Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНОГО СОЧИНЕНИЯ. ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОСНОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ.
Начальный этап исследования.
Процесс работы историка, в сущности, единообразен. Он проходит три стадии: изучение относящейся или близкой к теме литературы, отбор и обработка источников и создание исторического построения. Всю структуру исследования французский историк А. Монэн определяет следующим образом: 1. План исследования, соответствующий природе тех проблем, которые историк пытается решить. 2. Анализ, содержащий изучение и критику документов, с помощью которых он изображает каждый факт в отдельности. 3. Синтез, позволяющий установить связи между отдельными фактами и раскрыть «историческое полотно». 4. Моральная и политическая оценка изображаемых событий. 5. Литературное оформление результатов исследования в той форме, которая представляется наиболее соответствующей для уяснения другими созданной исторической концепции [509]. Определённая таким образом структура не означает, что она требует соблюдения указанной последовательности. Творческий процесс исследователя не сводится к максиме известного французского историка и социолога прошлого века Тэна, гласившей: «После сбора фактов следует поиск причин»[510]. Логическая конструкция создается обычно в процессе работы, причем она не может не меняться при нахождении новых фактов. План исследования, принятый в самом начале, может быть только «рабочим», указывающим некоторые направления и параметры (в особенности рамки исследования). Но теоретическая схема работы может считаться основательной только после завершения сбора фактов. Взаимосвязи элементов исследования польский академик Ежи Топольски представляет в виде такой схемы [511]: 1) Основные вопросы. 2) Разбивка основных вопросов = план исследования. 3) Сбор фактических данных. 4) Пересмотр плана. 5) Ответ, или завершение исследования.
Начинать надо с выбора темы и определения формы научного сочинения.
Выбор темы непосредственно связан с проблемой актуальности исследования.
«Ошибка в понимании актуальности – отождествление её с хронологической близостью к нашим дням. В действительности актуальным историческим исследованием может быть работа, посвящённая любому явлению прошлого, даже самого отдалённого … актуальность той или иной проблемы определяется в первую очередь тем, в какой степени она способствует лучшему пониманию современного общества и человека, показывая их в прошлом, а, следовательно, и в них самих, какие-то ранее неизвестные стороны. В конечном счете, наибольший общественный резонанс получают те исторические труды, авторы которых сумели лучше других понять основные тенденции духовной жизни своего времени и ярко их выразить»[512].
Отбор источников в данном случае абсолютно необходим, поскольку никакая история не является полным воспроизведением «всех источников», число которых по новейшему периоду к тому же практически неисчерпаемо. Л.Февр. правильно отметил относительную ценность письменных источников: «Историю изучают при помощи текстов, – писал он. – Знаменитая формула: и по сей день она не утратила всех своих достоинств, а они, без сомнения, неоценимы. Честным труженикам, законно гордящимся своей эрудицией, она служила паролем и боевым кличем в сражениях с легковесными, кое-как состряпанными опусами... История использует тексты – это ясно как день. Но не только тексты. А и все источники, какова бы ни была их природа» [513].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |