Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДЛИННОЙ ЛИЧНОСТИ
Как бы ни пытались культовые вербовщики подавить и уни чтожить подлинную личность, им никогда не удается это сделать до конца. В сознании докультового «я» было слишком много переживаний, отложившихся в положительные воспоминания, чтобы все они могли исчезнуть без остатка. Культ стремится пре дать забвению эти значимые моменты и отвести прошлому чело века подчиненное место. Однако через какое-то время подлинное «я» начинает искать способы восстановить свою свободу. Подлинная личность продолжает играть активную роль в ду ховной жизни культиста: — Провоцируя заболевания (например, кожные, астматиче ские, аллергические), что дает члену культа оправдание для сна
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 183
и некоторого свободного времени на фоне изматывающего рабо чего режима. Если болезнь угрожает жизни, член культа может считать оправданным и поиск внешней медицинской помощи. — Оказывая давление на культовую личность с целью отправиться в гости домой. Подлинная личность изощряется в изобретении оправданий, таких, как сбор одежды и средств или поиск новых рекрутов. — Роняя в разговоре с членами семьи или друзьями намеки на то, что им на самом деле тоже хочется спастись. Несколько семей входили в контакт со мной после того, как их ребенок запрещал им обращаться к профессиональному консультанту. До того как культист делал подобный намек, семьи не представляли себе, что могут связаться с кем-нибудь вроде меня, чтобы получить по мощь. — Порождая тематические сны. Бывшие адепты описыва ют преследовавшие их во время пребывания в культе повторяю щиеся кошмары, в которых они получали увечье или попадали в западню. Я знаю людей, которым снилось, что они потерялись в угрожающе темном лесу, задохнулись или были задушены либо находятся в заключении в концентрационном лагере. — Переживая духовные впечатления (вроде откровения), что их новое назначение — оставить группу. Культовая личность не желает покидать группу, но переживание является настолько мощным, что человек подчиняется своему бессознательному и бежит, с надеждой на поддержку. Будучи в группе мунистов, я думал, что прежний Стив, «дур ной» Стив — мертв. После того как почти фатальный несчастный случай отправил меня в больницу, я пробыл вне культовой среды более двух недель. Чтобы поддерживать свою культовую иден тичность, я слушал в больнице речи Муна на корейском языке (с синхронным английским переводом) через наушники. Когда я покинул больницу, мои родители приняли меры, чтобы бывшие адепты провели со мной процедуру депрограммирования. Я обна ружил, что мое прежнее «я» все еще со мной. Человеческое созна ние и дух обладают удивительным запасом жизненных сил и гибкости. Меня поистине поражает, что люди могут вынести и сохранить способность выживать и добиваться успеха. Подход стратегического взаимодействия ускоряет этот процесс, потому что учит членов семьи и друзей: — Воссоединять человека с его прошлыми воспоминаниями и переживаниями. — Облегчать позитивную открытость людям, не входящим в группу. — Обеспечивать интенсивный доступ к внешней информации.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 184
— Доводить до сознания человека накопившийся негативный опыт, полученный им в ходе пребывания в группе.
ПОМОЩЬ БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ОСОЗНАНИИ СВОЕГО ОПЫТА Поскольку культы, применяющие контроль сознания, никогда не выполняют своих обещаний, вполне вероятно, что ваш близ кий человек испытает много разочарований от пребывания в группе. Изнутри себя подлинная личность видит противоречия, задает вопросы и фиксирует негативный опыт. Существенно важ ной частью ПСВ является прояснение личных переживаний чело века таким образом, чтобы он сам смог с ними разобраться. На более поздних стадиях процесса стратегического взаимо действия культисты в состоянии рассказать о конкретных нега тивных инцидентах, имевших место в группе. Иногда они вспо минают о каком-либо особо травматическом опыте, например о том, как были изнасилованы лидером культа, или о том, как их заставляли лгать, мошенничать или красть. Даже если они в тот момент сознавали, что делают что-то неправомерное или подвер гаются насилию, они не были способны переработать это знание или действовать в соответствии с ним, пока тон задает их культо вая личность. Только когда подлинному «я» было дано разреше ние и ему помогли высказаться, эти переживания дошли до со знания.
ДЕЛИТЕСЬ ЧУВСТВАМИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, НО НЕ СУЖДЕНИЯМИ Различие между восприятием и суждением иногда трудноуло вимо. В приведенном ниже примере член команды, чье имя было изменено, совершает обычную ошибку, предлагая вывод вместо наблюдения. Дэнни: Я понимаю, что должен был задать [близкому человеку] конкретный вопрос, вроде: "Что ты сделал для изучения контроля сознания?". Я обычно чувствую, как он замыкается, и отступаю. СХ: Указывали ли вы ему когда-нибудь на то, что, задавая по добный вопрос, чувствуете, как он замыкается? Подобные дей ствия не похожи на него, так что же происходит? Дэнни: Мне кажется, я указал ему, что он склонен занимать оборонительную позицию. СХ: Сказать, что он "склонен занимать оборонительную пози цию", — значит высказать критическое суждение. Это — оценка, в то время как если бы вы просто сообщили о возникшем у вас чувстве и спросили: "В чем тут дело? " — это дало бы ему обратную связь с просьбой подумать и, возможно, понять вас.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 185
Вместо утверждений задавайте открытые вопросы, добиваясь максимума информации: — Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с папой. — Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с ма мой. — Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с бра тьями и сестрами. В ходе большинства организованных мной стратегических вза имодействий члены семьи быстро понимают, что далеко не все гда ориентируются в том, что данный человек думал раньше о тех или иных людях и вещах. Помимо обучения членов семьи методам общения, я стараюсь заставить их понять, как мало они знают, и подтолкнуть их к тому, чтобы они узнавали больше. Несомненно, им следует скрупулезно собирать информацию от стадии докультовой личности до нынешнего состояния и связан ных с ним воззрений. Младший брат: Я не знаю, как отвечать на некоторые вопросы предложенной "Формы для получения исход ной информации". Если вы не знаете ответов, спрашивайте у других, но особенно спрашивайте у своего близкого. Это — еще одна возможность добиться взаимопонимания и доверия в ходе сбора информации. Некоторые из вопросов, которые вы могли бы задать, могут быть такие: — Я действительно не знаю тебя так, как хотел бы. Скажи, как обстояли дела до того, как ты попал в свое нынешнее окруже ние? — Как бы ты описал свои отношения с папой три года назад, перед тем, как присоединился к группе? — Что бы ты хотел изменить в отношениях с мамой или папой? — Что ты думаешь о времени своего взросления? Что ты дума ешь о нынешнем положении? — В чем, по твоему мнению, папе следовало бы измениться? Культист может ответить: — Мне хотелось бы, чтобы папа чаще высказывал одобрение. — Мне хотелось бы, чтобы папа чаще оказывал моральную поддержку. — Мне хотелось бы, чтобы папа больше интересовался мной как личностью. — Мне хотелось бы, чтобы он обнимал меня, хвалил и лучше слушал. На второй день моего депрограммирования мой отец потерял самообладание и разрыдался. Он спросил, что бы я почувствовал, если бы мой сын, мой единственный сын бросил учебу, переехал в другой город и присоединился к весьма сомнительной компа нии. В этот момент эмоции отца проникли в мое сердце, и я понял, что он действительно любит меня.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 186
Помните, что вы получите совсем другой ответ на эти вопросы, если отвечать будет культовая личность. Приготовьтесь услы шать некоторые неприятные, иногда высокомерные и бесцере монные ответы, но постарайтесь слушать внимательно. Не все, что высказывает культовая личность, будет изначально ложным. Если культовая личность выдает негативное обобщение, вроде: "Папа никогда не слушал меня", признайте это. Если вы точно знаете о тех моментах, когда отец его слушал, приведите эти контрпримеры.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |