Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ, ПАНИКОЙ И ТРЕВОГОЙ




У некоторых членов семьи в ответ на участие близкого челове­

ка в культе проявляется форма посттравматического стрессового

расстройства (ПТСР). Родители мысленно представляют себе, как

их ребенок совершает самоубийство, даже когда для этого нет

оснований. Когда у людей возникают навязчивые мысли и тяже­

лые чувства ("Боже мой, не собирается ли он покончить с собой?

"), их парализует страх. Они тратят время, денно и нощно думая,

что должно произойти самое страшное. Вовлеченность близкого

человека в культ порождает сомнение, неуверенность и страх

перед неизвестностью. Знание и информация — ваш неоцени­

мый капитал.

Мать: Я смотрю телевизор и вижу покончивших с собой в секте

Народного Храма, или в Вако, или во Вратах Небес. Я до сих пор

вижу безжизненные тела под этими жуткими фиолетовыми са­

ванами. Когда смотришь их прощальные видеозаписи, думаешь

о том, что эти молодые мужчины и женщины были чьими-то

сыновьями и дочерьми. Мой сын тоже занимается медитацией и

пропадает за компьютерами. Я не могу спать. Я парализована

страхом и беспокойством.

Чтобы помочь матери, я обычно говорю: "Давайте выясним,

что нужно изменить, чтобы к вам вернулся нормальный сон, —

это следует сделать прежде, чем мы поговорим о том, как вы

можете помочь своему сыну".

Образы и мысли, возникающие в подобных ситуациях, стиму­

лируют панику не меньше, чем реальные переживания. В состоя­

нии тревоги и паники люди чувствуют себя скованно, их творче­

ский потенциал заметно снижается. Мозг заостряет реакцию на

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 149


 

 

чрезвычайные обстоятельства ("бороться или бежать"), потому

что человек не имеет достаточно информации или был введен в

заблуждение. Восприятие опасности приводит в действие авто­

номную нервную систему, имеющую две ветви: симпатическую

и парасимпатическую. Симпатическая нервная система готовит

тело к действию, выпуская адреналин и норадреналин в крово­

ток. Парасимпатическая нервная система обеспечивает переход

тела к расслаблению. Когда человек воспринимает или предчув­

ствует опасность, мозг:

— получает стимул;

— интерпретирует значение этого стимула;

— выбирает реакцию;

— дает сигнал телу содействовать по мере необходимости.

Способность неторопливо и объективно оценивать ситуацию

— решающий навык. Мы наблюдаем. Мы занимаем позицию лю­

бопытствующую или же более заинтересованную. Мы уравнове­

шенно и вдумчиво собираем информацию и не бросаемся тут же

разрешать проблему. Используя эту информацию, мы можем

определять, как поступать дальше. Некоторые опасения обосно­

ванны, но ни одно из них не следует преувеличивать. Лучшая

реакция на страх — иметь план или много планов, чтобы подго­

товиться к любым непредвиденным случайностям. Существует

также множество методов, которые помогут вам добиться кон­

троля над своим жизненным опытом.

 


ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Культы пользуются неэтичными, вводящими в заблуждение

методами контроля сознания, чтобы сформировать ущербных,

зависимых людей с низким чувством собственного достоинства.

Со своей стороны, ПСВ обучает правильным, этичным терапевти­

ческим методам контроля сознания, поощряющим личностную

автономию и повышающим чувство собственного достоинства.

Члены команды могут предотвратить приступы паники, преры­

вая панический цикл в той точке, где мозг интерпретирует сти­

мул, не позволяя тем самым симпатической нервной системе

привести в действие реакцию "бороться или бежать". Чтобы сло­

мать нездоровые мыслительные шаблоны и обуздать тревогу,

можно воспользоваться следующими упражнениями, вмешива­

ясь в процесс до того, как будет приведена в действие симпатиче­

ская нервная система.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСКАЖЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШАБЛОНОВ

Мощная терапевтическая техника, которая называется когни­

тивно-поведенческой терапией, предлагает конкретные инстру­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 150


 

 

менты для определения и исправления дисфункциональных мыс­

лительных шаблонов. Книга Дэвида Бернса "Хорошее самочув­

ствие: Новая терапия настроения" — важное подспорье в деле

идентификации и борьбы с проблематичными мыслительными

стереотипами. Распознавание последних у себя самого поможет

вам понять психологическое состояние близкого человека, чье

мышление искажено культовой практикой. Одна из основных

задач будет заключаться в том, чтобы заставить культиста прове­

рить реалистичность своих взглядов и начать исправлять свои

деструктивные наклонности, привитые ему доктриной культа.

Вот некоторые примеры обычных шаблонов, которые следует

преодолеть:

— Абсолютизацияпрошлого опыта: игнорирование возмож­

ности изменить существующее положение в настоящем или бу­

дущем. Отец: Он никогда не слушал моих советов, когда был мо­

лод. Это и теперь не сработает.

— Сверхобобщение: рассмотрение единичного случая как уни­

версального правила.

Брат: На прошлой неделе у нас была ссора по телефону. Он

ненавидит меня. Он всегда ненавидел меня.

— Безоглядноенаклеивание ярлыков и ядовитые, оскорби­


Тельные выпады.

Друг — члену культа: Ты ведешь себя, как робот с промытыми

мозгами.

Тетя — члену культа: Как ты мог быть настолько глупым, что­

бы поверить в эту ерунду?

— Самообвинение: неуместное или преувеличенное чувство

вины за прошлые события.

Отец: Развод был довольно бурным. Я знаю, что не сумел с этим

хорошо справиться. Это моя вина, что он в культе.

— Отрицание: игнорирование проблемы как таковой.

Мать: На самом деле его никто не контролирует извне. Он

просто в замешательстве.

— Рационалистическоеобъяснение: придумывание оправда­

ний на тему того, почему все происходит так, как происходит.

Сестра: Ей лучше быть там, где она находится. Если бы она не

была в культе, то была бы на улице, среди наркоманов.

— Фильтрация: выборочное внимание к отрицательным сто­

ронам и пренебрежение к положительным.

Мать: Я пробыла с ним весь день, чудесно провела время, но

все безрезультатно. То, что он вернулся в культ, я воспринимаю

как полный провал.

— Поляризованноемышление: черно-белые категории при

отсутствии полутонов.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 151


 

 

Отец: Хуже всего, что он впустую тратит свою жизнь в этом

культе, работая там так усердно, хотя все равно ничего не добьет­

ся.

— Персонализация: предположение, что все происходящее

имеет отношение к вам.

Мать: Этим утром я оставила для него три сообщения, а он не

позвонил. Должно быть, он знает, что я нахожусь в контакте с

экспертом по культам.

— Чтениемыслей: высказывание предположений о том, что

думают другие, вместо того чтобы сначала узнать это у них самих.

Сестра: Я знаю, что расстроила тебя, не сказав тебе об этом

прежде, чем что-то делать.

— Ошибкиконтроля: предположение о том, что вы либо пол­

ностью контролируете ситуацию, либо всецело являетесь жерт­

вой.

Отец: Я просто хочу войти, схватить его, а потом раз и навсегда

выбить из него эту дурь.

Мать: Все, что я делаю, совершенно безрезультатно.

— Эмоциональнаяаргументация: предположение о том, что

все обстоит именно так, как вы чувствуете.

Брат: Я чувствую, что любой, кто готов поверить в этот вздор,

просто слаб.

В своей книге Берне дает советы, которые могут реально изме­

нить ваши мысли и чувства по поводу происходящего. Вот неко­

торые из его методов, которые я применяю со своими клиентами.

 


БЛОКИРОВКА МЫШЛЕНИЯ

1. Определите, где проявляется автоматическое негативное

мышление; запишите на бумаге десять негативных мыслей, по­

вторяющихся с наибольшей регулярностью. Например: "Он нико­

гда не выйдет из культа".

2. Спросите себя: "Какие мысли мне хотелось бы иметь вместо

этого? "Запишите их рядом с отрицательными мыслями.

Пример: "Он выйдет из культа! Допрос только в том, насколь­

ко быстро и насколько легко ему будет уйти".

3. Подумайте о наиболее типичных обстоятельствах, когда у

вас возникают негативные мысли. Опишите их.

Пример: "Когда я вхожу в его комнату или смотрю на его фо­

тографию".

8. Мысленно представьте себя в одной из вышеперечисленных

ситуаций, но на сей раз осознанно отгоните отрицательную

мысль и замените ее положительной мыслью.

9. Снова и снова повторяйте новую, конструктивную мысль.

Повторяйте про себя: "Он обязательно выкарабкается! Вопрос

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 152


 

 

только в том, насколько быстро и насколько легко ему будет

уйти".

 


ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Другой метод, способный помочь вам в приобретении позитив­

ных мыслей и чувств, заключается в том, чтобы писать на от­

крытках послания самому себе и раскладывать их на видных

местах: на холодильнике, у зеркала в ванной, в машине. Некото­

рые примеры:

— Блаженны мы, способные смеяться над собой, поскольку у

нас всегда будет развлечение.

— Молитва проясненности: "Боже, даруй мне проясненность,

чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изме­

нить то, что я могу, и мудрость, чтобы знать эту разницу".

— Жизнь — путешествие, а не пункт назначения.

— Будь более сострадательным к себе.

— Дружба основывается на доверии и любви.

— Верь, что ты любим.

— Благодарность — сильная позиция!

— Энергия следует за мыслью.

— Думай о хорошем.

— Никогда не поздно иметь счастливое детство.

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

На протяжении всей этой книги упоминаются различные ме­

тоды визуализации. Прибегните к этому простому способу, помо­

гающему вам чувствовать себя уверенным и преуспевающим.

Шаг 1: Посмотрите на себя со стороны, как будто видите себя по

телевизору — счастливым, уверенным, стоящим с высоко подня­

той головой, выполняющим любые задачи, которые должны быть

выполнены.

Шаг 2: Теперь мысленно представьте себя вступающим в эту

картину, превращающимся в этого счастливого, уверенного, по­

лезного себе и другим человека. Смотрите на близкого человека

как бы вне его нынешнего положения, как на счастливого и реа­

лизовавшего свои потенциальные возможности. Рисуйте мыс­

ленную картину цветной, четкой и как можно более подробной.

 

САМОГИПНОЗ

Доктор Брайан Алман написал хорошую книгу под названием

"Самогипноз. Полное руководство по оздоровлению и самоизме­

нению". Я впервые выучился самогипнозу в 1980 году, чтобы на­

учиться делать свободные броски в баскетболе. Я научился фоку­

сировать сознание, не обращать внимания на внешние проявле­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 153


 

 

ния и на негативные мысли и сосредоточиваться на собственном

теле, наблюдая за тем, как мяч проходит через обруч. Позже я

научился использовать самогипноз для успокоения, когда нужно

уснуть, и начал прибегать к нему для повышения креативности,

когда возникала необходимость писать.

Если вам трудно научиться самогипнозу по книге, постарай­

тесь попасть к дипломированному гипнотераписту. Не ходите к

кому попало только потому, что он рекламирует свои услуги.

Наибольшим почетом пользуются Американское общество кли­

нического гипноза (The American Society for Clinical Hypnosis —

ASCH) и Международное общество гипноза (The International

Society of Hypnosis — ISH), которые требуют от своих членов, что­

бы те имели профессиональные дипломы о высшем образовании

и могли на практике доказать наличие надлежащей подготовки

и соответствие правилам профессиональной этики. Я много лет

проводил семинары в обеих организациях (и состою в них) и

нахожу, что входящие в них специалисты способны благодаря

своей подготовке быстро понять и распознать признаки культо­

вого контроля сознания, а также принять соответствующие меры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...