Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И ВЕРОВАНИЙ




— Открыты ли ваши убеждения и верования для изменений?

— Принимаете ли вы во внимание исключения, когда они

оправдываются обстоятельствами?

— Как вы чувствуете себя, когда делаете ошибку?

— Каков источник ваших ценностей (родители, образование,

культурное окружение)?

— Соответствуют ли ваши ценности вашим конкретным обсто­

ятельствам, индивидуальности, потребностям?

— Проверяете ли и оцениваете ли вы свои ценности, убежде­

ния и верования?

— Принимаете ли вы за чистую монету то, что вам говорят

другие?

— Способствуют ли ваши ценности позитивному действию и

поведению?

— Реалистичны ли ваши ценности?

— Являются ли ваши ценности жизнеутверждающими, поддер­

живают ли они вас, питают ли энергией?

— Находили ли вы когда-нибудь, что ваши ценности в какой-то

степени стесняют вас?

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 143


 

 

— Признаете ли вы свои потребности и чувства?

— Что происходит, когда вы замечаете повторяющиеся ситуа­

ции, которые вызывают чувства вины, противоречия, вынужден­

ной обязанности или которых вы избегаете?

 


ПРОБЛЕМЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР

Родные братья и сестры человека, вовлеченного в культ, нахо­

дятся в трудном положении. Они нередко начинают ревновать и

обижаться на излишнее, по их мнению, внимание, уделяемое

культисту. Они могут спрашивать родителей: "Почему получает­

ся так, что вы думаете только о Джоне? Он бездумно жертвует на

нужды культа свои деньги и собственность. Я работаю действи­

тельно усердно, делаю все правильно, а ты обращаешь на меня

внимание только тогда, когда хочешь услышать о Джоне!". Хотя

это — крайний пример, подобные мысли и чувства могут возни­

кать очень часто. В конечном счете, родителям не следует сосре­

доточиваться на участнике культа до такой степени, что другие

отношения оказываются забытыми.

Иногда вместо того, чтобы общаться непосредственно, люди

используют третье лицо, некоего посредника. Это явление назы­

вается триангуляцией и квалифицируется как дисфункциональ­

ный способ общения. Родители иногда определяют одного из де­

тей на роль "распределительного щита" в общении друг с другом

или в передаче сообщений другим членам семьи.

 

Например:

Младшая сестра: Мои родители всегда спорят по поводу того,

что делать с Джоном. При этом я оказываюсь между ними. Долж­

на ли я соглашаться с мамой или с папой? Они хотят, чтобы я

сказала, чья это вина. Они также делают меня посредником, про­

ся поговорить с братом. Иногда я очень злюсь. Большую часть

времени я чувствую себя расстроенной и угнетенной. Плохо уже

то, что мои отношения с братом испорчены. Не хватает мне тут

еще и родителей.

Подобный тип косвенного общения обычно неэффективен и

может таить в себе опасность. Выход из подобной ситуации со­

стоит в том, что человек отказывается от позиции посредника,

всякий раз настаивая на том, чтобы другие заинтересованные

лица не впутывали его в свои взаимоотношения и передавали

нужные сообщения непосредственно тому, для кого они предна­

значаются.

Другая проблема возникает, когда кто-то из родных братьев

или сестер, также бывших в культе, самостоятельно отказался от

участия в нем. Если они были в той же группе, тогда, без сомне­

ния, этот человек рассматривается оставшимся как предатель.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 144


 

 

Категорически необходимо, чтобы сначала бывший адепт хоро­

шо проконсультировался и действительно разобрался в своих

проблемах. Он должен ответить на некоторые из жизненно важ­

ных вопросов: "Кто я? Во что я верю? Что я ценю? Как я хочу

прожить свою жизнь?". Он должен понимать и уметь ясно фор­

мулировать основные вопросы, связанные с культовым контро­

лем сознания. Бывший культист, вероятно, станет ключевой фи­

гурой в процессе спасения. Если родной брат или сестра были в

другой культовой группе, у них обычно больше гибкости и свобо­

ды для открытого разговора с культистом, поскольку они не рас­

сматриваются в качестве «отступников». В данном случае появит­

ся много возможностей объяснить контроль сознания в той фор­

ме, в какой он применялся в их группе.

 


Что делать

— Предложите членам команды стратегического взаимодей­

ствия ответить на вопросы по оценке верований, убеждений и

ценностей.

— Обсудите результаты друг с другом.

— Обратитесь за профессиональным советом о том, как исполь­

зовать результаты непосредственно с членом культа.

ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Одна из наиболее трудных задач, стоящих перед некоторыми

членами семьи, заключается в том, чтобы откровенно и реши­

тельно признаться в каких-либо вредных наклонностях. В самом

деле, сейчас проводятся воздействия, нацеленные на излечение

от наркомании и алкоголизма, аналогичные тем, которые на­

правлены на освобождение от культовой зависимости. Если у

потенциального члена команды проблема с наркотиками или

алкоголем, семья может провести мини-взаимодействие с этим

человеком. Это даст много преимуществ:

— человек будет меньше вредить себе, поправит свое здоровье;

— человек станет моделью положительного изменения;

— семейная система будет усилена процессом роста и измене­

ния.

Вы можете попытаться вовлечь культиста в процесс измене­

ния. Например, в одной семье, с которой я работал, дочь была в

ньюэйджевском гуру-культе. В ходе двухдневной подготовитель­

ной работы выяснилось, что отец был алкоголиком. К счастью, он

признал, что нуждается в профессиональной помощи. Он сказал,

что очень любит дочь и хотел бы изменить свое поведение и

помочь ей. Я предложил матери пригласить дочь домой для "воз­

действия против алкоголизма" с целью отправить отца в лечеб­

ный центр.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 145


 

 

Я договорился, чтобы местный семейный терапист провел это

воздействие. Дочь приехала домой и участвовала в подготови­

тельной встрече с терапистом. Члены семьи, заранее предупре­

жденные о том, что следует говорить отцу, обращали внимание

на конкретные вещи, которые он делал или не делал, вроде нару­

шенного обещания провести Пасху с семьей, или прогулов, сопро­

вождающихся принуждением матери к тому, чтобы она покрыва­

ла его. Участница культа любила отца и приняла действительно

активное участие в процедуре воздействия. Отец согласился по­

ехать на лечение, а мощные эмоциональные узы, обозначившие­

ся между членами семьи, помогли ей почувствовать свою цен­

ность для семьи.

Пару месяцев спустя, когда ее отец успешно прошел курс лече­

ния и вернулся домой, мы провели успешную процедуру воздей­

ствия с ней самой. На сей раз инициативу взял на себя отец,

поскольку именно он служил в данном случае образцом для под­

ражания. Он сказал Дочери: "Ты поставила меня лицом к лицу с

моим проблемным поведением и дала прочувствовать свою лю­

бовь. Я послушался тебя и обратился к врачу. Спасибо, что оказала

мне такую большую поддержку. Теперь я должен сообщить о

некоторых своих заботах, вызванных твоей нынешней ситуаци­

ей. Пожалуйста, выслушай меня и других членов семьи". Это

создало нужный контекст для глубокого взаимопонимания и об­

легчило подход к участнице культа со стороны семьи.

 


РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Большинство людей не желают верить, что они закоснелые

консерваторы — это справедливо и для близкого вам человека.

Если вы — родитель, обеспокоенный тем, что ваш ребенок мыс­

лит несамостоятельно, существенно необходимо развивать и де­

монстрировать собственную широту взглядов, непредубежден­

ность, тем самым поощряя взаимность. Это может быть особенно

трудно, когда дело касается религиозных проблем. Например,

если вы — консервативный христианин, а близкий вам человек

находится в культе, выступающем против концепции Троицы,

это может стать для вас серьезным камнем преткновения. Сторо­

ны постараются навязать друг другу свою точку зрения. Трудно

занимать нейтральную позицию, когда оспаривают одно из ва­

ших центральных религиозных верований.

Также важно понять, что в большинстве библейских культов,

при всей агрессивности индоктринации, она не является основ­

ной причиной, из-за которой адепты остаются в группе. Это про­

исходит потому, что возникает ощущение, будто группа — это и

есть истинный Божий народ, ощущение, формируемое методами

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 146


 

 

контроля сознания. Таким образом, вступать с членом культа в

спор о Библии зачастую бесполезно. В лучшем случае он воспри­

нимает вас как пребывающего вне воли Божьей, в худшем — как

ведомого Сатаной. Поэтому обычно подобные дискуссии непро­

дуктивны, они создают барьеры между людьми и пресекают об­

щение1. (1.Моя благодарность преподобному Бобу Пардону за

формулирование этого параграфа.)

Когда люди упорно придерживаются своей особой точки зре­

ния, я рекомендую мощную технику общения под названием "ар­

гументация против аттитюдов (или стереотипов и предрассуд­

ков) ". По существу, каждой стороне дается фиксированное коли­

чество времени, скажем десять минут, на то, чтобы защитить

точку зрения другого человека как свою собственную. Например,

человек, не верящий в Троицу, доказывает, почему он верит в

Троицу. Тот же, кто разделяет это верование, напротив, представ­

ляет все аргументы против него, имитируя противоположную

точку зрения.

Как правило, ни одна из сторон не способна с должной убеди­

тельностью выразить словами все пункты, если это упражнение

выполняется впервые. В конце концов, люди на самом деле даже

не понимают противоположную точку зрения, не говоря уже о

том, чтобы отстаивать чужие верования. Но достоинство этой

методики заключается в том, что она задумана в методических

целях. Благодаря ей каждый человек должен научиться доносить

до собеседника свои мысли и доказать ему их состоятельность.

Если это упражнение проделано обеими сторонами со взаимным

уважением и сильным желанием улучшить отношения, резуль­

таты могут оказаться поистине удивительными. Цель здесь не в

том, чтобы заставить другого человека действительно принять

вашу точку зрения. Она — в способности погрузиться в реаль­

ность другого человека и посмотреть на вещи с его точки зрения.

Чтобы иметь свободное сознание, вам необходимо уметь выйти

из собственной перспективы и поставить себя на место других.

Если вы думаете, что член культа слишком упорно придержива­

ется своих взглядов и демонстрирует тем самым свою косность,

докажите себе, что не действуете аналогичным образом.

У членов команды, являющихся по своей мировоззренческой

ориентации светскими гуманистами, агностиками или атеиста­

ми, будут специфические трудности, если близкий им человек

находится в религиозной группе. Когда культист пытается завер­

бовать такого человека с помощью какой-нибудь религиозной

догмы, проблемы будут возникать неизбежно. Атеисты нередко

заканчивают огульной критикой всей религии в целом и обычно

проваливаются в коммуникативную "черную дыру".

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 147


 

 

Атеистам, светским гуманистам или агностикам лучше было

бы предпочесть более изобретательную позицию. Например,

можно сказать: "Если бы я верил в Бога, это был бы Бог правды, а

не Бог лжи. Бог должен быть честным; иначе как Ему можно было

бы доверять?". Взаимопонимание тем самым может быть найде­

но, а значит, и создана основа для будущих дискуссий, касающих­

ся обмана и лжи. Хотя большинство членов культа согласятся,

что верят в Бога правды, некоторые культы пытаются использо­

вать выдержки из Библии, чтобы Доказать, что Бог обманывает

или одобряет обман. В таких случаях неплохо было бы изучить

эти места в Библии, чтобы понять контекст, в котором они появ­

ляются. Можно связаться с пастором или раввином, чтобы полу­

чить от него квалифицированную помощь.

Другой пример изобретательного подхода: "Если бы я, как ты,

верил в Библию как непогрешимое Слово Божье, я хотел бы

узнать о ней все, а не полагаться на механическое запоминание

выбранных отрывков. Я хотел бы понять интересующие меня

мысли в полном объеме. Я хотел бы учиться у «верующих» уче­

ных, посвятивших жизнь Богу и Библии". Занимая такую пози­

цию, вы поощряете адепта больше учиться и не ограничивать

себя односторонними источниками информации.

Члены команды могли бы обдумать позицию, согласно которой

бытие Бога предполагает любовь — это существо любит всех

смертных, включая тех, кто в Него не верит. Те же, кто верят в

Бога, должны по идее демонстрировать такую же любовь ко всем

без исключения. Доказательство правомерности подобных утвер­

ждений можно обнаружить, например, в Новом Завете, в Первом

послании коринфянам (13:1-13):

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а лю­

бви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если

имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание

и всю веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви,

я — ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на

сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, лю­

бовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет

своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а

сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется,

все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,

и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем

и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда

то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-мла­

денчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 148


 

 

суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,

тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю,

подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, наде­

жда, любовь; но любовь из них больше".

Если у члена команды стратегического взаимодействия воз­

никли трудности, касающиеся определенного вероисповедания,

он мог бы потратить время на более подробное изучение различ­

ных конфессиональных основ. Хорошее начало — книга Джеффри

Мозеса "Согласие: великие принципы, разделяемые всеми рели­

гиями", которая показывает сходство всех религий, обращая вни­

мание на общие верования типа: "Возлюби ближнего своего",

"Говори правду" и "Золотое правило". Другая хорошая книга, вы­

пущенная также в формате аудиозаписи, — это "Мировые религи­

и" Хьюстона Смита.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...