Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ошибочное представление № 5




"ОН ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРИТЬ, ВО ЧТО ХОЧЕТ"

Если человек хочет верить, что Дэвид Кореш — Христос, это его

право. Если люди хотят верить что Сан Мыонг Мун и Хак Джа Хан

— идеальные Истинные Родители, они имеют на это право. В

свободном обществе люди вольны верить во что угодно, однако

это не означает, что их не стоит ограждать от злоупотребления

влиянием, заставляющего верить во что-то и мешающего пере­

оценивать те или иные верования.

Как мы видели, осуществляемый культом контроль сознания

создает впечатление, что адепты якобы следуют своей свободной

воле, но это — лишь иллюзия выбора. Когда люди в контролируе­

мом окружении подвергаются психосоциальному воздействию

вроде группового давления или модификации поведения, они

оказываются объектами манипулирования и подвергаются инд­

октринации, навязывающей совершенно иные системы верова­

ний. Социальные психологи провели эксперименты, наглядно

продемонстрировавшие, как верования человека могут чрезвы­

чайно легко поддаваться влиянию при правильном подборе со­

циальных обстоятельств. Поскольку методы культового контро­

ля сознания более изощренные и агрессивные, чем методы, при­

мененные в этих исследованиях, культовая идеологическая обра­

ботка начинает представляться еще более эффективной в плане

подавления свободной воли человека.

Если человек настаивает, что свободно выбрал свои верования,

особенно те, что противоречат прежним, он должен быть готов

участвовать во всесторонней дискуссии с целью показать, что

сам принимал решение, когда выбирал новые верования. Для

любого человека, рожденного в рамках определенной системы

религиозных, политических или каких-то иных верований, все­

гда приходит время взросления, когда становится необходимо

бросить себе вызов и проверить собственные предположения.

Это нечто большее, чем одномоментный процесс. Это должно

произойти с каждым из нас, когда мы достигаем уровня ответ­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 124


 

 

ственности, характерного для взрослого человека.

 


Ошибочное представление № 6

"ОН СЛИШКОМ УМЕН, ЧТОБЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУЛЬТУ"

Это была реакция моей матери в 1974 году, когда я бросил кол­

ледж, оставил работу, переоформил свой банковский счет на ну­

жды культа и переехал в Центр Муна в Квинсе, штат Нью-Йорк.

Мать пыталась примириться с тем, что ее сын, студент-отличник,

вдруг оказался настолько глуп, что связался с культом и начал

разделять такие вздорные верования. Она думала, что я быстро

разберусь в этом самостоятельно. Хотел бы я, чтобы она была

тогда права!

Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди

— часто из хороших семей и с высшим образованием — могут

попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что

культы преднамеренно вербуют «ценных» людей, — они букваль­

но охотятся на умных, неравнодушных, целеустремленных. Боль­

шинство культов не стремятся обременять себя невежественны­

ми людьми с серьезными эмоциональными или физическими

проблемами. Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться,

обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство

бывших культистов, с которыми я встречался, были исключи­

тельно яркими, способными и образованными людьми. Они де­

монстрировали живое воображение и творческий разум. Они

были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состоя­

ния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо разви­

тым чувством социальной ответственности. Они с максимальной

самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь

человечества.

Культовые группы, применяющие контроль сознания, процве­

тают в той степени, в какой они могут вербовать таких интеллек­

туальных, динамичных людей. Очень важно, чтобы все члены

команды ПСВ понимали, что культы нацеливаются на этих людей

как на объекты для вербовки. Чем более творческим сознанием

обладает человек, тем в большей мере оно поддается манипули­

рованию. Действительно, у способных людей иногда возникают

куда более изощренные фантазии относительно группы и ее док­

трины, нежели у самого лидера культа. Способный адепт обычно

истолковывает систему верований группы по-своему, руковод­

ствуясь собственными индивидуальными фантазиями.

 

Ошибочное представление № 7

"ДОЛЖНО БЫТЬ, ОН СЛАБ ИЛИ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ОТВЕТОВ. ЕМУ

НУЖЕН КТО-ТО, КТО БЫ РУКОВОДИЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ"

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 125


 

 

Это — очень широко распространенное, но ошибочное обобще­

ние относительно культистов. Люди часто стараются придраться

к тем, кто переживает трагедию, обвиняя жертву. Возложение

вины на кого-либо дает людям ложное ощущение контроля над

собственной жизнью, дистанцирует их от жертвы. Однако пред­

ставление о том, что люди сознательно присоединяются к де­

структивным культам, является, без сомнения, неверным. Боль­

шинство людей поддаются вербовке в момент, когда они наибо­

лее уязвимы и не понимают, какие силы привлекаются культом

для осуществления своих намерений. Иногда культ манипулиру­

ет силами самого новичка. Например, играя на моей повышенной

уверенности в себе, мунисты сумели заманить меня на свой

семинар и продержать там целых три дня.

Нет никаких сомнений, что у многих культистов имеется эмо­

циональная предыстория и другие, самые разнообразные пробле­

мы — они есть у каждого. Но сваливать вину за принадлежность

к культу на самого человека — ошибка. Если друг или член семьи

обвиняет исключительно самого адепта, предложите поразмыш­

лять о следующем.

— Почему более 900 мужчин, женщин и детей последовали

приказу Джима Джонса и выпили лимонад с добавлением циани­

да? — Почему рядовые участники позволяли Дэвиду Корешу за­

ниматься сексом с любой женщиной в группе (включая девочек),

тогда как другим мужчинам вообще запрещалось вступать в ин­

тимную связь, даже с собственными женами? Почему большин­

ство членов группы сгорели заживо, но не сдались властям? —

Почему семь мужчин из числа последователей Маршалла Эпплу­

айта кастрировали себя?

— Почему члены Врат Небес приняли водку с пилюлями и поз­

волили надеть себе на головы полиэтиленовые пакеты для уду­

шения?

— Почему Свидетели Иеговы готовы скорее допустить смерть

своих приверженцев, чем позволить, чтобы им сделали перели­

вание крови?

После двадцати с лишним лет работы с проблемами культовой

практики я могу категорически заявить, что большинство адеп­

тов — отнюдь не «слабые» люди, ищущие того, кто бы указывал

им, что делать. Я настоятельно рекомендую встретиться с как

можно большим количеством бывших адептов и сделать выводы

на основании собственных наблюдений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...