Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ СО СКРЫТЫМИ ПРОБЛЕМАМИ




 

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Иногда даже люди, достигшие в жизни очень многого, неспо­

собны хорошо относиться к самим себе. Их чувство собственного

достоинства разрывается на части из-за бесконечного звучания

осуждающих внутренних голосов. У некоторых людей постоян­

ное появление негативных мыслей может вызвать приступы тре­

воги, перерастающие в панику. В результате малейшие намеки

на их возникновение начинают стимулировать интенсивную

физическую реакцию. Подобные мыслительные модели необхо­

димо изучать и искоренять. Они губительны для вашего психоло­

гического здоровья!

Если человек пришел к выводу, что его реакции на стресс были

нездоровыми, это уже шаг вперед. Возникает возможность испра­

вить эту реакцию. Когда мы имеем дело с культовой практикой,

следует направить усилия на решение проблем, возникающих

из-за слабого чувства собственного достоинства или хронической

депрессии кого-либо из членов команды стратегического взаимо­

действия. Сохранение чувства собственного достоинства в про­

цессе взаимодействия важная задача.

ПСВ стремится усилить чувство самоценности каждого челове­

ка. Я стараюсь помочь своим клиентам добиться взаимопонима­

ния и доверия с теми элементами своего «я», которые имеют

обыкновение выступать с критикой и осуждением. Вина или

угрызения совести истощают духовные ресурсы людей. Мы экс­

периментируем с новыми способами поведения, помогающими

вернуть чувство достоинства. Мы оцениваем эффективность каж­

дой из них. Каждый эпизод взаимодействия внутри команды или

с членом культа — благоприятная возможность для внутреннего

роста и изменения обеих сторон.

У каждого человека формируется более высокое чувство соб­

ственного достоинства в одних областях и заниженное — в дру­

гих. Нередко возникает разрыв между личными и профессио­

нальными ресурсами. Например, мать, обладавшая высоким чув­

ством достоинства как врач и профессор, жаловалась как-то на

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 139


 

 

ощущение, что может помочь чьим угодно детям, но только не

собственным. Я спросил ее: "Какой бы вы дали совет, если бы

смотрели на свою дочь как на ребенка соседа?" Она никогда не

думала о ситуации под таким углом зрения. В этой новой пер­

спективе ее ресурсы врача и ученого стали доступными для нее

как матери. Точно так же и отец с высоким чувством достоинства

в качестве преуспевающего бизнесмена сможет научиться пере­

носить некоторые из профессиональных навыков в личную

жизнь.

Стоит нам только удалить препятствия, обусловленные самой

семейной системой, как команда будет в состоянии играть в са­

мом сильном составе. Мы подключаем те умения и таланты, ко­

торые помогают членам команды хорошо относиться к самим

себе. Мы исследуем новые методы, причиняющие меньше вреда

и способствующие положительному исходу. Мы учимся ставить

разумные цели, достижение которых приносит удовлетворение.

 


СОЗДАНИЕ КАРТЫ САМООЦЕНКИ

На листе бумаги перечислите свои сильные стороны по каждо­

му из нижеследующих пунктов. Используйте точный наглядный

язык, будьте конкретнее, избегайте расплывчатых общих черт.

Тщательно опишите, как эти силы помогут достичь целей, пре­

следуемых в процессе стратегического взаимодействия.

— Физический внешний вид.

— Характерные черты личности.

— Как другие люди видят вас.

— Как вы общаетесь с другими.

— Деловые качеств.

— Личностные качества.

— Умственная деятельность.

— Сексуальность.

Сделав это, определите, как можно еще больше улучшить свой

образ в собственных глазах. Выделите характерные черты, кото­

рые вам мешают, или качества, не достигающие уровня, который

необходим для движения вперед. Мысленно представьте себя в

будущем, наделенными желаемыми чувствами и качествами.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Люди склонны считать истинными свои "карты реальности" и

поэтому проецировать их на всех остальных. Мы предполагаем,

что другие думают, чувствуют и реагируют на все точно так же,

как мы. Конечно, это неверно. Существуют фундаментальные

личностные различия между людьми, влияющие на их восприя­

тие происходящего.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 140


 

 

Один из способов развития самосознания и самопознания, ка­

сающегося различий между членами семьи заключается в при­

менении личностных тестов. Когда семьи участвуют в подобных

тестированиях, люди получают более глубокие знания не только

о себе, но и о братьях, сестрах, родителях, детях, супругах, возлюб­

ленных и друзьях. Это помогает им понять, почему они ведут себя

именно так, а не иначе.

Я часто пользуюсь книгой Дэвида В. Кейрси "Пожалуйста, пой­

ми меня II: Темперамент, характер, интеллект". Члены семьи мо­

гут воспользоваться этим тестом в качестве одного из способов

сбора информации. Если у вас есть доступ к Интернету, на сайте

Кейрси (Keirsey Temperament and Character Web Site) можно бес­

платно пройти тестирование и получить результат в баллах по

личностным тестам "Классификатор характера Кейрси" (Keirsey

Character Sorter) и "Классификатор темперамента Кейрси II"

(Keirsey Temperament Sorter II).

Одним из преимуществ тестирования личности является то,

что возникающее в результате самосознание можно использо­

вать для создания моста между культистом и семьей. Адепту

можно сказать: "Папа относится к такому-то типу, а мама — к

другому. Хотелось бы узнать, к какому типу относишься ты". Ко­

гда придет время, семьи могут просить близкого человека, нахо­

дящегося в культе, пройти тестирование не один раз, а дважды:

первый раз таким, каким он был бы до своего нынешнего состоя­

ния, и второй раз — так, как он себя чувствует теперь. Конечно,

результаты будут меняться в зависимости от точки зрения члена

культа в момент тестирования, но обычно это говорит о том, что

тип его личности изменился. Чем лучше вы понимаете восприя­

тие близким человеком своей докультовой личности, тем лучше

вы будете способны распознать культовую личность — и тем

легче будет бороться за возвращение его подлинного "я".

Эта стратегия сработала особенно хорошо в случае с одной

женщиной, участвовавшей в библейском культе. Когда ее муж

впервые позвонил мне, он совершенно не знал, что делать. Хотя

он всегда считал себя христианином, его жена пугала детей заяв­

лениями вроде: "Ваш отец попадет в ад". Я посоветовал ему подго­

товиться к воздействию, а в целях создания мостов связаться с

родственниками жены, которые, как выяснилось, знали о группе

очень мало.

Я узнал, что брат участницы культа, набожный христианин,

хорошо знавший Библию, пытался обсуждать с сестрой теологи­

ческие проблемы, но ничего не добился. Другой ее брат, как я

узнал, был психологом, так что я указал ему на книгу Йикли

"Дилемма ученичества", где тест Майерса — Бриггса использовал­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 141


 

 

ся для измерения масштабов изменения личности у членов дру­

гого библейского культа. Кроме того, я попросил его ознакомить­

ся с первой книгой Кейрси "Пожалуйста, пойми меня" и затем

добиться того, чтобы каждый член семьи прочел эту книгу и

прошел личностное тестирование. Он послал книгу сестре, кото­

рая была в культе, и попросил пройти тестирование по оценке

личности в рамках семейного консультирования, — чтобы члены

семьи могли обсудить результаты и лучше понять друг друга.

Опираясь на книгу Кейрси, далее он познакомил сестру с рабо­

той Йикли и повел речь о том, что разительные изменения лич­

ности, которые всем бросаются в глаза, не могут быть здоровыми.

Брат, который был знатоком христианской доктрины, сумел ука­

зать различия между законными и незаконными библейскими

группами. Это заложило основу для встречи участницы культа с

бывшим членом ее группы. В итоге она предпочла оставить культ

и вернуться к семье. Позднее она приняла участие в программе

национального телевидения и рассказала о своем опыте.

 



ЦЕННОСТИ И ВЕРОВАНИЯ

Ценности и верования людей часто мало связаны с научными

фактам или физической реальностью и не имеют к ним никакого

отношения. Обычно поведение определяется ожиданиями со сто­

роны родителей и знакомых, культурными условностями, типом

личности, а также потребностью чувствовать себя любимым,

защищенным и принятым окружающими. Ценности и верова­

ния, которые мы выбираем, быстро меняются в ответ на измене­

ние нашей социальной роли. Например, профсоюзные работни­

ки, поднявшиеся до статуса менеджера, склонны переходить к

новым моделям верований, которые более соответствуют новой

группе коллег (peer group).[41] Точно также человек, вовлечен­

ный в культ, принимает его ценности и верования — возможно,

касающиеся реинкарнации или каких-нибудь существ, поселив­

шихся в его теле, — для того, чтобы быть принятым остальными

членами группы. Об этом важно помнить, когда вы с ним общае­

тесь.

Особенно важно, чтобы люди, входящие в команду стратегиче­

ского взаимодействия, отдавали себе отчет и решительно сопро­

тивлялись искушению мыслить в терминах «должно» и "не долж­

но". «Должно» является абсолютным моральным императивом,

например: "Я должен был быть более лучшим родителем своему

ребенку". Если мы живем не в соответствии с тем, как, по нашему

мнению, нам «должно» или "не должно" поступать, мы склонны

осуждать себя как дурных или недостойных людей. «Долженство­

вания» построены на обобщениях и абсолютах и имеют тенден­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 142


 

 

цию поощрять упрощенное мышление, построенное на одних

только противопоставлениях. Они затрудняют нахождение обще­

го языка между людьми. Каждому слову, несущему ценностную

нагрузку ("благородный", «прилежный», «умный», «сильный»,

"честный"), соответствует его противоположность ("эгоистич­

ный", «ленивый», «глупый», «слабый», "лживый"). Люди часто

полагают, что являются либо теми, либо другими: "Если сделаешь

это, будешь хорошим, в противном случае будешь плохим". Это

далеко от истины.

Внимательно отыскивая, анализируя и пересматривая свои

«долженствования», вы добьетесь более гибкого понимания сво­

их ценностей и верований. Вы сможете четче доносить свои тре­

воги и опасения до близкого вам человека. Если вы сумеете смяг­

чить возникающее чувство жесткой необходимости, вы сможете

столь же ненавязчиво и спокойно обращаться с близким челове­

ком.

 


Что делать

— Предложите членам команды стратегического взаимодей­

ствия пройти личностное тестирование.

— Обсудите результаты друг с другом.

— Когда сочтете это уместным, покажите результаты близкому

человеку, который вовлечен в культ, обсудите их и попросите

принять участие в тестировании.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...