут связаться с кем-нибудь вроде меня, чтобы получить по­

мощь. — Порождая тематические сны. Бывшие адепты описыва­

ют преследовавшие их во время пребывания в культе повторяю­

щиеся кошмары, в которых они получали увечье или попадали в

западню. Я знаю людей, которым снилось, что они потерялись в

угрожающе темном лесу, задохнулись или были задушены либо

находятся в заключении в концентрационном лагере.

— Переживая духовные впечатления (вроде откровения), что

их новое назначение — оставить группу. Культовая личность не

желает покидать группу, но переживание является настолько

мощным, что человек подчиняется своему бессознательному и

бежит, с надеждой на поддержку.

Будучи в группе мунистов, я думал, что прежний Стив, «дур­

ной» Стив — мертв. После того как почти фатальный несчастный

случай отправил меня в больницу, я пробыл вне культовой среды

более двух недель. Чтобы поддерживать свою культовую иден­

тичность, я слушал в больнице речи Муна на корейском языке (с

синхронным английским переводом) через наушники. Когда я

покинул больницу, мои родители приняли меры, чтобы бывшие

адепты провели со мной процедуру депрограммирования. Я обна­

ружил, что мое прежнее «я» все еще со мной. Человеческое созна­

ние и дух обладают удивительным запасом жизненных сил и

гибкости. Меня поистине поражает, что люди могут вынести и

сохранить способность выживать и добиваться успеха.

Подход стратегического взаимодействия ускоряет этот процесс,

потому что учит членов семьи и друзей:

— Воссоединять человека с его прошлыми воспоминаниями и

переживаниями.

— Облегчать позитивную открытость людям, не входящим в

группу.

— Обеспечивать интенсивный доступ к внешней информации.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 184


 

 

— Доводить до сознания человека накопившийся негативный

опыт, полученный им в ходе пребывания в группе.

 



ПОМОЩЬ БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ОСОЗНАНИИ СВОЕГО

ОПЫТА

Поскольку культы, применяющие контроль сознания, никогда

не выполняют своих обещаний, вполне вероятно, что ваш близ­

кий человек испытает много разочарований от пребывания в

группе. Изнутри себя подлинная личность видит противоречия,

задает вопросы и фиксирует негативный опыт. Существенно важ­

ной частью ПСВ является прояснение личных переживаний чело­

века таким образом, чтобы он сам смог с ними разобраться.

На более поздних стадиях процесса стратегического взаимо­

действия культисты в состоянии рассказать о конкретных нега­

тивных инцидентах, имевших место в группе. Иногда они вспо­

минают о каком-либо особо травматическом опыте, например о

том, как были изнасилованы лидером культа, или о том, как их

заставляли лгать, мошенничать или красть. Даже если они в тот

момент сознавали, что делают что-то неправомерное или подвер­

гаются насилию, они не были способны переработать это знание

или действовать в соответствии с ним, пока тон задает их культо­

вая личность. Только когда подлинному «я» было дано разреше­

ние и ему помогли высказаться, эти переживания дошли до со­

знания.

 

ДЕЛИТЕСЬ ЧУВСТВАМИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, НО НЕ

СУЖДЕНИЯМИ

Различие между восприятием и суждением иногда трудноуло­

вимо. В приведенном ниже примере член команды, чье имя было

изменено, совершает обычную ошибку, предлагая вывод вместо

наблюдения.

Дэнни: Я понимаю, что должен был задать [близкому человеку]

конкретный вопрос, вроде: "Что ты сделал для изучения контроля

сознания?". Я обычно чувствую, как он замыкается, и отступаю.

СХ: Указывали ли вы ему когда-нибудь на то, что, задавая по­

добный вопрос, чувствуете, как он замыкается? Подобные дей­

ствия не похожи на него, так что же происходит?

Дэнни: Мне кажется, я указал ему, что он склонен занимать

оборонительную позицию.

СХ: Сказать, что он "склонен занимать оборонительную пози­

цию", — значит высказать критическое суждение. Это — оценка,

в то время как если бы вы просто сообщили о возникшем у вас

чувстве и спросили: "В чем тут дело? " — это дало бы ему обратную

связь с просьбой подумать и, возможно, понять вас.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 185


 

 

Вместо утверждений задавайте открытые вопросы, добиваясь

максимума информации:

— Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с папой.

— Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с ма­

мой.

— Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с бра­

тьями и сестрами.

В ходе большинства организованных мной стратегических вза­

имодействий члены семьи быстро понимают, что далеко не все­

гда ориентируются в том, что данный человек думал раньше о

тех или иных людях и вещах. Помимо обучения членов семьи

методам общения, я стараюсь заставить их понять, как мало они

знают, и подтолкнуть их к тому, чтобы они узнавали больше.

Несомненно, им следует скрупулезно собирать информацию от

стадии докультовой личности до нынешнего состояния и связан­

ных с ним воззрений. Младший брат: Я не знаю, как отвечать на

некоторые вопросы предложенной "Формы для получения исход­

ной информации".

Если вы не знаете ответов, спрашивайте у других, но особенно

спрашивайте у своего близкого. Это — еще одна возможность

добиться взаимопонимания и доверия в ходе сбора информации.

Некоторые из вопросов, которые вы могли бы задать, могут быть

такие: — Я действительно не знаю тебя так, как хотел бы. Скажи,

как обстояли дела до того, как ты попал в свое нынешнее окруже­

ние? — Как бы ты описал свои отношения с папой три года назад,

перед тем, как присоединился к группе?

— Что бы ты хотел изменить в отношениях с мамой или папой?

— Что ты думаешь о времени своего взросления? Что ты дума­

ешь о нынешнем положении?

— В чем, по твоему мнению, папе следовало бы измениться?

Культист может ответить:

— Мне хотелось бы, чтобы папа чаще высказывал одобрение.

— Мне хотелось бы, чтобы папа чаще оказывал моральную

поддержку.

— Мне хотелось бы, чтобы папа больше интересовался мной

как личностью.

— Мне хотелось бы, чтобы он обнимал меня, хвалил и лучше

слушал.

На второй день моего депрограммирования мой отец потерял

самообладание и разрыдался. Он спросил, что бы я почувствовал,

если бы мой сын, мой единственный сын бросил учебу, переехал

в другой город и присоединился к весьма сомнительной компа­

нии. В этот момент эмоции отца проникли в мое сердце, и я

понял, что он действительно любит меня.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 186


 

 

Помните, что вы получите совсем другой ответ на эти вопросы,

если отвечать будет культовая личность. Приготовьтесь услы­

шать некоторые неприятные, иногда высокомерные и бесцере­

монные ответы, но постарайтесь слушать внимательно. Не все,

что высказывает культовая личность, будет изначально ложным.

Если культовая личность выдает негативное обобщение, вроде:

"Папа никогда не слушал меня", признайте это. Если вы точно

знаете о тех моментах, когда отец его слушал, приведите эти

контрпримеры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...