Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕБОРА РАЙХМАН И ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН




Когда Марджори и Майкл Райхманы узнали, что их двадца­

тидвухлетняя дочь Дебора намерена присоединиться к группе

под названием Мессианские общины Двенадцати Колен (Гарри­

сонбург, штат Вирджиния), их жизнь наполнилась теми же забо­

тами, что и у любых любящих родителей, чей ребенок попал в

беду. Разумеется, они ничего не знали о группе и не имели ни

малейшего представления о природе деструктивных культов.

Они наивно надеялись на благоразумие своей дочери, полагая,

что человек, получивший образование в колледже, без труда

оставит группу, если почувствует какое-либо негативное влия­

ние.

Райхманы чувствовали, что бессильны воспрепятствовать отъ­

езду дочери. Все, что они могли предпринять, это начать немед­

ленно просвещаться в вопросе о деструктивных культах вообще

и Двенадцати Коленах в частности. В 1995 году Интернет еще не

мог дать достаточно информации. Первые ощутимые плоды при­

несло обсуждение проблемы с несколькими пасторами в районе

Гаррисонбурга. Эти и другие встречи с постоянными жителями

Гаррисонбурга привели их в конечном счете к моей первой кни­

ге, а также к Бобу Пардону и Джуди Барбе.

Боб Пардон — священник и мой друг, который вместе с Джуди

руководит Новоанглийским институтом изучения религии (New

England Institute of Religious Research), расположенным недалеко

от Кэйп Код в Массачусетсе. Многие годы я работал с Бобом по

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 157


 

 

многочисленным случаям и глубоко уважаю его честность, прин­

ципиальность и способность к состраданию. Боб великолепно

знает Библию и даже изучил греческий язык, что оказало неоце­

нимую услугу при консультировании членов библейских групп.

Потратив два года на исследование Двенадцати Колен — беседуя

с адептами этого культа и наблюдая их поведение, Боб и Джуди

накопили огромное количество информации о них и написали

пространную научную статью, которую можно найти на их сайте

по адресу www.NEIRR.org

Боб и Джуди помогли Райхманам понять верования группы,

например, почему женщинам запрещается использовать косме­

тику, и т. д. Узнали Райхманы и о том, что несмотря на утвержде­

ние, будто культом руководят «старейшины», фактически это де­

лает один человек по имени Элберт Юджин Сприггс, бывший

начальник отдела кадров "Дикси ярн компани" (Dixie Yarn

Company), который теперь называет себя Йонеком. Боб и Джуди

растолковали, как протекает вербовка и обработка, после которой

человек уже не сомневается, что следует единственно истинному

христианскому призванию. Райхманам также помогли наладить

связи с бывшими членами культа, многие годы причастными к

его высшему руководству. Когда Райхманы окончательно поняли,

что в группе применяется деструктивный контроль сознания,

они решили встретиться со мной, чтобы распланировать свои

дальнейшие действия.

Во время наших двухдневных подготовительных занятий к

сестре и шурину Деборы обратились соседи, члены Международ­

ной Церкви Христа Кипа Мак-Кина (МЦХ), и пригласили на меро­

приятие под названием "День "Приведи соседа" и на домашнее

изучение Библии. На шурина, по его воспоминаниям, произвел

впечатление их энтузиазм, хотя сестра была настроена скептиче­

ски, поскольку они казались чересчур назойливыми. Однако до

нашей встречи им и в голову не могло прийти, что внешне "ти­

пичная семья из пригорода" входит в группу, практикующую де­

структивный контроль сознания. Мы с Бобом и Джуди потратили

некоторое время, просвещая их об этом культе, в частности пока­

зывая видеозаписи о МЦХ. Мы порекомендовали им поделиться с

Деборой тем, что они узнали о МЦХ, например о том, как Мак-Кин

утверждает, что они — одна-единственная христианская группа

на земле и единственная, чье Крещение принято Богом. Дебора

могла бы увидеть здесь параллели с Двенадцатью Коленами.

Боб, Джуди и я порекомендовали Райхманам поддерживать

хорошую связь с дочерью и стараться не делать ничего, что могло

бы рассматриваться как «негативное». Они усвоили большинство

стратегий общения и методов, вошедших в эту книгу, и активно

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 158


 

 

ими пользовались. Во время визитов в коммуну Майкл вместе с

ее членами готовил пищу, мыл посуду, пел и танцевал. Этим он

зарабатывал доверие членов культа и сумел получить из первых

рук сведения о верованиях и методах группы.

Они с Марджори даже пригласили членов культа навестить их

дом на Среднем Западе, что те и сделали, впоследствии убедив

лидеров группы, что семья является «безопасной». Благодаря про­

деланной предварительной работе Дебора смогла без особых по­

мех получить разрешение вернуться домой погостить и, в конеч­

ном счете, встретиться с нами.

Как только Дебора приехала домой, родители сказали ей, что

встретили людей, хорошо осведомленных о Двенадцати Коленах

и поделившихся некоторыми сведениями об этой группе, кото­

рые, возможно, ей неизвестны. Они спросили, готова ли она

встретиться с нами и выслушать наше мнение. Дебора была так

уверена в "Божьей помазанности" своей группы и ей так не тер­

пелось успокоить тревоги семьи, что она согласилась. Помимо

Боба, Джуди и меня присутствовала двадцатилетняя Джоэллен

Гриффин, бывший адепт Двенадцати Колен, которая чуть не

умерла из-за отсутствия медицинской помощи в этой группе.[42]

Семья попросила Дебору побыть в нашем обществе несколько

дней подряд, чтобы она могла получить исчерпывающую инфор­

мацию и принять полностью взвешенное решение относительно

собственной приверженности группе. Ей сказали, что, если по

истечении этого срока она по-прежнему будет чувствовать себя

обязанной вернуться к Двенадцати Коленам, никто ей не будет

мешать. В результате наших подробных объяснений Дебора ре­

шила уйти из группы.

 



СБОР ИНФОРМАЦИИ

Для того чтобы общаться с адептом и завоевать его доверие,

участники команды должны создать рабочую модель системы

культовых верований и поведения. Узнавайте как можно больше

о доктрине группы и сравнивайте ее с верованиями других групп,

как здоровыми, так и деструктивными. Попытайтесь выявить

специфику способов, с помощью которых группа обманывает сво­

их членов и держит их в зависимости, — делается ли это путем

искажения истины, например, неверного истолкования религи­

озных текстов, или посредством преднамеренного распростране­

ния ложных сведений о тех, кто критикует деятельность группы.

 

ИНТЕРНЕТ

Начните с поисков в Интернете. Это — превосходный источник

текущей информации о культах. Интернет полностью меняет

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 159


 

 

представления о них. Если у вас дома нет доступа к Интернету,

можно воспользоваться местной библиотекой, школой, помощью

заслуживающего доверия друга.

Зайдите на мой сайт (www.freedomofmind.com), ознакомьтесь с

внесенными в список ресурсами и постарайтесь освоить их. Свя­

житесь с другими просветительскими организациями, дающими

сведения о культах, если Ресурсный центр свободы сознания

(Freedom of Mind Resource Center) не располагает нужной вам

информацией. Попробуйте воспользоваться системами метапо­

иска, чтобы отыскать дополнительную информацию о данной

группе.

Учитывая демократический характер Интернета, вы, вероятно,

найдете сайты, которые занимаются пропагандой культовой

практики, равноправно сосуществующие со своими оппонента­

ми и критиками. У каждой проблемы всегда есть минимум две

стороны, так что не стоит принимать любую информацию за

чистую монету. Будьте готовы работать и изучать по возможно­

сти все стороны проблемы. Вам потребуется время на знакомство

с сайтами, выступающими «за» и «против» культов. Рассмотрите

точки зрения обеих сторон, чтобы выработать собственное мне­

ние, основанное на максимально широкой доступной информа­

ции.

Сохранение конфиденциальности в Интернете не является са­

мо собой разумеющимся. Возможно, вам потребуется сохранить

свою личность в тайне, особенно при использовании электрон­

ной почты или участии в телеконференции, посвященной куль­

там. Имейте в виду, что некоторые члены культа являются опыт­

ными и активными пользователями Интернета, под чьим посто­

янным контролем находятся сайты, телеконференции и списки

рассылок. С непривычки можно испугаться электронных спосо­

бов коммуникации, однако владение информацией и простые

меры предосторожности, вроде псевдонима для электронной по­

чты, обеспечивают быстрый и эффективный доступ к неограни­

ченным ресурсам Сети без угрозы для частной жизни.

Если близкий вам человек, находящийся в культовой группе,

приезжает к вам погостить, следует защитить файлы, доступ к

электронной почте и закладкам в Интернете (или к папке

«Favorites» — "Избранное") на вашем компьютере, особенно если

этот человек обладает компьютерной грамотностью. Не так дав­

но я встречался с семьей, которая столкнулась с неприятностями,

потому что приехавший в гости сын-культист без разрешения

обыскал компьютер отца и нашел ничем не примечательный

файл, содержавший историю обмена электронной почтой со

мной. Естественно, что эта находка предупредила его о заплани­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 160


 

 

рованных сеансах стратегического воздействия. Каждый раз, ко­

гда вы пользуетесь компьютером, убедитесь, что удалили все сле­

ды информации, относящейся к культу. Удаляйте любую элек­

тронную почту, способную возбудить подозрение, и храните со­

ответствующие документы на дискете или архивном диске, кото­

рые находятся в безопасном месте. Можно установить пароли

безопасности, и даже программы шифрования, чтобы предотвра­

тить несанкционированный доступ к вашему компьютеру.

 



КУЛЬТОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Выясните, есть ли у группы письменный кодекс этики, и если

есть, придерживаются ли лидеры изложенных там принципов.

Противоречит ли повседневное поведение адептов официально­

му учению? Приказывают ли им лгать, несмотря на предписание

не кривить душой и не утаивать истину? Читая культовую лите­

ратуру, вы создадите основу для выявления и объяснения группо­

вого обмана.

Например, если ваш близкий находится в библейском культе,

читайте Библию, чтобы определить, не искажаются ли цитаты

культовой доктриной, не даются ли ложные толкования отрыв­

ков с целью ввести в заблуждение последователей. Если вы испы­

тываете неловкость или не знакомы с методикой контекстуаль­

ного чтения отрывков, обратитесь за профессиональной помо­

щью. Найдите пропагандистскую литературу, выпущенную куль­

том, и постарайтесь понять предлагаемую там интерпретацию

Библии. Обратитесь к сайту данного культа и отслеживайте опе­

ративную информацию. Распечатайте или сохраните заинтересо­

вавшие вас файлы и поместите их в безопасном месте. Хотя у

библейских культов есть похожие черты, каждая группа имеет

собственный набор верований, которые вам необходимо понять.

Члены команды должны знать различие между общепризнанны­

ми группами, вроде Церкви Христа (основанной в конце 1800-х

годов), и культами типа Международной Церкви Христа (осно­

ванной в 1979 году). В то время как благонамеренные религиоз­

ные объединения часто обеспечивают руководство через равно­

правное ученичество «один-на-один», большинство библейских

культов навязывают авторитарное ученичество, основанное на

принципе "один над другим", когда глава религиозной общины

принимает решения по всем более или менее важным вопросам.

Если человек находится в буддистском культе, я рекомендую

прочесть книгу "Путь с душой: Путеводитель по опасностям и

упованиям духовной жизни" Джека Корнфидда. Спросите близко­

го вам человека, готов ли он прочесть и обсудить ее. Он может

предложить прочитать одну из своих книг. В качестве шага к

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 161


 

 

установлению взаимопонимания и доверия вы можете сделать

это. Постороннему человеку культовые книги кажутся эксцен­

тричными, глупыми, или напротив, заумными, что затрудняет

их чтение. Как правило, дальше первой главы продвинуться

сложно. Если вы чувствуете, что не можете одолеть даже главу,

прочтите хотя бы раздел. Обсудите прочитанное с адептом, как

только закончите чтение.

Всякий раз, когда вы соглашаетесь на обмен материалами для

чтения, решающим условием договора является совместное обсу­

ждение прочитанного. Не стоит ограничиваться словами: "Вот,

прочитай это!" Можно сказать: "Давай прочитаем и обсудим это

вместе". Это создает еще одну благоприятную возможность для

позитивного взаимодействия. Если у вас появились вопросы, ка­

сающиеся прочитанного, запишите их. Составьте для себя кон­

спект. Изложите свои соображения. Удостоверьтесь, что дело до­

ведено до конца.

Всегда учитывайте временные рамки, когда просите об обеща­

нии: "Закончишь ли ты чтение очередной главы к следующему

уик-энду, когда я позвоню? " В назначенный день вы можете

осведомиться: "Понравилась ли тебе глава?". Если он говорит, что

у него еще не было времени прочитать, выразите свое разочаро­

вание и попросите о новом обязательстве: "Как ты думаешь, когда

ты ее прочитаешь?". Если вам ответят, что требуется еще неделя,

отвечайте согласием. Даже если культист продолжает отклады­

вать обсуждение, вы все-таки посеете в его душе семена диссо­

нанса. В конечном счете у него возникнет вопрос: "Почему я не

могу делать то, что хочу? Мне, похоже, мешают на каждом шагу".

Следовательно, он обнаружил кое-что, касающееся его самого и

группового окружения. Нарушения обещаний с его стороны при­

ближают вас к цели.

У вас также могут возникнуть проблемы с выполнением обе­

щаний. Когда вы нарушаете обещание, данное культисту, вы те­

ряете взаимопонимание и доверие. Продемонстрируйте, что вы

стараетесь. Покажите, что вам не все равно, что вы готовы дей­

ствовать, даже если для вас это неприятно. Удостоверьтесь, что

цели определены, и продолжайте в том же направлении. Не дай­

те увести себя в сторону. Твердо стойте на своем!

 


БЫВШИЕ ЧЛЕНЫ КУЛЬТА

Разговор с бывшими членами культа — один из лучших спосо­

бов понять верования, принятые в культе, и узнать, как методы

контроля сознания на самом деле наносят ущерб людям. Экс-

культисты — часто наиболее надежные источники доступной

информации; в ряде случаев они даже выражают желание по­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 162


 

 

мочь спланировать и выполнить стратегическое взаимодей­

ствие. Я рекомендую встретиться и побеседовать по крайней мере

с полудюжиной бывших членов культа: с несколькими людьми

из культа, к которому примкнул близкий вам человек, и с не­

сколькими — из других групп. Обратите особое внимание на тех,

кто прошел консультирование, усвоив и интегрировав культо­

вый опыт. Задайте им примерные вопросы: "Что случилось бы,

если бы мы выбрали этот подход? А как насчет другой стратеги­

и?". Они часто знают тонкости, которые помогут вам выбрать

наиболее эффективный подход.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...