Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ СЕМЬЯМИ




Найдите другие семьи, чьи близкие принадлежат к той же

культовой группе. Договоритесь о взаимной защите конфиденци­

альной информации. Мне известны случаи, когда таким путем

возникала по-настоящему большая дружба. Создавая вокруг себя

сеть заинтересованных семей, вы не только предлагаете друг

другу эмоциональную поддержку, но также делитесь новостями

о действиях группы. Вы можете даже дать обязательство помочь

другим спасти близкого им человека, коль скоро ваш уже освобо­

дился.

 

ИЗУЧЕНИЕ «ПЕРЕДЕРНУТОГО» ЯЗЫКА

Говоря с бывшими членами культа и другими семьями, вы

получите возможность изучить «передернутый» язык — совокуп­

ность клише, демагогических приемов и жаргона, которыми

пользуется группа, чтобы пресечь критические размышления

адептов. Каждая группа имеет собственные жаргонные словечки

и автоматизированные до банальности клише. Например, Свиде­

телей Иеговы специально наставляют избегать в речи слова «Бо­

г». Если вы хотите добиться взаимопонимания и доверия и со­

брать информацию в отношении Свидетеля Иеговы, вам следует

применять термин «Иегова». У Двенадцати Племен слово «хри­

стианин» — большое зло; чтобы достичь взаимопонимания, ис­

пользуйте термин «верующий». Для меня термин «Мун» автома­

тически вызвал бы образ Сан Мьюнг Муна, а не астрономического

тела, вращающегося вокруг Земли.[43] Сайентология располагает

словарем слов в толковании Л. Рона Хаббарда. Когда сайентолог

не понимает или не соглашается с отрывком в книге или статье,

он, как предполагается, должен найти эти слова в культовом сло­

варе. Члены этого культа могут использовать обычный словарь

только для того, чтобы искать элементарные слова типа артиклей

и указательных местоимений. Объясняется это тем, что они обу­

чаются заново, чтобы воспринимать определения реальности

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 163


 

 

Хаббарда как свои собственные. Членов некоторых культов обу­

чают настолько тщательно, что то или иное слово может вызвать

автоматическую психологическую или физиологическую реак­

цию.[44]

Если вы не знакомы с «передернутым» языком или факторами,

играющими роль пусковых механизмов (триггеров) культовой

личности и культовых автоматизмов, вам следует внимательно

вести наблюдения. Используя тот или иной термин, смотрите,

как реагирует ваш близкий. Следите за его лицом и невербаль­

ным поведением. Например, если вы что-то говорите, а его облик

заметно меняется — взгляд становится остекленевшим, а сам

человек резко отчуждается и как бы застывает у вас на глазах,

спросите себя: "Что я сказал? Что инициировал? Как теперь вер­

нуть его подлинную личность?". Помните, что культовый жаргон

способен вызвать к жизни культовую личность. Вам может по­

требоваться выучить этот жаргон, но не пользуйтесь им при по­

пытке взаимодействовать с докультовым «я». Помните, что защи­

та культа приспособлена для отражения враждебной критики.

Если вы обращаетесь к культисту с сердечным участием, близкий

человек откроется и будет говорить с вами. Обращайте также

внимание на то, как он общается с другими членами своей куль­

товой группы. Эта информация поможет вам понять культовую

идентичность и общаться более эффективно в ходе взаимодей­

ствий.

Имейте в виду, что семьи также могут иметь собственные ко­

довые слова. Следует, например, обсудить, что вкладывают раз­

ные люди в понятие «уважение», и в случае необходимости изме­

нить формулировки. Каждый член команды стратегического вза­

имодействия должен составить список «своих» словечек. Все се­

мьи имеют собственную «бронезащиту», часто мешающую им

быть гибкими и творческими. Неплохо бы время от времени

спрашивать себя: "Где мы увязли?".

 


Что делать

— Исследуйте культовые верования и методы.

— Составьте список вероятных пусковых механизмов ("пере­

дернутый" язык, ситуации, действия и т. д.), которые активизиру­

ют культовую личность.

— Проверьте свой список с бывшими членами культа.

— Составьте список «передернутых» слов и фраз «передернуто­

го» языка.

 

ПОСЕЩЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Членам команды не следует посещать занятия культовой груп­

пы или ее территорию без соответствующей подготовки. Если

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 164


 

 

член культа приглашает вас до того, как вы почувствуете готов­

ность, можно сказать: "Мне не хотелось бы говорить с незнаком­

цем. Я предпочел бы говорить с тобой одним. Если ты знаешь

доктрину недостаточно хорошо, чтобы объяснить ее мне, доста­

точно ли хорошо ты знаешь ее, чтобы быть ее приверженцем?

Возможно, мы могли бы отстраниться и посмотреть на учение и

то, как ты его принял". Обычно член культа открыт для разговора

с людьми, готовыми его выслушать. Помните: наша первая цель

состоит в том, чтобы добиться взаимопонимания и доверия, а не

в том, чтобы обсуждать и отстаивать те или иные точки зрения.

После знакомства с группой и ее тактикой я иногда советую

кому-нибудь из команды обратиться с просьбой посетить собра­

ние культовой группы или лекцию. Он может сказать, что хочет

узнать больше и хотел бы иметь представление о группе из пер­

вых рук. Это позволит добиться взаимопонимания и доверия в

процессе знакомства с культовым поведением путем наблюде­

ния. Эффективным может быть и посещение культовой програм­

мы несколькими людьми, но они должны при этом работать как

команда.

Я не рекомендую членам семьи или друзьям длительно посе­

щать семинары или занятия. Это слишком опасно. Несмотря ни

на что, известны случаи, когда вербовали даже тех, кто считали

себя подготовленными к такому повороту событий. Альтернатив­

ная стратегия заключается в приглашении лидера или его заме­

стителя на завтрак в ресторан. Движение к взаимопониманию и

доверию требует много времени, а это еще один хороший способ

собрать информацию. У ваших оппонентов тоже есть своя сверх­

задача — проверить вас и, может быть, завербовать. Большинству

культов требуются хорошие связи с широкой публикой. Они ве­

рят, что творят доброе, полезное и справедливое дело, почему и

стремятся завербовать как можно больше людей. Пока члены

семьи на встрече с лидером или адептами говорят: "Сначала мы

погорячились, когда назвали это культом" или "Мы были под

влиянием антикультовых средств информации", — их не будут

воспринимать как угрозу. Уделите время на то, чтобы побольше

узнать об окружении близкого вам человека. Поговорите с этими

людьми и выясните все, что в ваших силах: их имена, откуда они,

их интересы. Чем больше вы узнаете об их опыте, тем больше у

вас будет инструментов для выстраивания отношений с близким

человеком.

Важнее всего побеседовать с ним и с другими членами группы

и спросить, что можно сделать, чтобы заработать их доверие.

Когда культист выдвигает разумное требование, способствующее

взаимопониманию, например: "Прочти книгу" или "Сходи на

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 165


 

 

лекцию", следует всегда стараться выполнять его просьбы. Если

задача кажется невыполнимой, решайте ее по частям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...