Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сайт «Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство»




 

Для историков занимающихся историей зарубежных стран Институт всеобщей истории РАН создал сайт www.worldhist.ru.

Сайт«Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство»задуман как единый сетевой ресурс для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков России. Идея создания сайта была сформулирована и поддержана представителями 62-х университетов РФ – участниками Всероссийского научно-методического совещания деканов и заведующих кафедр исторических факультетов госуниверситетов (Москва, 29-31 января 2003 г.).

Сайт адресован научным сотрудникам, аспирантам, преподавателям вузов, студентам, учителям средней школы и всем, кто проявляет заинтересованное внимание к дискуссионным проблемам истории и жизни современного профессионального сообщества историков. Его создание представляется особенно важным и в силу того, что многие историки из различных регионов лишены возможности систематически работать в архивах и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и крупнейших зарубежных исследовательских центах, участвовать в научных конференциях, проводимых в других регионах России и за рубежом. С данного сайта можно выйти на сайты крупнейших зарубежных библиотек.

Задача создателей сайта – представить максимально полную информацию, необходимую историку для проведения научных исследований, налаживанию контактов со своими коллегами в России и за рубежом, овладения современными исследовательскими методами и методиками, обсуждения животрепещущих проблем и реализации уже имеющихся инноваций в преподавании истории. Он представляет возможности для интенсивного обмена опытом, координации взаимодействия в осуществлении научно-исследовательских программ, развитии новых направлений исторической науки.

Планируется создание эффективно действующего всероссийского электронного ресурса по истории при поддержке и активном участии всех заинтересованных, открытых к сотрудничеству преподавателей, ученых, кафедр исторических факультетов вузов, научных отделов РАН. На этом сайте можно размещать материалы собственных исследований.

Электронный почтовый адрес: info@worldhist.ru

 


 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ [524]

 

Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-то черт и свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных, особенно интересующих исследователя черт.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в основу кладутся некоторые исходные постулаты (аксиомы); последующие утверждения этой теории выводятся логическим путем.

Амбивалентность – двойственность чувственного переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (напр., симпатии и антипатии).

Анализ – логический прием мысленного расчленения явления или процесса (предмета) на части (признаки, свойства, отношения).

Аналогия – (греч. analogia – соответствие – сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.

Антропология – учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным объектом рассмотрения.

Архетип – первообразы, заложенные в каждом из нас образцы поведения; в «аналитической психологии» Г. Юнга – изначальные, врожденные психические структуры, содержащиеся в т.н. коллективном бессознательном.

Архивоведение – научная дисциплина, занимающаяся разработкой методов сбора, систематизации и хранения документов, изучением истории организации архивного дела.

База данных – совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах ЭВМ и выступающих в качестве исходных данных при решении различных задач.

Банк данных – совокупность всех массивов информации длительного хранения в автоматизированных системах обработки данных (АСОД), а также программных и технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование.

Биогенетический закон – закон, в соответствии с которым индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез); сформулирован З.Фрейдом.

Бифуркация – точки ветвления процесса, порождающие новую линию эволюции; термин введён бельгийской школой И. Пригожина.

Возможность – объективная тенденция, выражающая в наличии условий для возникновения или развития исторического объекта или процесса.

Восхождение от абстрактного к конкретному – общенаучный метод познания, позволяющий перейти от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к боле полному, конкретному теоретическому знанию.

Всемирно-исторический – понятие, в котором выражается единство и целостность человеческой истории, скрытые за внешним многообразием локально-исторического.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов исходя из их содержания, а не из их объяснение через контекст.

Гипертекст – сверхтекст (дополнительный текст); используется в компьютерных системах представления знания.

Гипотеза – (греч. основа, предположение) - система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Г. также называют содержание этого вывода. Потребность в Г. возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны мн. обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение Г. на основе определенных фактов - это только первый шаг. Сама Г. в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки Г. или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки Г. следующие: 1. Г. должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2. Из мн. противостоящих друг другу Г., выдвинуты для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; конечно, для объяснения отдельных фактов этой серии можно выдвигать т. наз. рабочие Г. 3. Для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше различных Г., и их связь должна быть возможно более тесной. 4. При выдвижении Г. необходимо сознавать вероятностный характер её выводов. 5. Г., противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта. Современные позитивисты, эмпирики, «всеиндуктивисты» и т. п. считают, что наука призвана протокольно регистрировать факты, а не строить Г. о закономерностях объективного мира, т. к. Г., по их мнению, играют лишь «рабочую» роль и не имеют объективного содержания. Однако факты превращения Г. в научно доказанные теории свидетельствуют об обратном. Поскольку Г. всегда базируется на определенных объективных данных, она имеет возможность быть развитой до степени теории.

Гносеология – см. Теория познания.

Дедукция (лат. выведение) - один из основных способов рассуждения умозаключения; и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа. Современное понятие о Д. является далеко идущим обобщением аристотелевского истолкования Д. как вывода от общего к частному и показывает его односторонность.

Диахронный метод – способ научного исследования, построение во времени разнообразных по природе процессов.

Дискурс (рассуждение, довод) – понятие современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо – и особенно франкоязычных странах (в России проблемами изучения дискурса занимался Ю.М.Лотман, крупнейший представитель семиотики в нашей стране). Дискурс понимается как создание «вторичных моделирующих систем» на основе «первичных моделирующих систем», каковыми являются естественные языки. С речью дискурс сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет специфическую внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, типа, жанра и стиля. Дискурс – это речь, наделённая социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включённый в конкретный социокультурный контекст.

Идеализация – общенаучный метод познания, при помощи которого свойства и признаки объекта исследования доводятся до крайнего предела; применяется с целью более полного и глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений.

Идеальный тип – мысленный образ-схема, представляющий исследовательскую конструкцию для упорядочения и систематизации конкретно-исторического материала; введен М.Вебером.

Идеографический метод – метод, состоящий в описании индивидуальных особенностей исторических фактов, на основе «отнесения к ценности» (действительно «существенным» событиям и явлениям); разработан баденской школой неокантианства.

Идеология – система идей, выражающая мировоззрение, интересы, идеалы того или иного класса, общества или социального движения.

Изоморфизм – отношения типа одинаковости равенства объекта и его модели.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Индукция (лат. inductio - наведение) – один из типов умозаключения и метод исследования. Вопросы теории И. встречаются уже в работах Аристотеля, но особенно большое внимание начинает уделяться ей с появлением эмпирическое естествознания в 17-18 вв. Большой вклад в разработку вопросов И. вносят Ф. Бэкон, Галилей, Ньютон, Дж. Гершель и Дж. С. Милль. Как форма умозаключения И. обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Обычно выделяют три основных вида индуктивных умозаключений: полную И.; через простое перечисление (популярную И.); научную И. (два последних вида образуют неполную И.). Полная И. представляет вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов; она дает достоверный вывод, но сфера ее применения ограничена классами, число членов которой легко обозримо. В случае популярной И. наличие к.-л. признака у части элементов класса служит основанием дли заключения о том, что и все элементы данного класса обладают этим признаком. Популярная И. обладает неограниченной сферой применения, но её выводы образуют лишь вероятные положения, нуждающиеся в последующем доказательстве. Научная И. тоже представляет вывод от части элементов данного класса ко всему классу» но здесь основанием для вывода служит раскрытие у исследуемых элементов класса существенных связей, необходимо обусловливающих принадлежность данного признака всему классу. Основное место в научной И. занимают поэтому приёмы раскрытия существенных связей. Последнее предполагает сложный анализ. В традиционной логике сформулированы некоторые из таких приёмов - т. наз. индуктивные методы исследования причинной связи: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия (метод двойного сходства), метод сопутствующих изменений и метод остатков. В качестве метода исследования И. понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят на общее положение. В реальном познании И. всегда выступает в единстве с дедукцией.

Интенциональность – понятие в феноменологии, означающее смыслообразующую устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация отношений. Она выражает постоянное напряжение между человеческой реальностью и миром, их нераздельность и взаимную несводимость, которая обнаруживает онтологическую значимость человеческого бытия.

Интерпретация – толкование, попытка сделать непонятное понятным. В наше время интерпретация рассматривается феноменологической герменевтикой как средство для улавливания формирования смысла в человеке.

Информатизация – совокупность процессов, происходящих во всех сферах общества и связанных с качественно новым уровнем производства, переработки и передачи информации.

Информация (в исторической науке) – совокупность сведений источников, которая вовлечена в научный оборот и используется для изучения тех или иных конкретных явлений или процессов.

Искусственный интеллект – совокупность автоматических ме­тодов и средств целенаправленной переработки информации (знаний) в соответствии с приобретаемым в процессе обучения и адаптации опытом.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени.

Историко-генетический метод – способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния.

Историко-системный метод – углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования.

Историко-сравнительный метод – метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени и выявления сходства и различия между ними.

Историко-типологический метод – средство выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделения однородных стадий в непрерывно-временном их развитии.

Историософия – философия истории, осмысление истории, теоретическое знание об истории; термин введен А. Цешковским.

Историческая информатика – направление в исторической науке, возникшее на стыке источниковедения, информатики и квантитативной истории; в его основе лежит формализация и компьютерная обработка исторических источников, разработка и использование новых компьютерных технологий исследования, создание компьютерных программ обучения.

Исторический закон – объективно существующая и повторяющаяся связь этапов исторического процесса, обобщающая эмпирические данные и носящая в реализации вероятностный характер.

Историческое – философская категория, обозначающая процесс становления и развития объекта.

Источник – продукт целенаправленной деятельности людей, включающий все объекты природы, с которыми взаимодействовал человек в процессе своей жизнедеятельности.

Категории – наиболее общие понятия, концентрирующие знания о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира.

Квантитативная история (клиометрия) – область исторической науки основанная на применении количественных методов исследования.

Кластерный анализ – метод классификации объектов при отсутствии заранее заданной информации о характере их распределения внутри группы.

Когнитивный – познаваемый, соответствующий познанию.

Количественные методы – совокупность приемов и методов описания, преобразования и получения нового исторического знания с использованием современных методов математики и информатики.

Колориметрия – учение о способах математического решения проблем систематики, классификации, гармонии и эстетической оценки цвета.

Компьютерное источниковедение – научное направление в источниковедении, основанное на применении компьютерных технологий.

Контент-анализ – метод, основанный на сведении текста источника к ограниченному набору определенных элементов, которые легко подвергнуть количественной обработке.

Концепция всемирной истории – рассмотрение исторического процесса исходя из взаимосвязи «всемирно-исторического» и «локально-исторического».

Концепция культурного плюрализма – признание исторической индивидуальности каждого народа как высшей ценности и несравнимости индивидуальных культур; получил развитие в романтической историографии конца XVIII—XIX вв.

Культура историческая – целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура), возникающий на базе территориальной, этнической, языковой, политической, экономической и психологической общности, проходящий этапы зарождения, развития и упадка.

Логическое – философская категория, основанная на теоретическом воспроизведении развивающегося или развитого объекта во всех его существенных связях и отношениях.

Массовые источники – объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами; к ним относится вся совокупность статистических источников.

Машиночитаемые документы – документы, пригодные для автоматического (машинного) считывания содержащейся в них информации.

Менталитет (ментальность) – особый набор «привычек мышления», обнаруживающихся как нечто самоочевидное для человека данного типа культуры на определенном историческом промежутке времени.

Метафора [греч. metaphora] (лит.) – троп, оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, напр. (из Пушкина): говор волн; змеи сердечной угрызенья.

Метод (греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») в самом общем значении – способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условие получения новых знаний.

Метод классового анализа – рассмотрение любого общественного явления через призму наличия определённых классов и классовой борьбы.

Метод обоснования научного знания, совокупность приёмов и операций, при помощи которых достигается цель научного исследования.

Методология (эпистемология) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы многомерного статистического анализа (МСА) – набор математико-статистических методов, ориентированных на исследование статистических совокупностей, в которых объекты характеризуются набором определенных признаков.

Многомерное шкалирование – метод МСА, целью которого является описание матрицы близости расстояний между точками объектов и представление данных об их сходстве в виде системы точек в пространстве.

Многомерность – единство двух основных видов информации: внутреннего (теоретические, формально-логические, концептуальные модели) и внешнего (текстуальные и знаково-символьные формы).

Множественная регрессия – метод МСА, посредством которого устанавливается зависимость одного признака (результирующего) от набора независимых факторных признаков.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях, воспроизводящих или отражающих эти объекты; в основе метода лежит теория подобия.

Моделирование иммитационно-прогностическое – конструирование подражательных моделей с целью определения оптимального характера функционирования общественных систем и проведения прогнозирования.

Моделирование отражательно-измерительное – метод, основанный на создании математических моделей, характеризующих процессы, происходившие в реальной исторической действительности.

Модель – искусственно созданная система, анализ которой позволяет получить информацию о реальной системе.

Мультимедиа – расширения – пакеты программ, дающих возможность дополнить традиционные документы (таблицы, тексты, иллюстрации и т.д.) такими элементами, как звуковое сопровождение, видеовставки и т.д.

Необходимость – философская категория, которая представляет отражение внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности; используется для определения поведения исторических субъектов, а также хода исторических процессов.

Номотетический метод – метод естественных наук, состоящий в обобщении материала и установлении законов; разработан И. Кантом и представителями баденской школы неокантианства.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Объективность – принцип, обеспечивающий получение истинного знания о прошлой реальности, адекватное ее понимание и описание.

Объяснение – функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определённого закона, которому подчиняется данный объект.

Описание – этап эмпирической стадии научного исследования, состоящий в фиксировании знания об исторической реальности с помощью системы обозначений, принятых в науке.

Парадигма – теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для решения исследовательской задачи.

Познание историческое – форма отражения объективной действительности, основанная на соблюдении принципов историзма, объективности и ценностного подхода.

Понятие научное – мысль, отражающая в обобщенной форме связи между предметами и явлениями действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними.

Постмодернизм – совокупное обозначение наметившихся в конце XX века тенденций в культурном самосознании развитых стан Запада. Собственно философии постмодернизма не существует. Причина этого в том, что постмодернизм возник из радикального сомнения в возможности философии быть основой мировоззренческого и жанрового единства. Постмодернизм – ситуация в философии, обозначающая отказ от попыток систематизации, от попыток представить мир в виде жёстких, самозамкнутых систем.

Прагматика – раздел семиотики, посвященный изучению отношения интерпретатора-пользователя какой-либо знаковой системы к самой знаковой системе.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В П. у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Хотя П. является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано с общественно-выработанными значениями, опосредствовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмыслено и осознано. П. - необходимый элемент сознания, т. к. оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время даёт возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Психогенетическая теория истории – подход, основанный на передаче из поколения в поколение психической структуры как главной составляющей в распространении и развитии культурных элементов общества; разработан Л.де Мозе.

Психоистория – совокупность научных направлений, использующих психологические методы исследования для исторического объяснения или рассматривающих психологические аспекты исторического процесса.

Психофизиологические методы – методы, позволяющие выявить психическую мотивацию исторических процессов и создать психологическую концепцию личности в истории.

Редукция [латин. reductio – отведение] – переход, приведение сложного к более простому виду.

Реконструкция историческая – восстановление изучаемой исторической реальности (событий прошлого) на основе извлечения из исторических источников скрытой информации путем использования логических приемов, чувственного опыта, интуиции, научного воображения.

Релевантность – смысловое соответствие, условное соответствие – релятивизм. В философии науки термин «релевантность» используется для обозначения критериев соответствия наших суждений о научной теории её собственным критериям истинности.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности объектов представлять характеристики генеральной совокупности.

Ригоризм – бескомпромиссность, неприятие любых утверждений, не вписывающихся в определённую систему ценностей или рассуждений, суровое, непреклонное, мелочное соблюдение каких-либо принципов, правил.

Семантика – раздел семиотики, посвященный анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия смысла и значения. Выдвигая теории, учёные неизбежно сталкиваются с проблемами языка: как описать то или иное явление, чтобы быть правильно понятым? Семиотика – дисциплина, занимающаяся анализом способов передачи информации. Семиотика оказывает активную помощь науке, разъясняя смысл практического приложения научных достижений. Семантика, в свою очередь, – раздел языкознания и логики, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков и знаковых выражений. В широком смысле семантика, наряду с синтактикой и прагматикой, является частью семиотики – комплекса философских и научных теорий, предметом которых являются свойства знаковых систем, естественных языков, искусственных языков науки, различных систем знаковой коммуникации и сигнализации в человеческом обществе, языков программирования ЭВМ. Содержательная интерпретация таких языков есть основной предмет логической семантики, раздела современной логики, в котом изучается смысл и значение понятий и суждении как выражений определённой логической системы и который ориентирован на содержательное обоснование логических правил и процедур, свойств непротиворечивости и полноты такой системы.

Семантическая карта – объединение вербальной и символьной информации, позволяющее создать системное представление о предмете в его абстрактных и конкретных понятиях.

Семиотика – теория, исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждому из которых придается определённое значение.

Синтез – логическая операция, состоящая в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое.

Синхрония – понятие, характеризующее историческую последовательность как сосуществование, состояние её явлений в определенный момент времени.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующая определенную целостность, единство.

Системный подход – общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей.

Системный подход – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующая определенную целостность, единство.

Слот – составная часть фрейма, «ячейка», которую нужно заполнить конкретными данными (в компьютерных системах представления знания).

Случайность – философская категория, служащая для отражения внешних, неустойчивых связей действительности.

Социально-психологический подход – изучение исторического процесса путем рассмотрения психологических аспектов событий или явлений с использованием психологических методов для объяснения.

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структурная лингвистика – совокупность воззрений на язык и методы его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделенными структурными элементами.

Структурная поэтика – направление в литературоведении начала 1960-х — конца 1970-х гг., взявшее основные методологические установки, с одной стороны, у классической структурной лингвистики де Соссюра и, с другой стороны, у русской формальной школы 1920-х гг. С. п. имела три основных географических центра: Париж, Тарту и Москву. Французская школа (Клод Леви-Строс, Ролан Барт — см. также постструктурализм, отчасти Р. О. Якобсон — см. семиотика) была наиболее философски ориентированной, и структурализм здесь довольно быстро перешел в постструктурализм. С. п. была тесно связана с семиотикой (в определенном смысле для России это даже было одно и то же), но в политическом смысле на советской почве она была поневоле интеллектуальным движением антиофициозного, внутриэмигрантского толка. Зародившись в оттепель 1960-х гг., она сумела пережить 1968 г., а к концу 1970-х гг. приобрела черты модной респектабельности, чего-то вроде отечественного товара, предназначенного на экспорт. Основным тезисом С. п. был постулат о системности художественного текста (и любого семиотического объекта), системности, суть которой была в том, что художественный текст рассматривался как целое, которое больше, чем сумма составляющих его частей. Текст обладал структурой, которая мыслилась в духе того времени как похожая на структуру кристалла (говорили, что в начале своего пути литературоведы-структуралисты изучали основы кристаллографии, чтобы лучше понять то, чем они занимаются сами).

Историческая поэтика - наука, до сих пор находящаяся в процессе становления и не получившая окончательного статуса, хотя основы ее были заложены более ста лет назад великим ученым А. Н. Веселовским (1838-1906). Несмотря на исследования отечественных и зарубежных ученых, специально посвященные проблемам исторической поэтики, её общие очертания ещё только вырисовываются.

Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества; понятие введено З.Фрейдом.

Сущность – внутреннее содержание исторического объекта, выражающееся в единстве всех его многообразных форм.

Теоретическое – полученное в результате идеализации отдельных сторон предмета или явления, знания полученные посредством анализа, синтеза и обобщения.

Теория (греч. наблюдение, рассматривание, исследование) – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин «Теория» имеет различные значения, позволяющие отличить её от практики или же противопоставить гипотезе (как непроверенному, предположительному знанию). Теория. отлична от практики, т. к. является духовным мысленным «слепком», отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и её результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Теорию. Каждая Теория имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и «содержательную» интерпретацию (категории, законы, принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т. - один из источников ее развития и совершенствования. Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением учёного, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в которой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента, науки.

Теория игр – изучение математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта (под конфликтом понимается всякое явление, в котором участвуют различные стороны, называемые множествами игроков и наделенные несовпадающими интересами).

Теория нечётких множеств – теория, в которой осуществляется формализация нечеткости путём введения понятия степени принадлежности элемента нечеткому множеству (нечеткое или размытое множество – это совокупность элементов, относительно которых нет однозначного ответа на вопрос, принадлежит ли данный элемент этому множеству).

Теория познания, или гносеология, – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т. п. с неизбежностью исходит из определенного решения основного вопроса философии. Поэтому все варианты Т. п. прежде всего, делятся на материалистические и идеалистические. Хотя Т. п. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с др. философскими представлениями – о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления Т. п., которые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование к.-л. онтологии, неявно исходят из определённых взглядов на природу бытия. История Т. п., по существу, начинается о постановки в философии вопроса о том, что такое знание (диалог «Теэ-тет» Платона), хотя сам термин «Т. п.» появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т. п. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений буржуазной философии характерно сведение философии к Т. п. (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (математическая логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с т. зр. некоторых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т. п. как философской науки.

Тип человеческой личности – обобщенный образ, свойственный тому или иному обществу, соединяющий воедино все конкретные проявления человеческой активности.

Типология – метод познания, в основе которого лежит разъединение объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Тотальная история – история жизнедеятельности людей в конкретном пространственно-временном промежутке, рассматриваемая историком со всех доступных ему аспектов; термин введен представителями французской школы «Анналов».

Умеренный историзм – подход, отвергающий претензии на непогрешимость знаний, но в то же время ориентированный на получение достоверного отражения прошлого как главной цели исторического познания; характерен современной американской историографии.

Факт исторический – объективное понятие по отношению к создателям исторических источников и историкам; инвариантно и неизменно в своей пространственно-временной и сущностной завершенности.

Факторный анализ – выявление наибольшего числа существенных признаков через наименьшее количество емких и исчерпывающих характеристик.

Фальсификация (лат. ложный и делать) - один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) посредством их опровержения путём сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формальнологическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Верифицируемости принцип) принцип Ф., который был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его.

Формализация совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий с целью исследования их логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.

Фрейм – структура компьютерной системы представления знаний, которая при заполнении её элементов-слотов определенными значениями превращается в описание конкретного факта, события, процесса.

Функция – роль, выполняемая исторической наукой в обществе и определяющая в своей совокупности ее социальную ценность.

Холизм – термин, используемый для обозначения принципа целостности, который трактуется как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; введен Я. Смэтсом.

Ценностный подход – аксиологический метод познания, основанный на соотнесении изучаемых объектов с теми или иными общепризнанными ценностями.

Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.

Циклизм – одна из концепций «всемирности», в соответствии, с которой история – это совокупность последовательно расположенных замкнутых циклов, между которыми нет связей и переходов; разработана Д.Вико.

Эмпирическое – философская категория, характеризующая исследование, направленное непосредственно на объект и опирающееся на данные наблюдения и эксперимента.

Эпистемология (греч. знание и учение, слово) – теория познания, гносеология. Термин «Э.» употребляется в англ., и амер., реже во фр. и нем. буржуазной философии. Введение термина «Э.» приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье («Основы метафизики», 1854), делившему философию на онтологию и эпистемологию.

Этнология – область науки, изучающая генезис, сущность, функции и закономерности в развитии различных народов.

Явление – внешняя форма существования исторического объекта.


ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Введение. 2

СОВРЕМЕННОЕ НАУКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА. 6

Как возникла наука?. 9

Можно ли всё-таки считать гуманитарные науки науками в полном смысле слова? 11

Особенности процесса научного познания. 15

Научные революции, парадигмы и сообщества. 15

Парадигма в исторической науке. 16

Традиции и новации в развитии науки. 19

Кризисы общества и кризисы исторической науки. Почему происходит смена парадигм на рубеже XX – XXI веков?. 24

Теоретические методы.. 30

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 39

Историко-генетический метод. 45

Историко-сравнительный метод. 48

Историко-сравнительный метод – критический метод. 49

Сравнительный метод как средство разработки и верификации гипотез. Ретроальтернативистика. 51

Историко-типологический метод. 53

Метод историко-типологического анализа. 57

Принципы исторического познания. 58

Принцип историзма. 60

Системный подход. 64

Принцип объективности. 65

Ценностный подход в истории. 68

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ). 75

Онтологический и гносеологический подход к изучению истории. 75

Критика Карлом Поппером концепции «историцизма». 82

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИЛИ СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ. 94

Неверно считать, что объективность науки зависит от объективности учёного 96

Задачи построения исторических объяснений. 97

В чём же состоит суть ситуационного анализа, или ситуационной логики?. 98

«Теория должна помогать действию, должна помогать нам изменять наши действия» 99

Проблема единства естественнонаучного и гуманитарного знания. 99

Дискурс – логическое основание исторической науки?. 103

МАРКСИЗМ, ЕГО КРИТИКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПРОШЛОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 105

Системный подход. 106

Существенные свойства системы: 108

Регулятивные требования принципов материалистической диалектики. 111

Критика марксизма и появление новых концепций общественного развития. 114

Догматическое восприятие марксизма и его последствия. 119

Возможность синтеза формационного и культурологического (цивилизационного) подходов: концепция В.Д. Жигунина. 121

Концепция всеобщей истории И.М. Дьяконова. 122

Синергетическое видение истории. 143

Есть ли в истории повторяемость?. 146

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЕТОДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛОЙ «АННАЛОВ». НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА. 148

Идея множественности социального времени. 150

Цель и задачи исторической науки. 151

Структурализм. Междисциплинарные исследования. 153

Социальный заказ и работа историков. 154

Кризис структуралистской методологии. 155

«История в осколках». 156

Критика структурализма. Вызов постмодерна. 156

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА РУБЕЖЕ ХХ – XXI ВВ.: ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА.. 162

Ситуация постмодерна. 164

Ситуация постмодерна заканчивается. 172

Природа исторического творчества: субъектно-объектные отношения. 183

Реальность прошлого удостоверяется через переживание настоящего. 186

Исторический образ прошлого по своей природе никогда не является завершенным 190

Проблема междисциплинарности. 190

Междисциплинарность как фактор самовоспроизведения истории, её развития вширь и вглубь. 191

Историческое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью социальных наук. 194

Семиотика и история. Культурфилософия Ю.М. Лотмана. Характеристика гуманитарного знания. Концепция Р. Барта. 199

Теория тропов Хейдена Уайта. Взаимодействие истории и литературоведения. 215

Комплексный подход в исторической науке. История как объяснение и история как понимание. Историческая герменевтика. 236

Микроистория. 254

Макро- и микроподходы в историографии. 262

История повседневности. 267

Новые направления в историографии: гендерная и устная истории. 279

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ. 289

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНОГО СОЧИНЕНИЯ. ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОСНОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ. 304

ЛИТЕРАТУРА.. 320

САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ (КАТАЛОГИ, ТЕКСТЫ) 327

Сайт «Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство» 331

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 333

 


[1][1][1][1] Интерпретация, интерпретации, ж. [латин. interpretatio] (книжн.). 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-н. Интерпретация законов. Интерпретация текста. 2. Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-н. музыкального, литературного произведения или драматической роли. Артист дал новую интерпретацию роли Хлестакова. Интерпретация – толкование, попытка сделать непонятное понятным. В наше время интерпретация рассматривается феноменологической герменевтикой как средство для улавливания формирования смысла в человеке. Интерпретация – толкование, попытка сделать непонятное понятным. В наше время интерпретация рассматривается феноменологической герменевтикой как средство для улавливания формирования смысла в человеке.

[2] Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки / Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1995.С. 3.

[3] Рикёр П.История и истина / Пер. с франц. – СПб.: Алетейя, 2002. С. 35 – 36.

[4] См.: Поль Рикёр. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.

[5] Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки / Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1995. С. 6 – 7.

[6] Биск И. Я. Мой XX век: Записки историка. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С. 232.

[7] Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки / Итоги XX столетия: Учебное пособие… М.: Логос, 2000.-319 с.

[8] Философия и методология науки. В 2 частях. М.,1994.

[9] См.: Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1994; Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. М., 2004. – 432 с.; Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.; Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории: Пер. с франц. / Рос. гос. гум. ун-т. – М., 2000. – 334 с.; Рикёр Поль. История и истина. / Пер. с франц. И.С. Вдовиной и А.И. Мачульской. – СПб.: Алетейя, 2002. – 400 с.; Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – 176с.; Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

[10] См.: Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки / Итоги XX столетия: Учебное пособие… М.: Логос, 2000.-319 с.

[11] См.: Стёпин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.-743с.

[12] См.: Валеев Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания. М.: Наука, 2004. – 234 с.

[13] Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 16 – 17.

[14] Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 16 – 17.

[15] Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 14.

[16] Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981. С. 3-11. См. также: Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / Т.Х. Керимов. – М.: Академический Проект, 2001.

[17] Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов/ Т.Х. Керимов. – М.: Академический Проект, 2001. С. 30.

[18] Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 14 – 15.

[19] Koselleck R. Histoire des concepts et histoire sociale // Le Futur passé, contribution à la sémantique des tempes historiques. Paris: EHESS, 1990. P. 69.

[20] Bloch M. Apologie pour l’histoire ou métier d’historien. Paris: Armand Colin, 1960. P. 41.

[21] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.5 – 6.

[22] См.: Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 605 с.

[23] Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. М., 1995. – №4.

[24] См.: Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска: Обзор англо – американской литературы. М., 1986; Петров Ю.А.,Захаров А.А. Общая методология мышления. – М.,2001; Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. – М., 1999.

[25] См.: Современные теории познания: сборник обзоров и рефератов. М.:ИНИОН,1992.– 167 с.

[26] См.: Кун Т.Структура научных революций. М.:Прогресс, 1977; Поппер К. Логика и рост научного знания. М.:Прогресс,1983; Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия: Учебное пособие. М.: Логос, 2000.; Томпсон М. Философия науки. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

[27] Лакатос И.Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии М.,1995.-№4.-С.135-146.

[28] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.8.

[29] Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания // Гносеология в системе философского мировоззрения / Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1983. - С. 282, 283, 288 – 980.

[30] Кароннова Е.В. Указ. соч. – С.9.

[31] Кароннова Е.В. Указ. соч. – С.10.

[32] Кароннова Е.В. Указ. соч. – С.11.

[33] Философия и методология науки. Часть 1. – М.,1994. – С.112-213.

[34] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.12.

[35] См.: Барг М.А. Эпоха и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987.-348с.

[36] Кароннова Е.В. Указ. соч. С.13.

[37] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.14.

[38] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.15.

[39] См.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Пгд., 1923.

[40] См.: Тойнби А.Д. Постижение истории / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. 730 с.; Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

[41] См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.

[42] См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. М. 1993.

[43] П.С.Гуревич. Бог поразительных преображений // Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 10 – 11.

[44] Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М., 2003. С.518.

[45] Кароннова Е.В. Указ. соч. С.17.

[46] См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. Пер. с англ. М., 1980.

[47] Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.18 – 19.

[48] См. К.Поппер. Логика и рост научного знания. М..1983.

[49] Философия и методология науки. Часть 1. – М.,1994. – С.291–299.

[50] Философия и методология науки. Часть 1. – М.,1994. – С.291–299.

[51] Рикёр П.История и истина / Пер. с франц. – СПб.: Алетейя, 2002. С. 38.

[52] Атецедент и консеквент - см. Импликация. Импликация (лат. implico - тесно связываю) - логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки, соответствующей союзу «если... то». В импликативном высказывании различают антецедент -• высказывание, которому предпослано слово «если», и консеквент - высказывание, следующее за словом «то». В классической математической логике исходят из понятия материальной И., которая определяется посредством функции истинности: И. ложна лишь в случае истинности антецедента и ложности консеквента и истинна во всех остальных случаях.

[53] Lacombe P. De l’histoire considérée comme science. Paris Hachette, 1894. P. 250 – 251.

[54] См.: Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Пер. с нем. СПб., 1997; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Пер. с нем. М., 1998.

[55] См.: Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990; Вебер М. Избранное: Образ общества. Пер. с нем. М., 1994.

[56] Останина О.А. Проблема субъективного в историческом познании: Автореф. дисс.…докт. филос. наук. М.,1998. – С. 16.

[57] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 10.

[58] Буркхардт Г. Непонятая чувственность. Набросок антропологии чувственности // Это человек: Антология: Учебное издание / Отв. ред. Гуревич П. С. - М.: Высшая школа, 1995.- 155.

[59] Ригоризм – бескомпромиссность, неприятие любых утверждений, не вписывающихся в определённую систему ценностей или рассуждений.

[60] Философия и методология науки. Часть 1. – М.,1994. – С.291–299.

[61] Вебер М. Понимающая социология // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 376.

[62] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 438 с.

[63] Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – 176с.; Хвостова К.Д., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

[64] Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие / М.Ф. Румянцева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.

[65] Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории: Пер. с франц. / Рос. гос. гум. ун-т. – М., 2000. – 334 с.

[66] Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка / Пер с англ. М.: Весь мир, 2000. – 295 с.

[67] Можно рекомендовать следующие работы: Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с франц. 2-е изд. – М.: Наука, 1986. 254 с.; Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. 804 с.; Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов" М., 1993; Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980; Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 605 с.; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Рикёр Поль. История и истина / Пер. с франц. И.С.Вдовиной и А.И. Мачульской /.-СПб.: Алетейя,2002.-400 с.; Февр, Люсьен. Бои за историю: (Сборник статей)/Пер. с франц.-М.:Наука,1991.-629 с. Можно посмотреть и обзорную литературу. Например: Рузавин Г.И.Логика и методология научного поиска: Обзор англо – американской литературы. М., 1986; К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Отв. ред. Б. Г. Могильницкий. Томск, 1994; Парэн Ш. Структурализм и история // Философия и общество = Philosophy a. society. – М., 1998. – №2. – С. 221 – 243; Ратмэн Д.Б. «Новая социальная история» в США // Новая и новейшая история. 1990. №2. С.66-80; Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции школы «Анналов» // Новая и новейшая история. – М., 1998. – №6. – С.64-87; Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история / РАН, Ин-т всеобщей истории. – М.: ИВИ РАН, 1998. – 278с.; Споры о главном: Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов": (Сб. статей), РАН, Ин-т всеобщей истории. – М.: Наука, 1993. – 207с.

[68] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 170.

[69] См. об этом: Берков В. Ф. Научная проблема. Минск, 1979; Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. М., 2004.; Петров Ю.А., Захаров А.А.Общая методология мышления. – М., 2001; Петров Ю.А., Захаров А.А.Практическая методология. – М., 1999.

[70] См.: Зеленков А. И. Принцип отрицания в философии и науке. Минск, 1981.

[71] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 33.

[72] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 39.

[73] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 39.

[74] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 160.

[75] Про А. Указ. соч. С. 161.

[76] Про А. Указ. соч. С. 161.

[77] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 170.

[78] Marrou H.-I. De la connaissance historique. Paris: Ed. du Seuil, 1954. P. 187 – 188.

[79] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 172.

[80] См.: Батароев К. Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск, 1981.

[81] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 174.

[82] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 174.

[83] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 175.

[84] Seignobos Ch. La Metode historique appliquée aux sciences sociales. Paris: Arman Colin, 1906. P. 32.

[85] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 68.

[86] Про А. Указ. соч. С. 69.

[87] Bloch M. Apologie pour l’histoire ou métier d’historien. Paris: Armand Colin, 1960. P. 37.

[88] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 65.

[89] Seignobos Ch. La Metode historique appliquée aux sciences sociales. Paris: Arman Colin, 1906. P. 2 – 5.

[90] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 179.

[91] Про А. Указ. соч. С. 180.

[92] Про А. Указ. соч. С. 180.

[93] Про А. Указ. соч. С. 184.

 

[94] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 184 – 185.

[95] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 176.

[96] Про А. Указ. соч. С. 103.

[97] Про А. Указ. соч. С. 103.

[98] ТОПОЛОГИЯ (от греч. topos - место и ...логия) - раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, т. е. свойства, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний (точнее, при взаимно однозначных и непрерывных отображениях). Примерами топологических свойств фигур являются размерность, число кривых, ограничивающих данную область, и т. д. Так, окружность, эллипс, контур квадрата имеют одни и те же топологические свойства, т. к. эти линии могут быть деформированы одна в другую описанным выше образом; в то же время кольцо и круг обладают различными топологическими свойствами: круг ограничен одним контуром, а кольцо - двумя.

[99] Koselleck R. Le Futur passé,contribution à la sémantique des tempes historique. Paris: EHESS, 1990. P. 28 – 29.

[100] Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. – 2004. №5.

[101] Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 117.

[102] Про А. Указ. соч. С. 118.

[103] Про А. Указ. соч. С. 119.

[104] Останина О.А. Проблема субъективного в историческом познании: Автореф. … докт. филос. наук. М.,1998. – С. 20 – 21.

[105] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 176 – 177.

[106] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 179.

[107] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 179.

[108] Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 182.

[109] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 175.

[110] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 176.

[111] Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982. С. 230 – 242.

[112] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 177.

[113] Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 27 – 28.

[114] Цит. по: Автобиография Л. Ранке // Русская мысль. 1893. Кн. 8. С. 159.

[115] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 388.

[116] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. С. 388 – 389.

[117] Могильницкий Б.Г. Между объективизмом и релятивизмом: дискуссии в современной американской историографии // Новая и новейшая история. 1993. №5. С. 10.

[118] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 49.

[119] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 179.

[120] Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 122 – 123.

[121] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 180.

[122] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 180.

[123] Новейший философский словарь / Сост. Грицанов А.А. Мн., 1998. С. 620.

[124] Бузескул В.И. Исторические этюды. СПб., С. 183.

[125] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 226.

[126] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 413.

[127] Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. №6. С. 47.

[128] Де Моз Л. Психоистория / Пер. с англ. Ростов н/Д., 2000. С. 11 – 12.

[129] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 242.

[130] Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 38.

[131] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 22, 105, 122.

[132] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 183 – 184.

[133] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 242.

[134] Коршунов А.М., Шаповалов В.Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1984. С. 66.

[135] Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С. 185.

[136] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 53, 178 – 179, 182.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...